Как отучить ребенка от вредных привычек?

То сосет палец, то крутит волосы, то исследует свой носик… Все это некрасиво, вредно и, порой, может вызвать медицинские осложнения. Как отучить ребёнка от нежелательных привычек без стресса? Рассказала детский психолог, кандидат медицинских наук Фарида Волгина.

– Фарида Мунавировна, какие вредные привычки распространены среди детей дошкольного возраста?

– Прежде всего, хочется сказать, что же такое привычка. Привычка – это сложившийся способ поведения в определенных ситуациях. Привычка – это поведение, которое регулярно повторяется. Для детей дошкольного возраста характерны следующие так называемые вредные привычки: сосание пальцев, обгрызание ногтей (губ, кутикулы, щёк), ковыряние в носу, кручение или выдергивание волос и другие. Но есть и полезные привычки. Это – делать утреннюю гимнастику, соблюдать режим дня, чистить зубы…

– Что может стать причиной их возникновения?

– Вредные привычки вырабатываются в качестве способа успокоиться в каких-то сложных и непривычных жизненных ситуациях. Как правило, они указывают на внутренние страхи, застенчивость, неуверенность в себе.

Все привычки у детей можно разделить на две группы: патологические и непатологические. Патологические – это так называемые детские неврозы, которые возникают в основном из-за дефицита внимания и ласки со стороны родителей. Такие привычки появляются у ребенка для того, чтобы снять стресс каким-то образом. Непатологические вредные привычки тоже возникают, в общем-то, по вине родителей, потому что они недолжным образом уделяют воспитанию своего ребенка внимание. Примерами этому могут послужить использование нецензурных слов в речи, чавканье за столом, почесывание…

– Какие действия следует предпринять родителям, чтобы отучить своего ребенка от нежелательных привычек?

– Отучение от вредных привычек сложный и длительный процесс. И подход должен быть комплексным. В любом случае, прежде всего, необходимо не застрять внимание на привычки на каком-то патологическом поведении ребенка, а попытаться с ним поговорить, объяснить, спросить, почему он это делает. Нужно дойти до сути, что является основой, на которой строится эта привычка, что хочет ребенок: снять напряжение или отвлечься таким образом. Кроме этого следует создать благоприятную обстановку в семье, отвлекать ребенка каким-то интересным занятием.

– Некоторые родители весьма резко реагируют на такие привычки и начинают ругать своего ребенка, могут даже наказать или отшлепать. Допустимы ли такие насильственные методы?

– Ни в коем случае нельзя ребенка ни ругать, ни наказывать. Потому что неврозы возникают именно в том случае, если со стороны родителей дети чувствуют строгость, страх наказания. Нужно чаще разговаривать с ребенком, объяснять ему, что такое хорошо, что такое плохо, почему это делать нельзя. И таким образом попытаться избавиться от вредных привычек. Если же родители будут ругать за вредные привычки, то это поведение еще больше зафиксируется, и ребенок уже будет негативно относиться к словам папы и мамы, к их наставлениям, и будет делать все наоборот. Это такой детский негативизм, который тоже присущ для детей дошкольного возраста. Потому что они в силу своего развития не совсем понимают, что происходит вокруг. Только добром и любовью, вниманием можно изменить ситуацию с вредными привычками. И, конечно же, насильственные методы, ругань, запреты и наказания никак не могут избавить ребенка от нежелательных привычек. А наоборот, еще больше будут загонять его в невротическое состояние, когда уже потребуется помощь врача. И без помощи специалиста ребенка невозможно будет вылечить.

– А могут вредные привычки вызвать медицинские осложнения?

– Вредные привычки, конечно же, могут вызывать медицинские осложнения. Например, врастание ногтя, стоматологические проблемы, кровотечение из ранки слизистой или носа. Кроме этого, когда ребенок грязными пальцами лезет в носик, это говорит о постоянном заносе инфекции в носовую полость. Затем, если ребенок постоянно грызет ногти, тоже могут быть повреждения, которые периодически будут воспаляться и вызывать кожные инфекции.

И напоследок несколько вариантов, как правильно общаться с ребенком:

1. Если сосет палец: «Убери палец изо рта» – неправильно, «Как думаешь, супермен сосет палец?» – правильно;
2. Если закручивает волосы: «Ты себе волосы испортишь» – неправильно, «Давай попробуем эту прическу на кукле?» – правильно;
3. Если использует в речи нецензурные слова: «Веди себя прилично» – неправильно, «Давай поговорим уважительно» – правильно;
4. Если ковыряет в носу: «Не смей так делать» – неправильно, «Используй салфетку» – правильно.

Диляра БАТРШИНА
Фото из личного архива

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.