ИКТ-компетентность учителя: проблемы и перспективы

Информационные технологии никогда не заменят учителя, но они все более настойчиво врываются в современную систему образования и вытесняют прежние способы обучения. 

Для эффективного овладения учащимися ИКТ-компетенциями у учителя самого должны быть сформированы последние, т.к. именно он выстраивает методику обучения детей работе с компьютером с учётом их возрастных особенностей и ценностных установок.

Современный учитель должен быть способным помочь обучающимся использовать ИКТ для успешного сотрудничества, решения возникших задач, осваивания новых знаний, умений и навыков, поскольку он ориентирован на развитие личности, которая должна самостоятельно владеть, применять, анализировать, синтезировать информацию, быть полноценным работником и гражданином.

Проводя практические занятия «Использование новых информационных технологий на современном уроке» с учителями-предметниками, в нашем Центре часто приходится сталкиваться с мнением, что учитель, который владеет офисными технологиями, умеет находить нужную информацию в сети интернет, уже достаточно ИКТ компетентен. Но  согласитесь:  информационные  технологии развиваются столь стремительно, что уже являются неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. И тот уровень знаний и умений учителя в области ИКТ, который несколько лет назад считался высоким, сегодня уже недостаточен.

Поэтому система повышения квалификации учителей-предметников должна быть максимально ориентирована на развитие способности к формированию новых профессиональных ИКТ-компетенций.

В 2017 г. среди слушателей программ повышения квалификации учителей-предметников РТ проводили мониторинг, главной целью которого было выявление уровня ИКТ-компетентности учителя и внесение своевременных корректив в процесс обучения. В данном случае под ИКТ- компетентностью понималось готовность самого учителя к решению задач, направленных на преобразование своей профессионально-педагогической деятельности в условиях быстрого обновления информационно-телекоммуникационных технологий с целью обеспечения развития обучающихся.

В качестве критериев для оценки информационно-технологической компетентности учителя были взяты составляющие, которые определила В.Короповская в своем исследовании[2]:

Критерий Показатели
Мотивационный компонент ИКТ-компетентности – Желание участвовать в создании и реализации программы информатизации школы;

– заинтересованность в передаче своих знаний и опыта в сфере ИКТ учащимся и  коллегам.

Информационный компонент ИКТ- компетентности – Умение организовать эффективное личное информационное пространство и информационное пространство обучающихся в рамках информационного пространства образовательного учреждения;

– умение создавать собственные информационные ресурсы учебного назначения с использованием различных программных средств.

Содержательно-методический компонент ИКТ-компетентности – Умение отбирать содержание образования, методы и организационные формы обучения и воспитания, соответствующие задачам развития личности обучаемого, подготовки его к жизни в условиях информационного общества;

– владение различными методами оценивания эффективности использования учениками информационных ресурсов в обучении;

– владение способами обобщения опыта эффективного использования ИКТ в педагогической деятельности.

Сетевой компонент ИКТ- компетентности – Умение организовать эффективное учебное информационное взаимодействие в сети интернет со всеми участниками образовательного процесса;

– способность преобразовать личное и предметное информационное образовательное пространство в сетевое образовательное пространство.

Анализ состояния проблемы развития ИКТ-компетентности учителей-предметников РТ показал, что из 970 опрошенных слушателей программ повышения квалификации учителей-предметников за
2017 г.:

– заинтересованы в передаче своих знаний и опыта в сфере ИКТ учащимся и  коллегам – 970 человек или
100%;

– часто используют на своих уроках компьютер (957 человек или 98%), из них на каждом уроке:

– презентации  к уроку с использованием готовых ЦОР (или создают сами) –
957 человек или 100%;

– обучающие программы-тренажеры – 238 человек (24%);

– электронные тесты (создают сами) –
364 человека (38%);

– сбор данных с помощью компьютерных лабораторий (стационарных или мобильных) – 146 человек (15%);

– компьютерное моделирование – 112 человек (11%);

– геоинформационные системы – 296 человек (30%);

– подбирают учебные задания, при выполнении которых необходимо использовать   ЭФУ, – 506 человек (52%);

– задействуют сервисы Web 2.0 – 463 человека (48%);

– участвуют в дискуссиях на форумах/ в группах пользователей в интернете (например, вики или блог) –
187 человек (19%);

– сотрудничают с коллегами, используя общие ресурсы, такие как GoogleDocs®, – 236 человек или (24%);

– организовывают работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (Интернет-олимпиады, конкурсы, викторины и др.) – 629 человек (64%);

– владеют методиками создания собственного электронного дидактического материала, используя сервисы Web 2.0, –
479 человек (49%).

Также необходимо учитывать и тот факт, что показатели содержательно-методического компонента ИКТ-компетентности зависят, прежде всего, от той предметной области, в которой работает учитель. Он включает в себя и знание информационных источников по своему предмету, и умение качественно их использовать.

Не стоит также забывать и о том, что часто учителя, закончившие  курсы повышения квалификации в сфере ИКТ и имеющие в школе достаточно условий для применения новых технологий в профессиональной деятельности, этого не делают. И верно, что такой учитель не может называться ИКТ-компетентным, т.к его знания и умения не реализуются в деятельности.

Из проведенного выше мониторинга следует, что для повышения уровня ИКТ-компетентности учителей-предметников РТ в условиях прохождения курсов повышения квалификации необходимо организовывать:

– непрерывное методическое сопровождение (семинары, тренинги, мастер-классы и др.);

– консультации по освоению учителями различных средств ИКТ, сетевых сервисов;

– вовлечение учителей в работу сетевых сообществ, их участие в сетевых проектах, конкурсах и т.п;

– обобщение педагогического опыта по использованию ИКТ;

– дистанционные занятия по программам повышения квалификации, основу которых составляют видео-
лекции преподавателей с применением технологий спутникового IP-вещания и формы активной работы со слушателями с помощью видео- и конференц-связи и chat-техноло-
гии;

– создание и использование электронных средств образовательного назначения, использование инновационных методов и технологий в системе информатизации образования.

Однако на повышение ИКТ-компетентности учителя должны влиять не только внешние мотивы (заработная плата, карьерный рост и т. д.), но и внутренние: потребность в саморазвитии, самообразовании и стремление не просто научить обучающегося работе с компьютером, а воспитать у него и информационную культуру, и технологическую грамотность, и отношение к компьютеру как к инструментарию для поиска познавательной информации. 

Ольга ВОЛОГОДСКАЯ,
 старший преподаватель отделения общего образования Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ИПиО КФУ

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.