Логотип Магариф уку
Цитата:

Как Ильминский повлиял на обучение татарских детей русскому языку?

Сегодня большая роль отводится лингводидактике, которая рассматривает как обучение иностранному языку, так и его усвоение. В образовательных организациях республики особое внимание уделяется полилингв...

Сегодня большая роль отводится лингводидактике, которая рассматривает как обучение иностранному языку, так и его усвоение. В образовательных организациях республики особое внимание уделяется полилингвальному образованию, в том числе обучению государственным и родным языкам с дошкольного возраста.
На сегодняшний день является одним из актуальных вопросов не только изучение татарского языка русскоязычными детьми, но и обучение русскому языку, начиная с детского сада. С одной стороны, учеными и авторитетными педагогами разрабатываются инновационные учебно-методические комплекты, с другой стороны, некоторые родители, а иногда и дети, отмечают, что в процессе обучения упор делается больше на грамматику, чем на развитие коммуникативных навыков.
Вопрос обучения татарских детей русскому языку, как неродному, был не менее актуальным еще сто пятьдесят лет тому назад. Одним из ученых, который сформировал  свою знаменитую педагогическую систему обучения русскому языку как неродному, был Николай Иванович Ильминский (1822 – 1891) – профессор Казанской духовной академии и Казанского государственного императорского университета, педагог, православный миссионер, ученый-востоковед, неустанный труженик на поприще народного просвещения. «Обучение русскому языку в нерусских школах должно быть практическим», – таким был основной лейтмотив в его системе преподавания. Он повлиял на форму просвещения нерусского населения России, явился инициатором возникновения национальных интеллигенций кряшен (крещеных татар), чувашей, черемисов (марийцев), мордвы, вотяков (удмуртов).
Одним из наиболее глубоких исследователей педагогического наследия Николая Ильминского был доктор педагогических наук Абдулла Асадуллин (1926 – 2004). О жизни и трудах ученого была размещена статья в №10 журнала «Магариф» за 2016 год и на нашем сайте по адресу www.magarif-uku.ru/abdulla-shageevich-asadullin-i-tradici/.
По мнению Абдуллы Шагеевича, труды Николая Ивановича ставят его в один ряд с выдающимися личностями не только Поволжья, но и всего нашего отечества. А.Ш.Асадуллин находил много рационального в его дидактических принципах, в частности, в опоре на родной язык при обучении русскому языку, в организации обучения русскому языку с учетом идеологических особенностей системы преподавания.
Для читателей журнала «Магариф» мы приводим несколько фрагментов из книги А.Ш.Асадуллина «Заглядывая в прошлое методической науки: Из методического наследия по преподаванию русского языка в национальной школе» 1, в которой он делает анализ построения обучения русскому языку для татарских, чувашских, узбекских и грузинских детей.
Н.И.Ильминский подчеркивал, что обучение русскому языку в нерусских школах должно быть не теоретическим, а практическим. На вопрос, что лучше «практика неосмысленная» или «теория бесполезная» он отвечал: «Кажется, лучше первая, т.е. практика. Но самое-то лучшее то, чтобы практика соединена была с теорией».
В практическом обучении русскому языку Н.Ильминский придавал большое значение наличию языковой среды. Известен факт, что сам Ильминский, для лучшего ознакомления с татарским языком, поселился в Татарской слободе, общаясь ежедневно с татарским населением, учился их языку. Работая в Казанской духовной академии, он часто направлял студентов для проживания в татарские деревни. «Месяца в полтора, – писал Ильминский, –
эти студенты приобретали в татарском языке такие успехи, каких не могли в академии приобрести за целый год».
Ученик и последователь Н.И.Ильминского Н.А.Бобровников считал, что организацией преподавания русского языка в нерусской школе должны заниматься люди, хорошо знакомые не только со спецификой языка, но и знающие родной язык учащихся. Когда лучше начинать обу- чение нерусских детей русскому языку? Н.Бобровников считал, что лучше всего начинать с первого дня поступления детей в школу и на первых порах вырабатывать у них русское произношение и учить русским словам и фразам. «К урокам чтения мы переходим только после того, как дети выучатся читать на природном языке в русской транскрипции, что занимает не менее полутора месяцев; за это время дети успевают усвоить до двухсот русских слов в простейших оборотах, так что им можно дать материал для чтения по-русски из того, что они уже знают в виде так называемых полурассказов».
Предложенная Н.Бобровниковым сис- тема первоначального обучения русскому языку была довольно эффективной и давала практические результаты: «…ученики-инородцы оказывают значительные успехи и уже в первый год обучения овладевают строем простого предложения, твердо усваивают до тысячи русских слов и прочитывают довольно объемную книгу для чтения, специально для инородцев изданную», – писал он.
И.С.Михеев, Н.А.Бобровников, Н.И.Ильминский придавали большое значение развитию навыков разговорной речи, уделяя пристальное внимание последовательному введению новых слов, грамматических структур и добиться после этого их повторяемости. О разговорных уроках много говорится в трудах грузинского педагога Я.С.Гогебашвили (он их называет «лексическими уроками»). Ученый отмечает, что лексические уроки, как подготовительная ступень, признаются при преподавании любых языков. Но эти уроки, по его мнению, нужнее при обучении русскому языку нерусских детей. Я.Гогебашвили пишет: «Лексический способ является самым естественным, вполне совпадающим с тем путем, каким усваивается родной язык ребенка. Способ этот устанавливает живое преподавание языка, чуждое книжной сухости. Без него детей с самого начала пришлось бы обучать одновременно незнакомому языку и чуждой грамоте, т.е. обременять их зараз двумя трудностями. Благодаря лексическим урокам дети легко, почти шутя овладевают известным запасом слов и выражений из русской речи и затем усваивают русскую грамоту почти так же легко, как и родную».
Примерно так же подходит к организации первоначального обучения русскому языку И.Я.Яковлев2.Обучение русскому языку он рекомендует начать с разговорных уроков, используя родной язык учащихся. Материалом для таких уроков, по его мнению, должны служить предметы, известные учащимся по родному языку. К родному языку учитель прибегает и при объяснении новых понятий, чтобы облегчить обучение, сделать его понятным, легким и доступным.
Самым эффективным средством научить нерусского учащегося русскому языку Н.Бобровников считал беседу, непосредственный разговор. Здесь заранее подбирается определенная грамматическая тема и определенное количество слов (3–5) для заучивания. Причем эти слова учитель должен давать во взаимной связи друг с другом, применяя при этом наглядность. Учитель, прежде всего, должен добиться правильного произношения этих слов, объяснить их значение. Затем эти слова учащиеся повторяют хором и в одиночку и читают по учебнику. Что же касается грамматических тем разговорных уроков, то их последовательность должна определяться успехами учеников.
Роль учителя в трудах названных нами авторов особо подчеркивается. В книге проф. А.В.Миртова «Очерки по методике преподавания русского языка в узбекской школе» (Ташкент, 1962) есть специальный раздел о требованиях к учителю русского языка в национальной школе. Считая, что одной из причин плохой успеваемости в занятиях по русскому языку в нерусской школе является недостаточная подготовка учителя. Автор предъявляет к словесникам узбекских школ свои требования.
В итоге рассуждений А.Миртов приходит к выводу: учитель русского языка в школе национального типа должен в достаточной мере знать и родной язык учащихся: в трудную минуту он сможет воспользоваться переводом. Вести уроки такой учитель будет, учитывая имеющиеся у учеников общеязыковые знания и грамматическую терминологию на их родном языке.
 
Подготовил Марат САФАРОВ,

кандидат педагогических наук (г.Москва)

Фото: ВикипедиЯ

 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ