Логотип Магариф уку
Цитата:

Мария Голованова: «Один ребёнок – сосуд, другой – факел. Абсолютно все дети одарённые от природы»

В апреле в Казани завершился региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года – 2021». Он проводится с целью создания возможностей для самореализации и раскрытия творческого потенциала педагого...

В апреле в Казани завершился региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года – 2021». Он проводится с целью создания возможностей для самореализации и раскрытия творческого потенциала педагогов, поддержки инновационного движения педагогических работников образовательных учреждений. Конкурс включал в себя две номинации – собственно «Учитель года» и «Педагогический дебют». В первой номинации одержала победу учитель английского языка казанской гимназии № 122 Мария Голованова.
Тот факт, что победительница преподаёт именно этот предмет, говорит о возросшем значении английского языка. На сегодня знание иностранного языка – это не мода, не удел избранных, это компетенция, которой должен владеть каждый современный выпускник. Сейчас английский язык необходим фактически в любой области: в бизнесе, ИТ, медицине и во многих других областях.
В жизни Мария Вячеславовна оказалась лёгким, но вместе с тем весьма глубоким собеседником. Во время нашей обстоятельной беседы мы постарались раскрыть секреты её педагогического мастерства.

За много лет сложилась печальная ситуация, при которой диплом педвуза не является гарантией того, что молодой человек пойдёт преподавать. Хотя профессия учителя очень уважаема в обществе, большинство молодёжи не хочет идти в школу. Расскажите, пожалуйста, почему Вы выбрали эту стезю?
– Я выросла в семье врачей, кроме того, мой папа был военным. Дисциплина при максимально уважительном отношении друг к другу –
вот те принципы, которые впитала в себя с детства. Они вполне применимы и в педагогической деятельности.
Хотя я не мечтала в детстве быть учителем, но семейное воспитание научило меня, что работа обязательно должна приносить пользу людям. Кроме того, я с раннего возраста увлекалась изучением языков.
Дополнительным фактором, предопределившим мой выбор, стало материнство. К моменту начала преподавания у меня уже было двое детей. Я поняла, что заниматься их развитием мне очень нравится.
Сейчас мой педагогический стаж 8 лет. Я имею в активе первую квалификационную категорию, несколько почётных грамот, выступаю на семинарах, активно участвую в жизни города в качестве волонтёра. Но основные мои достижения, конечно, – это успехи моих учеников. Я готовлю олимпиадников, победителей и призёров научно-практических конференций. Мои ученики регулярно становятся призёрами муниципального и республиканского этапов Всероссийской олимпиады по английскому языку. Также мы участвуем в олимпиадах для учеников 1–8 классов Winkid, проводимых КФУ. Мои ребята там достаточно успешно выступают, среди них есть и победители.
Мои ученики занимали первое место на научно-исследовательской конференции школьников имени Ушинского, второе место на научно-исследовательской конференции «Язык и культура. 21 век». Они получили диплом третьей степени Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ учащихся и студентов «Наука и инновации творчества», второе место на Международном научно-исследовательском конкурсе «Школьная наука», первое место на республиканской научно-практической конференции «Рождественские чтения», на Всероссийском конкурсе проектно-
исследовательских работ «Как прекрасен этот мир»…
Сама я неоднократно участвовала в городском конкурсе учителей иностранного языка «Виват, иностранные языки». Только, в отличие от нынешнего, это был командный конкурс, я была одним из восьми членов районной команды.
– В этом году региональный этап конкурса был более чем представительным. Достаточно сказать, что одним из членов жюри был министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин. В третий тур прошли по пять педагогов в каждой номинации. Трудно ли было попасть на конкурс «Учитель года»?
– Хотелось бы отметить, что не многие учителя идут туда по собственной инициативе. Чаще всего педагога делегирует администрация, защищая честь школы. В администрации есть чёткое представление о потенциале того или иного учителя. Примерно так же произошло и в моём случае.
Основной отбор происходит на уровне района. Там потенциальные участники проходят несколько полноценных испытаний. Это и урок, и внеурочное мероприятие, и мастер-класс, и защита своего проекта. С повышением уровня конкурса возрастает конкуренция.
– Понятно, что само участие в конкурсе отнимает много сил. А уж чтобы победить, видимо, пришлось приложить неординарные усилия. Поделитесь, пожалуйста, секретами: какие качества помогли Вам победить в конкурсе?
– У меня не было желания обязательно победить, получить какой-то статус. Главным мотивом для меня было стремление больше познать себя, открыть новые грани профессии. Каждый педагог должен хотя бы раз пройти через подобный самоанализ.
Сам конкурс – это, прежде всего, богатый опыт общения с коллегами. Все участники – настоящие профессионалы.
Существует простой рецепт: если вы хотите победить в любом конкурсе, то будьте собой. У каждого есть сильные стороны, надо только суметь их показать. Перед выступлениями я настраивалась на то, чтобы делать всё профессионально и добросовестно.
Конкурс помог мне систематизировать свои достижения. И в то же время определить, в каком направлении мне развиваться дальше. Ведь в нашей профессии нельзя останавливаться.
– С высоты Вашего опыта, какие проблемы отечественного среднего образования Вы замечаете?
– Вы знаете, особых проблем я не вижу. Пожалуй, могу только поделиться своими ощущениями. По-моему, школа – это достаточно консервативное учреждение. А сейчас очень много изменений, за которыми порой не поспевают учителя и дети. Разумеется, внедрение цифровых и других прогрессивных технологий необходимо. Любая система должна развиваться, чтобы соответствовать своему времени. Мы же готовим учеников для реальной жизни. Однако не стоит отказываться от наработок старой советской системы образования. Этот опыт обязательно надо использовать. Та школа держалась не только на знаниях, но и на нравственности. А базовые ценности не изменились. Поэтому они должны лежать в основе любого образования. А все инновации должны быть дополнениями к технологиям, которые давно доказали свою эффективность.
– Какие пособия Вы используете для подготовки к уроку?
– Наша гимназия более 20 лет сотрудничает с Институтом системно-деятельной педагогики под руководством профессора Людмилы Георгиевны Петерсон. Мы работаем по технологии деятельностного метода, разработанного в этом институте. Она хорошо знакома тем учителям, которые занимаются математикой по учебникам Петерсон или используют в работе надпредметный курс «Учусь учиться». Я на своих уроках транслирую тот же подход. В первую очередь, я опираюсь на структуру урока, разработанную Людмилой Георгиевной Петерсон. Всю информацию по данной технологии можно найти на сайте «Школа 2000». Технология деятельностного метода не противоречит ФГОС.
Специальные пособия для подготовки к уроку я почти не использую. Главное, соблюдать структуру урока согласно ФГОС. А далее каждый учитель может творчески подходить к конструкции своего урока.
Также я предпочитаю изучать опыт коллег, изложенный в специализированных изданиях практической направленности. Например, я читаю журнал «Иностранный язык в школе».
При этом я не беру готовые идеи других педагогов. В процессе изучения их работы мне приходят собственные идеи. Чтение статей коллег даёт мне вдохновение.
– Что самое важное в изучении иностранного языка в школе? Есть ли у Вас свои педагогические приёмы для достижения этого?
– Самое важное – это развитие у детей коммуникативных компетенций. Это способность говорить, выстраивать тезисы, мыслить на чужом языке. Ученик должен не просто механически запоминать слова, а уметь использовать их в разных ситуациях. Поэтому я часто использую метод ролевых игр.
Для развития коммуникативных навыков рекомендую детям смотреть канал English Club TV.
Очень часто практикую приём живой наглядности. Подержав предмет в руках, назвав его, ребёнок быстро запоминает слово. В данном случае исключается использование родного языка на уроке.
Также добавляю приёмы скоростного запоминания текста.
Чтобы повысить мотивацию учащихся к изучению предмета, следует делать уроки более насыщенными эмоционально. К примеру, иногда мы с учениками обсуждаем на уроке актуальные темы.
– Сегодня существует такое большое количество информационных ресурсов, которые способны помочь в изучении языка, что родители теряются. А, с другой стороны, буквально у каждого школьника и родителя в кармане лежит инструмент, с помощью которого можно получить любые знания. Какие ресурсы можете порекомендовать Вы?
– Я всегда стараюсь найти какой-нибудь дополнительный материал по теме урока: видеоролики, статьи… Для этого использую такие ресурсы, как bbc.com/russian/learning-english и learnenglish.britishcouncil.org. На ресурсе learningapps.org содержится банк готовых интерактивных заданий к уроку английского языка. Благодаря ему у учителя появляется возможность создавать свои интерактивные упражнения.
– Существует очень старый педагогический спор. Ученик – это сосуд, который надо наполнить, или факел, который надо зажечь. На чьей стороне Вы?
– Тут нет противопоставления. Один ребёнок – сосуд, другой – факел. Абсолютно все дети одарённые от природы. Просто они разные. Речь идёт лишь о способе предоставления информации. Нужно просто выбрать, какой подходит конкретному ребёнку.
Что касается моего предмета, я считаю, что у всех есть способность к языкам. В изучении языка главное – не заставлять, а мотивировать, вызвать интерес к познанию другой страны, культуры. Мотивация – основа любого обучения. Я считаю, что мой предмет не может не нравиться. Я бы назвала его метапредметом, затрагивающим множество областей жизни. На уроке мы можем поговорить и об истории, и о социальных проблемах, и об искусстве, о быте, о чём угодно. Знание языка –
это дверь в бесконечный мир новых открытий. Поэтому мне легко заинтересовать детей своим предметом.
Самое важное для педагога – видеть в ребёнке личность! Если есть эмоциональная вовлечённость, то будет и мотивация, а за ней обязательно появятся успехи.
– На что вы в первую очередь опираетесь, взаимодействуя с детьми: на терпение или на дисциплину?
– Я бы ответила так: в первую очередь – на партнёрство. Задача учителя не назидать, а направлять и корректировать развитие ребёнка. Это не кнут и не пряник, я бы охарактеризовала это как командную работу. Ведь у ученика и у учителя одна цель. Ученик стремится получить знания, а учитель помогает добыть их.
Поэтому в процессе урока педагог должен выступать в роли наставника. То есть того человека, который в силу более богатого опыта может подсказать ребёнку, как сделать правильно.
Не надо ничего навязывать ученику, потому что насильно не заставишь никого учиться, надо его заинтересовать.
 
 
Дмитрий СМИРНОВ

Фотография из личного архива

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ