Логотип Магариф уку
Цитата:

История космонавтики в истории Муслюмовского района, или о чём нам расскажут старые фотографии?

(Музейный урок для учащихся I–IV классов)Альфия КАРЖАВКИНА, учитель начальных классов высшей квалификационной категории Муслюмовского лицея    Цель: Дать понять, что многое из истории и...

(Музейный урок для учащихся I–IV классов)
Альфия КАРЖАВКИНА,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории Муслюмовского лицея    
Цель: Дать понять, что многое из истории и культуры страны и из жизни людей можно узнать из документов и фотографий предыдущих эпох.
Задачи:
развивающие:
– развитие навыков поиска информации в различных источниках;
– развитие мышления, памяти, речи учащихся;
– развитие навыка выступления перед аудиторией;
– развитие познавательного интереса;
воспитательные: воспитание положительной мотивации к учению и попытка вызвать интерес к истории своего села и истории космонавтики.
Оборудование: фотографии Н.Р. Егорова, метеоритов.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя. Мы с вами знаем, что самые различные предметы могут быть источником знаний. Таким источником являются и фотографии. Они показывают нам то, что сейчас уже невозможно увидеть, и позволяют гораздо лучше  представить себе жизнь предыдущих поколений. Мы с вами находимся в музейной зоне нашего лицея, где имеется интерактивная карта звездного неба. Глядя на звёзды, мы отправимся с вами в недалекое путешествие по истории космонавтики и по истории нашего Муслюмовского района.
Учитель. Проходят года, а человек со временем возвращается к прошлому, вспоминает уважаемых личностей, которые оставили след после себя. Мы по праву можем гордиться тем, что учителем первого в мире космонавта Юрия Гагарина был уроженец деревни Новые Усы Муслюмовского района Никон Романович Егоров.
1-й ученик. На фотографии Никон Романович Егоров – уроженец села Новые  Усы Муслюмовского района. Биография Никона Романовича яркая и интересная.
Рано оставшись сиротой, подростком он поступает в педагогический техникум. Общительный Никон участвует в различных кружках, мероприятиях, конкурсах, в спортивных соревнованиях. Позднее его избирают секретарем комсомольской организации техникума.
По окончании техникума, учитывая организационные способности, Егорова назначают заведующим школой крестьянской молодежи деревни Верхне-Троицкое. Работая в этой должности, молодой Никон организует фонд материальной помощи детям бедняков. Кроме этого, он активно участвует в борьбе за коллективизацию, за что кулаки даже покушаются на его жизнь.
За активность и самоотверженность областная партийная организация направляет Н.Р. Егорова в экономический институт им. Орджоникидзе в  Москве. Окончив это учебное заведение, он остается в аспирантуре.
Начинается Великая Отечественная война. Никон Романович отправляется на фронт и встречает победу в Берлине. После окончания войны, он работает начальником отдела экономики центральной комендатуры г. Берлина. Он уже хороший специалист, имеет огромный авторитет, к его советам относятся с большим уважением. Никон Романович Егоров принимает активное участие в создании новой республики в Восточной Германии.
Начиная с 1949 года, он переходит в педагогическую деятельность в академии им. Н.Жуковского.    Он обучает космонавтов Ю.Гагарина, Г.Титова, В.Терешкову, В.Быковского, А.Николаева. Никона Романовича Егорова космонавты очень любили и уважали. Жизнь и самоотверженная деятельность Н.Р. Егорова на благо Родины достойны быть хорошим примером для молодежи.
Учитель. По воспоминаниям его сестры Галины Прокопьевой, проработавшей всю жизнь в родном селе Новые Усы педагогом, полковника Егорова связывала с его курсантами, будущими космонавтами, настоящая мужская дружба. Даже на фотографиях чувствуется то уважение, с которым относились будущие покорители космоса к преподавателю-фронтовику из Татарии. Егоров и в академии продолжал как на фронте «воспитывать у офицеров наступательный порыв». Свой опыт преподавания политэкономии Никон Романович оставил в 20 книгах.
Учитель успел стать свидетелем первых полетов своих учеников в космос. Целых пять лет открытий космоса к нему на кафедру приходили бывшие курсанты, делясь радостью побед. 19 декабря 1966 года летчики и космонавты проводили своего 60-летнего преподавателя в последний путь после тяжелой болезни.
Учитель. Ребята, на уроках окружающего мира вы уже не раз говорили о космосе и о космонавтике. Хочу предложить вам небольшую викторину:

  1. Какого числа отмечается День космонавтики? (12 апреля)

  2. Какие животные побывали в космосе? (Обезьяны, крысы, собаки.)

  3. Какие звери благополучно вернулись из космоса? (Собаки Белка и Стрелка.)

  4. Человек, который первый полетел в космос 12 апреля 1961 года. (Юрий Алексеевич Гагарин.)

  5. Космонавт, который первый вышел в открытый космос. (Алексей Архипович Леонов.)

  6. Первая женщина-космонавт. (Валентина Владимировна Терешкова)

  7. Какими чертами характера должен обладать космонавт? (Сильный, смелый, выносливый, талантливый, умный, быстрый.)

  8. Кого считают основателем космонавтики? (Константин Эдуардович Циолковский.)

  9. Откуда появляются чёрные дыры? (Они возникают там, где взорвалась старая звезда.)

  10. Как называется камень, если он прилетел на землю из космоса? (Метеорит.)


 2-й ученик. Перед вами фотография, сделанная в Казанском университете, в геолого-минералогическом отделе. 13 сентября 1937 года в 15 часов 15 минут в селе Каенсаз Муслюмовского района Республики Татарстан на поле днём, где работали колхозники, упал камень. Это очень редкий случай в мировой практике. Как оказалось – это звездный дождь, на поле села Каенсаз упал настоящий метеорит, посланник космоса. Сразу вызвали ученых, они провели исследования, и оказалось, что камень имеет космическое происхождение.
Благодаря месту своего падения, он получил название «Каинсаз». Один осколок 52 кг 375 г чуть не убил работающую на поле колхозницу Мавлюду Бадриеву. Воздушная волна была такой сильной, что Бадриеву, в 5 м от которой упал метеорит, контузило. Как оказалось, данный осколок только треть монолитного метеорита весом в 210 кг. Один осколок весом в 102,5 кг увезли в Москву, он упал в лесу и сломал дерево недалеко от поля, его инвентарный номер 1090. Сейчас он хранится в Минералогическом музее А.Е. Ферсмана. Три других 52 кг , 27 кг и 19 кг хранились в КФУ (Казань). Но в 1996 году осколок 19 кг поменяли на коллекцию метеоритов из США. Самый яркий из них метеорит Эскуэль. Американцы, не задумываясь, отдали Эскуэль за осколок метеорита Каинсаз. Ведь наш небесный посланец имеет очень ценный элемент для исследований – корку плавления (она образуется во время падения в атмосфере Земли), а также весьма редкий основной состав – углистый хондрит. Это вещество содержит свободный углерод, который, между прочим, является основой нашей жизни. Каинсаз ровесник Солнечной системы, его возраст 5 млрд. лет.
Учитель. В геологическом музее КФУ была организована выставка «Метеориты – посланники космоса. Звездный дождь в Казани». 
Коллекция метеоритов в Казанском университете очень большая. В ней больше ста экземпляров со всех уголков мира. Среди них – знаменитый татарстанский Каинсаз, аргентинский Эскуэль.  Основная цель  выставки – чтобы жители Татарстана могли прикоснуться своими руками к настоящему космическому объекту, почувствовать себя частью космоса.  Изучая метеориты, мы познаем природу мироздания. Велика научная ценность изучения данных объектов.
3-й ученик. Перед вами фотография еще одного метеорита. Как оказалось,  метеорит Каинсаз не единственный, который упал в нашем Муслюмовском районе Республики Татарстан. В 1964 году прицепщик Галимзян Магдеев увидел, что в бороне застрял камень весом 10,5 кг. Но этот камень исследовали только через 20 лет, в 1983 году его отправили в Москву и он получил название метеорит «Муслюмово». 
Учитель. Вот о чем нам рассказали старые фотографии. Придя домой, присмотритесь к своим старым, пожелтевшим фотографиям внимательнее. Попытайтесь расспросить о них своих родных и близких, записать эти воспоминания. Ведь смотреть и слушать вдвойне интересно, узнавать об истории своей семьи, своего рода, своей родины. Огромное значение для нас имеют эти раньше черно-белые, а теперь и цветные картинки.
4-й ученик.
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.
    (Аркадий Хайт)
Заключительное слово учителя. Космос всегда был и будет одной из наиболее волнующих человечество загадок. Его глубинные дали  неустанно влекут к себе исследователей всех поколений, звездное небо завораживает своей красотой, а звезды издревле  были  верными проводниками для путешественников. Пусть и ваш путь освещают путеводные звезды. Смотря на звезды, стремитесь к своей мечте, и она обязательно сбудется!

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ