Какие проблемы нужно обсудить во время «августовки»?

Очередной учебный год подошел к концу. Для подведения итогов 2021/2022 учебного года за круглым столом в редакции журналов «Магариф» и «Гаилә һәм мәктәп» собрались директора ведущих школ города Казани, Зеленодольска и представители Министерства науки и образования Республики Татарстан. Модератором круглого стола выступила редактор журнала «Магариф» – заместитель генерального директора АО «Татмедиа» Сюмбель Таишева.

Сюмбель Нурисламовна: – Все с нетерпением ждут результатов ЕГЭ, которые должны быть озвучены уже на днях. Первый вопрос хотелось бы адресовать начальнику Управления реализации государственных программ и проектов Министерства образования и науки Республики Татарстан Татьяне Георгиевне. Каковы итоги года и какие задачи поставлены на следующий год? Достигнута ли цель, поставленная в текущем учебном году перед педагогическим сообществом Татарстана?

Татьяна Георгиевна Алексеева: – Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21. 07. 2020, № 474 определена национальная цель – «Возможности для самореализации и развития талантов». Поставлена задача – вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования и формированию эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. Говоря простым языком, это – повышение качества образования детей, начиная с 7 лет, и молодых людей до достижения 35 лет, которых мы должны поддерживать и помогать им саморазвиваться. Что входит в повышение качества образования? Это, безусловно, данные ОГЭ, ЕГЭ, ГИА, проведение оценочных исследований региональных, всероссийских и международных работ. Относительно итоговых аттестаций мы не сможем предоставить никаких результатов, так как все, что было намечено на весну этого года, к сожалению, отложилось и перешло на октябрь. Все, что связано с оценочными процедурами, пока находится в затишье. Какие результаты мы имеем на данный момент? Хочу напомнить, что в Татарстане создан и активно функционирует Республиканский координационный научно-методический совет педагогов-психологов. В этом году в особую зону вошли 11 районов, которые имеют показатели ниже среднереспубликанских по сравнению с итогами прошлого года. Здесь мы провели мониторинг успеваемости 6, 7, 8 классов по разным предметам. Мы анализировали качество образования, успеваемость и выясняли западающие зоны по всем предметам. Возникли вопросы по учителям, которые не могут обеспечить соответствующие результаты.

Итоги года рассматривать еще рано, есть только репрезентативная выборка. В последнее время мы делаем упор на развитие олимпиадного движения. Результаты ГИА, ЕГЭ и ОГЭ мы не можем сравнивать с предыдущим годом, потому что там были другие задания и иной подход. В прошлом и позапрошлом годах учащиеся из-за пандемии жили в абсолютно другом режиме. В связи с этим, мы уделяем внимание олимпиадному движению. В этом нам помогают региональный олимпиадный центр и олимпиадный центр наподобие «Сириуса», который был создан в рамках национального проекта образования. Хотелось бы сделать акцент на том, насколько активны муниципальные районы и отдельные образовательные организации в развитии олимпиадного движения.

Подобная аналитика была бы объективной в отношении каждой школы. Здесь хотелось бы сделать акцент не столько на повышение качества образования через итоговую аттестацию, а именно на поддержку развития одаренности талантов. Во-первых, для этого созданы все условия. Во-вторых, повышение качества образования очень сильно меняется в коллективе школ. Поэтому основные задачи, которые мы ставим, – это выявление и развитие таланта и одаренных детей. Следующая задача, которую мы ставим на 2022 и 2023 год, – это развитие, связанное с функциональной грамотностью обучающихся.

С 1 сентября в I и V пятых классах будут реализовываться обновленные ФГОС. Основная задача – это использование, создание соответствующих рабочих программ, работа с конструктивными программами, готовность учителей использовать готовый продукт и умение учителей вносить в него некоторые изменения. Подобная практика хороша для молодых педагогов, которые пришли использовать его, так как они не имеют еще собственной оценки преподавания предметов.

Сюмбель Нурисламовна: – В интернете ходит шутка о том, что ФГОС поменялись незначительно, но возросло количество страниц текста. С какими сложностями могут встретиться педагоги? Какие радикальные изменения произошли?

Татьяна Георгиевна: – Радикальных изменений нет. Есть уточнения по каждому классу. Если раньше мы говорили о ступени, допустим, в IV классе по результатам экзамена ребенок должен знать и обладать определенными навыками, то по истечении четырех лет обучения мы должны были прийти к определенным знаниям и компетентностным результатам. Сейчас мы говорим, что ребенок должен иметь эти знания по истечении учебы в первом классе, и так по последовательности. Это означает, что все изменения, которые произошли, заключаются лишь в том, что их просто-напросто конкретизировали. То же самое в среднем звене. О какой-то серьезной доработке старшего звена пока речь не ведется.

Сюмбель Нурисламовна: – В феврале вместе с заместителем министра образования и науки Республики Татарстан – руководителем департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан Рамисом Музиповым мы обсуждали результаты международного обследования PISA…

Татьяна Георгиевна: – Все, что связано с реализацией обновленных стандартов и предыдущих утвержденных стандартов, непосредственно ложится на такое понятие, как «функциональная грамотность». В этом году восемь татарстанских школ были отобраны для участия в этом обследовании. С февраля по апрель 2022-го мы вошли в режим еженедельного взаимодействия с Институтом развития образования и центром непрерывного повышения профмастерства. Каждую неделю мы собирались с муниципальными районами, директорами и педагогическим составом школ вместе со специалистами Министерства образования и науки РТ и обсуждали все сложные вопросы. В итоге мы сделали два обследования: изначальную диагностику детей, а спустя несколько месяцев – итоговую диагностику. В плане функциональной грамотности татарстанские школы заняли низкое место. В этом году мы только для этих школ создали группу, которая смогла показать существенную разницу, по сравнению с предыдущими результатами. Напомню, функциональная грамотность держится на нескольких понятиях – это читательская грамотность, научная грамотность, математическая грамотность, глобальная компетенция и креативное мышление.

Благодаря этому мы поняли, что наши учителя не умеют перестраиваться в части изменения заданий на уроках. Нам требуются тьютеры –
педагоги, которые помогут учителям развить функциональную грамотность. Таких тьютеров мы нашли. Была образована молодая активная команда, которая стала выезжать в эти школы и работать с педагогами. В свою очередь, они научили их альтернативному решению задач. Благодаря этому мышление учителей стало меняться в лучшую сторону.

Хочу перейти к другому термину, который мне самой не нравится – это смешение задач, смешение между разными типами функциональной грамотности. То есть математическую грамотность мы должны уметь развивать на уроках русского языка, истории, обществознания через переформатирование кейсовых элементарных учебных задач. Таким же образом должны формировать читательскую грамотность на уроках физики, химии, биологии. Мало того, что нам надо учиться, все делать на своих предметах, нам еще нужно смешивать классы, учителей для того, чтобы они делали это друг для друга. Это – архисложная задача, но если мы с ней справляемся, то видим полное отражение результатов этой работы на детях. Потому что они легко входят в новую задачную область. Начинают решать нестандартные задачи, которые мы раньше не могли решать, и начинают по-другому работать с символами.

Сюмбель Нурисламовна: – На основании какого принципа происходит отбор школ, участвующих в международном тестировании?

Татьяна Георгиевна: – В этом году были отобраны разные школы: и маленькие, и большие в случайном порядке. Среди них есть школа из Апастовского, Спасского районов, казанский лицей № 182 и школа № 126 из Набережных Челнов.

Сюмбель Нурисламовна: – Есть ли уже окончательные итоги по ЕГЭ 2021/2022 учебного года?

Татьяна Георгиевна: – Учащиеся сдали ЕГЭ по основным предметам, однако есть дополнительный период. Но уже известно, что есть стобалльники, которые получили высший балл по нескольким предметам. Последний резервный день состоится 9 июля. В течение 14 дней будут подведены окончательные итоги. Их огласит на брифинге наш министр образования и науки Ильсур Гараевич.  Данные будут полноценными, будут включать все категории детей, которые войдут в государственную итоговую аттестацию, и надеюсь, что окажутся весьма неплохими.

Сюмбель Нурисламовна: – Я хотела бы передать слово директору «Лицей № 1» Светлане Юрьевне, чтобы все смогли услышать об опыте коллег из Зеленодольска и узнать о поставленных задачах и новшествах, которые получилось привнести в учебный процесс.

Светлана Юрьевна Кудрявцева: – Хочу сказать, что мы подводим итоги уже тогда, когда наши дети реализуют себя в жизни, а это происходит где-то через 10 лет после окончания школы. Относительно поддержки детей в реализации их мышления и проектов мы тесно сотрудничаем с КПФУ, КГМУ, КГФЭИ. Исходя из этого, мы поняли, что учащиеся должны развивать практические навыки – когда они взаимодействуют с предприятиями, это заставляет их теоретически готовиться к профессии. Они выбирают для себя проекты, которые хотят реализовать.

Директор «Гимназия № 12 имени Ф.Г. Аитовой» Нагимова Зумарат Шамиловна: – Мы получили грант по сохранению национальных языков. В настоящее время реализуем еще шесть проектов. В этом году проектируем столовую, и наши дети принимают активное участие в этом. Они предлагают нам свои идеи, эскизы, и мы, учитывая их, воплощаем на своей территории.

Сюмбель Нурисламовна: – Зумарат Шамиловна, инициатором строительства вашей гимназии был Туфан Абдуллович Миннуллин, но в силу своей скромности, он отказался при жизни от присвоения своего имени вашей гимназии. Сегодня эта тема снова актуальна. Как бы Вы отнеслись к тому, чтобы только что построенная гимназия носила его имя?

Зумарат Шамиловна: – Гимназия во многом появилась благодаря инициативе Туфана Абдулловича, поэтому мы поддерживаем идею о том, что одна из новых школ Казани должна носить имя этого Великого человека.

Президент РОО «Ассоциация РТ «Магариф» («Образование») Марат Вазыхович Лотфуллин: – Хочу добавить, что 12-я гимназия является большим и важным проектом, поскольку это гендерная школа. Во всем мире все элитное образование построено на этом типе, и это абсолютно правильно, поскольку природные данные у мальчиков и девочек отличаются. Они по-разному мыслят, и эти дети должны учиться раздельно. Давно доказано, что это положительно влияет на учебу детей. Сегодня в преддверии августовского совещания хотелось бы поднять еще одну очень серьезную проблему.

Я считаю, что в Татарстане нужно создать полилингвальный вуз. Без этого комплексы полилингвальных школ не могут существовать, и в них нет смысла. Требование времени таково, что нужно преподавать уроки на английском языке, начиная с младших классов. Откуда мы берем кадры для одаренных школ? Мы берем их из МГУ. Специалистов, которые способны вести свои предметы на иностранном языке, к сожалению, в Казани нет.

Директор школы № 18 г. Казани Рина Ринадовна Бадриева

Рина Ринадовна: – Я работаю директором в казанской школе № 18 с углубленным изучением английского языка. С V класса мы вводим по одному дополнительному предмету на английском языке. Очень сложная задача – найти такого специалиста. Поэтому я согласна с Маратом Вазыховичем в том, что это большая проблема, но выход есть.

Как мы в свою очередь выходим из данной ситуации? Мы берем специалиста с двумя дипломами, учителя английского языка, который прошел переподготовку по предмету «История». Прежде всего приглашаем к себе на работу дипломированного педагога по английскому. При всем этом, мы учебный план не трогаем и оставляем историю на русском языке. История на английском идет дополнительным уроком и будет дополнять основной.

Марат Вазыхович: – Это, конечно, все очень хорошо, но не может решить массовую проблему.

Сюмбель Нурисламовна: – В работе круглого стола принимает участие директор МАОУ «Лицей № 146 «Ресурс» Диляра Каримова.

Ваш лицей стал широко известен не только в Татарстане, но и в России. Благодаря федеральным и региональным грантам педагоги лицея получили возможность изучения передовых практик. Поделитесь, пожалуйста, профессиональным опытом с коллегами…

Диляра Салиховна: – Для нашего лицея 2022 год – юбилейный: мы отметили 30-летие. Говоря об итогах года, я бы сконцентрировала внимание на двух аспектах. Во-первых, в этом году мы активно сотрудничали с федеральным центром и нашим Министерством образования и науки РТ. Несколько лет назад была поставлена задача, чтобы в школе обязательно была программа воспитания. В связи с этим, я со своими заместителями и педагогами провела анализ воспитательного урока. Во-вторых, в нашем коллективе появилось много молодых специалистов, которым мы помогаем совершенствоваться. Из 86 учителей – 23 новых молодых педагога. Стартовая зарплата у нас – 60000 рублей. Как этого добиться? Открою маленький лайфхак. Принимая на работу нового специалиста, объясняем, что через несколько месяцев работы он должен научиться зарабатывать и показать результаты.

С точки зрения развития молодых педагогов, хочу рассказать о Всероссийском конкурсе «Педагогический дебют», в котором я являюсь членом жюри в номинации «Молодые управленцы». В нем принимают участие много преподавателей из разных регионов России. К сожалению, Татарстан очень слабо представлен. Многие учителя могут участвовать в этом конкурсе. Подобный конкурс помогает профессиональному развитию, и к тому же он абсолютно бесплатный.

Марат Вазыхович: – Мы подняли еще одну серьезную проблему – зарплату учителей. Из-за чего происходит утечка мозгов за рубеж? Вся проблема в маленькой зарплате. Нужно понимать, что гранты не решают проблемы образования. Они служат какой-то маленькой частью и могут помочь в каких-то аспектах. Если мы хотим, чтобы специалисты оставались на родине, государство должно им хорошо платить. Учитель должен получать достойную зарплату, и только тогда можно решить проблему с кадрами.

Евгений Михайлович Лобанов: – Как заместитель директора гимназии № 19, я работаю с молодыми учителями. Сегодня школам тяжело конкурировать в плане зарплат с онлайн-школами. Их рынок очень сильно процветает, и многие учителя уходят туда и ежемесячно получают там зарплату в несколько сотен тысяч рублей. В нашей школе мы также сталкиваемся с такой проблемой. Поэтому вопрос зарплаты, который приводит к оттоку кадров, нужно решать незамедлительно.

Сюмбель Нурисламовна: – Многие из тех, кто уезжает за рубеж, переводят детей в российские онлайн-школы. Однако бывает, что по результатам экзаменов в IX классе баллы оказываются низкими. Кто контролирует онлайн-школы?

Татьяна Георгиевна: – Поскольку онлайн-школы – это коммерческие организации, вопрос не относится к Министерству образования и науки. Мы не можем их закрыть или отобрать лицензию.

Сюмбель Нурисламовна: – Получается, что онлайн-школы становятся конкурентами нашим школам?

Евгений Михайлович: – Онлайн-школы забирают наши кадры и переманивают наших учителей за счет зарплаты, вдобавок у них отсутствует бумажная волокита.

Диляра Салиховна: – Из-за обновленных стандартов ФГОС, у нас вскоре усилится проблема нехватки кадров. Например, нужен педагог по робототехнике. Однако я не смогу в школу привлечь его даже на хорошую зарплату, так как такого специалиста просто нет. Это – глобальная проблема, которую нужно решать на августовском совещании.

Марат Вазыхович: – Соревнования по ЕГЭ следует прекратить, так как нужно готовить специалистов в рабочих сферах. Делать так, чтобы такие профессии стали перспективными.

Мы сегодня не говорим о школах, которые не имеют высоких показателей по ЕГЭ, ОГЭ и ГИА. Однако они также достойны внимания: в них учатся дети, которые имеют право на такие же условия, как в ведущих школах Казани. Их родители платят соответствующие налоги. Я хотел бы предложить на следующий круглый стол пригласить директоров таких школ.

Ольга Владимировна Купоросова: – Я директор одной из таких пролетарских школ – лицея № 14 города Зеленодольска, которой на следующий год исполнится 60 лет. Когда меня назначили им руководить, ученики не хотели в него поступать, а родители и вовсе не приводили детей для зачисления в первый класс. Необходимы были кардинальные изменения. Я начала с коллектива и его развития. Мы стали принимать участие во всех грантах и вошли в 60 лучших школ Татарстана. Стали изучать передовой опыт из других регионов, и вскоре среди наших учеников появились стобалльники. Появились первые победы.

В этом году наша школа вошла в Ассоциацию госкорпорации «Ростех». У нас повысился уровень образования педагогических кадров. Один из наших педагогов вошел в пятерку лучших учителей Республики Татарстан. Таких результатов мы достигли благодаря участию в конкурсах, в грантах и в разных проектах. Теперь в школе готовят инженеров и будущих медиков. Сейчас мы хотим благоустроить территорию нашей школы. Хотелось бы подчеркнуть, что гранты стали для нас подъемной лестницей к самосовершенствованию.

Сюмбель Нурисламовна: – Хочу передать слово директору школы № 15 Ивану Александровичу, который сам вошел в число 15 лучших педагогов страны во Всероссийском конкурсе «Учитель года-2016». Что удержало молодого, перспективного учителя истории в стенах школы? Вам предложили высокую зарплату?

Иван Александрович Филатов: – Нет, я сам решил остаться. Год был волнообразный, и мы посвятили его функциональной грамотности. В своей школе мы начали развивать сферу социального партнерства. Проблемы физики и функциональной грамотности и применения знаний мы решаем за счет кафедры механики – здесь наши учащиеся реализуют свои знания на практике.

Проблема кадров у нас также существует, но в этом году у нас в коллективе к работе приступили работать девять молодых студентов. Также в этом году мы приняли к себе 24 ребенка со II по XI классы, которые переехали в Казань из зон боевых действий. Это был серьезный вызов для нас, так как нужно было обучить этих детей, которые учились в другой среде и имеют разные взгляды. Эти ученики хорошо адаптировались, никаких конфликтов у нас с ними не было. Наш коллектив с этим справился, и мы этому очень рады.

Рина Ринадовна: – На время моего руководства школой попал период, когда пошла смена поколений по возрасту. У нас сейчас сравнительно обновленный коллектив. Передо мной также стояла задача удержать молодых специалистов. У нас в школе работают преподаватели разных возрастов. С молодыми мы участвовали в конкурсе школьного мастерства «Учитель года», потому что участие в конкурсах – это повышение профессионализма. Зарплата и уход молодых специалистов затрагивают все школы. У нас также есть история с онлайн-школой, в которую ушел работать наш новый и перспективный учитель по истории, победитель конкурса «Учитель года» в номинации «Педагогический дебют». Мы растим кадры, радуемся их успехам, а они уходят. В результате наши вложенные силы сводятся на нет. Еще хочу сказать о том, что наши дети не любят участвовать в олимпиадах, поэтому мне приходилось убеждать их родителей. Мы сделали шаги в этом направлении, начали завлекать родителей и младших детей к участию в олимпиадах. В этом направлении у нас идет сотрудничество с КПФУ и с Академией наук Татарстана.

Сюмбель Нурисламовна: – На двери одной из казанских школ висит объявление о наборе учеников сразу в несколько классов. Что нужно делать, чтобы ученики из среднего звена не уходили в другие школы? К примеру, для казанской школы № 18 конкурентом является математический лицей № 131, который занимает первую строчку в образовательном рейтинге Татарстана и располагается по соседству.

Рина Ринадовна: – У нас школа с углубленным изучением английского языка, и поэтому мы большой акцент делаем на этом. Мы не можем тянуть сразу два направления, и поэтому некоторые ученики выбирают изучение естественно-научных предметов. Если какая-нибудь школа, например, Физико-математический лицей, больше ориентируется на подготовку будущих специалистов в области математики, то в ней одновременно не могут готовить будущих филологов в области английского языка. У нас очень сильные начальная и основная школы.

Сюмбель Нурисламовна: – Хотелось бы передать слово заместителю директора школы № 181 г. Казани Гульнаре Миннегалиевне. В последние годы в Казани построено много школ по современному проекту, который включает бассейны, спортивные залы, лаборатории. Многие родители хотят отдать своих детей именно в такие школы. С какими проблемами, сложностями сталкиваются педагоги в школах, построенных в новых комплексах?

Гульнара Миннегалиевна Михайлова: – В первую очередь – это проблема с кадрами, так как нужно по новой сплотить коллектив и найти свою стезю. Работа у нас ведется колоссальная, и в этом году мы заняли 2-е место в Республиканском конкурсе «Родительский комитет». Следующая сложность связана тем, что у нас шестидневная учебная неделя. Из-за этого педагогические кадры уходят в те школы, в которых пятидневка с нехваткой классов. В нашей школе учатся более двух тысяч детей, и мы вынуждены обучать их в две смены.

Сюмбель Нурисламовна: – В работе круглого стола дистанционно принимает участие руководитель Управления образования Агрызского района, который граничит с Удмуртией. Как прошел учебный год у Вас и на какую проблему хотелось бы акцентировать внимание участников августовского совещания педагогических работников?

Василя Гарафутдиновна Сафиуллина: – Учебный год прошел вполне нормально. Как и везде, есть свои плюсы и минусы. У меня есть такое предложение к Минобрнауки РТ – в договорах по целевому обучению необходимо указывать район, в котором должны работать целевики по завершении учебы. Мы неоднократно сталкивались с тем, что молодежь, получив диплом бакалавра, уходит в другие районы. Они обосновывают это тем, что в соглашениях указана лишь их обязанность работать на всей территории Республики Татарстан. Мы обеспечиваем жильем молодых специалистов, создаем для них комфортные условия, но не можем удержать их. Многие уезжают работать в Набережные Челны или Елабугу, где открылись современные школы и лицеи.

Марат Вазыхович: – В заключение я хотел бы остановиться на вопросе качества образования. Есть две серьезные проблемы: показатель успеваемости и отсев учеников. Успеваемость – это проблема, которая бьет по нашему образованию, потому что есть ученики, которые не справляются с программой школы и вынуждены перейти в другую. Решение в том, что нужны разнородные программы, чтобы дети могли себя реализовать в том, к чему у них есть способности. Учеников сейчас не оставляют на второй год, потому что это вызовет негативную оценку работы школы, а если ребенок не усвоил уровень знаний своего класса, он не может быть переведен в следующий.

На мой взгляд, соревнования по ЕГЭ – это бессмысленная задача. Кто-то может согласиться с моей позицией в том, что люди ограничены своими природными способностями. Стобалльники – это не только труд учителя, это прежде всего природный талант ученика. Нужно учитывать природные данные ребенка, а педагог должен уметь их раскрывать. И даже если академик будет преподавать ученику без природных способностей, это не поможет ему набрать сто баллов по ЕГЭ. Поэтому нужно прекратить соревнования по ЕГЭ. Все это, возможно, приводит к подтасовыванию результатов, а также к перетягиванию способных учеников. К тому же из-за этого остаются без внимания те школы, которые никогда не смогут подготовить стобалльников.

Сибель ХАЙЕР,

Гульназ ГАЙНУЛЛИНА

Фотография А. Шарипова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.