Музей-квартира Горького в Нижнем Новгороде

В 1971 году, в год 750-летия Нижнего Новгорода, на улице Семашко был открыт мемориальный Музей-квартира А.М. Горького, рассказывающий о последнем периоде жизни в родном городе писателя, когда он уже обрёл мировое имя, стал «властителем дум людей начала ХХ века». К этому времени 50 его произведений изданы на 16 языках мира. Только в 1902 году о нем было опубликовано 260 газетных и 60 журнальных статей, издано более 100 монографий, а Общество русских драматических писателей и композиторов (в 1903 и 1904 гг.) дважды присуждало ему Грибоедовскую премию за пьесы «Мещане» и «На дне». Именно в это время, с 1902 по 1904 гг., Пешковы снимают квартиру у домовладельца барона Н.Ф. Киршбаума и занимают весь второй этаж дома – десять комнат. 

Бурная слава и популярность писателя, интерес к его самобытной, многогранной личности, широкая общественная деятельность привлекают в его дом массу людей самого различного положения. Чтобы попасть в квартиру писателя, надо было подняться по широкой парадной лестнице на второй этаж.

Квартира писателя была осенена надеждами и счастьем, радостью общения и глубокого уважения к творчеству друзей. Кое-кто из них приезжал к Горькому надолго, и тогда для них отводились специальные комнаты – иногда две, иногда три.

В первой от входа комнате останавливались у Горького писатели Леонид Андреев и С.Г. Петров-Скиталец. Осенью 1903 г., приехав на гастроли, здесь жил великий русский певец Федор Иванович Шаляпин. Приехал он не один, а вместе с женой, в прошлом итальянской балериной Иолой Торнаги. Прожили они у Горького три недели. После спектаклей в театре Шаляпин пел в большой столовой для гостей Алексея Максимовича. Эти импровизированные концерты часто затягивались до утра.

Личные вещи Федора Ивановича, которые можно увидеть в этой комнате, передала музею старшая дочь певца Ирина Федоровна. Нижний Новгород навсегда остался в памяти великого певца. В одной из своих последних бесед с журналистами Федор Иванович сказал: «В Нижнем есть такое местечко – бульвар на высоком берегу, а внизу река. Золотые монастырские маковки поблескивают, кругом – простор русский, ни с чем не сравнимый… Веришь ли, как глаза закрою, так и вижу эту картину, даже запах речной чувствую…».

С большим уважением относился Шаляпин и к жене друга – Екатерине Павловне. Незадолго до жизни в этой квартире он подарил ей свой фотопортрет с надписью: «Дорогой Катерине Павловне Пешковой на добрую память. Ах, какой Вы чудный человек, Катерина Павловна! Дай Вам бог здоровья на 100 лет. Федор Шаляпин».

Она стала близким другом и активной помощницей Алексею Максимовичу во всех его общественных и культурных делах. Маленькая, уютная и строгая комната свидетельствует о ее хозяйке как о женщине интеллигентной, деловой, образованной. В свободное время Екатерина Павловна много читала. В шкафах книги из ее личной библиотеки. Среди книг произведения немецких и французских классиков. Здесь же есть переводы произведений Горького на европейские языки. Создавая Алексею Максимовичу условия для творческой работы, жена не только вела большое и сложное домашнее хозяйство, занималась воспитанием детей, но и выполняла некоторые секретарские обязанности для него: за этим столом переписывала рукописи Горького, отвечала на деловые письма, переводила необходимую литературу. Неоценим вклад Е.П. Пешковой в создание этого музея: она сохранила и передала около двух тысяч вещей из квартиры писателя. Причем передачу вещей она начала в 1940 году. Не раз, приезжая в г. Горький, она приходила в этот дом и давала советы о том, как должен выглядеть музей. Недавно на её рабочем столе появился новый экспонат – книга М. Горького с пьесой «На дне» в специально заказанном писателем кожаном переплете и с его автографом: «Жене и другу Екатерине Павловне. Алексей». Столь бесценный дар музею сделали потомки писателя.

Самой оживленной комнатой в доме была парадная столовая, рассчитанная на большие приемы. За столом, по воспоминаниям Е.П. Пешковой, по вечерам усаживались порой до 25 человек, и со стола никогда не убирали горячий самовар. Всегда было шумно, оживленно, интересно. Не смолкали споры на литературные и научные темы, обсуждались политические события, читались последние художественные произведения. Друзья любили эту квартиру, называли ее «горьковской академией». Здесь бывали талантливые, интересные люди: писатели Л. Андреев, И. Бунин,
С. Петров-Скиталец, Н. Гарин-Михайловский, Е. Чириков, актеры и режиссеры Л. Сулержицкий, М. Нароков, И. Тихомиров, скульптор И. Гинцбург и художник С. Сорин, столичные книгоиздатели К. Пятницкий и С. Скирмунт.

Часто устраивались импровизированные концерты. Играл московский пианист и композитор А. Гольденвейзер, пел Ф.Шаляпин. Он был счастлив в доме друга: нравились люди, приходившие к Горькому, нравилась атмосфера непринужденности, простоты в этом доме. «Я у тебя приобщаюсь к какой-то особенной жизни, переживаю настроения, очищающие душу…», – как-то поделился чувствами певец со своим другом.

За обеденным столом часто собирались и актеры Московского Художественного театра, приехавшие по приглашению А.М. Горького. Присылал их К.С. Станиславский с целью помочь создать при Народном доме общедоступный театр, рассчитанный на самые широкие слои зрителей. Горький постарался как можно лучше устроить артистов, снял для них квартиры, поддерживал материально.

В квартире писателя висели картины И.Репина, И.Левитана, М. Нестерова, В.Поленова, Н. Рериха, К. Савицкого,
В. Верещагина и др. художников. Уезжая из города, Горький передает большую часть своей коллекции в Нижегородский историко-художественный музей, сначала на хранение, а позднее – в дар. 

Дополнением парадной столовой  служила малая, семейная, с дубовым обеденным столом.

Даже шторы на окнах восстановлены по образцам, которые сохранила и передала в музей Е.П.Пешкова. По небольшим фрагментам были восстановлены обои почти во всех комнатах.        

Большая светлая комната была отдана детям. Когда Пешковы жили в этой квартире, Максиму исполнилось шесть лет, Катюше – два года. Екатерина Павловна сохранила часть игрушек, елочные украшения.

Максима с пяти лет стали обучать грамоте, приобрели парту. По просьбе Горького рабочий М.И.Лебедев смастерил для мальчика столярный верстак, приобрёл инструменты нужных размеров. Следил Горький за духовным развитием сына, прививал вкус к литературе, направлял его. Сам подбирал для Максима книги, выписывал журналы, посылал альбомы, марки. В шкафу часть детской библиотеки мальчика. Здесь сказки Пушкина и Андерсена, «Жизнь животных» Брэма, «Робинзон Крузо» Дефо, «Кощей бессмертный, былина старого времени» Вельтмана и многое другое. Недавно в музей внучками писателя Марфой и Дарьей Пешковыми были переданы три тома Марка Твена, где на одном из них присутствует дарственная надпись Горького сыну.

Одна дверь из детской ведет в комнату М.А. Волжиной – матери Е.П. Пешковой, бабушки Максима и Кати. Она помогала вести домашнее хозяйство, воспитывать детей.

Когда Алексею Максимовичу надо было работать или уединиться с кем-то в разговоре, он уходил в свой рабочий кабинет, расположенный в отдалении от больших и людных комнат. В этом кабинете А.М. Горький обдумывал пьесу «Дачники», завершил работу над пьесой «На дне», которая принесла писателю всемирное признание. Одновременно с пьесой Горький работал над философской поэмой в прозе «Человек». Сам писатель придавал большое значение этому произведению, считая, что в нем больше, чем где-либо, отразилось его мировоззрение.

Ящики письменного стола всегда были переполнены письмами и рукописями начинающих писателей. Он не только с беспримерным терпением всю жизнь читал эти рукописи, но и не оставлял ни одну из них без ответа. Стол писателя интересен еще и тем, что в нем есть тайники, изготовленные рабочим
М. Лебедевым, где писатель хранил нелегальную литературу. В это время Алексей Максимович находился под постоянным полицейским надзором.

Под влиянием событий 1902 г. в Сормово Горький начинает собирать материалы для повести «Мать».

Трудно представить себе жизнь Горького без книг. Человек, закончивший всего два класса начальной школы, поражал современников своей энциклопедической образованностью. В нижегородские годы Горький стал собирать свою первую библиотеку. Все новое, интересное, выходившие на русском языке, можно было найти в его библиотеке: произведения и труды по вопросам философии, экономики, истории, книги по психологии и педагогике, математике и астрономии, медицине и биологии, искусству и культуре, художественная литература со времен Древней Греции до ХХ века и др. Сотнями томов Алексей Максимович передавал свои книги в нижегородские библиотеки. Таким образом, из пяти больших библиотек, собранных Горьким за его жизнь, четыре, по выражению самого Алексея Максимовича, были «развеяны по миру». Сколько книг было у Горького в нижегородской библиотеке, не известно. Но по сохранившимся документам выявлено, что за последние годы жизни в родном городе писатель передал Публичной библиотеке около 1 000 томов своих книг. Эта часть личной библиотеки писателя была возвращена в его квартиру.   

Рядом с кабинетом находилась спальная комната. Долгие годы хранила Екатерина Павловна варшавские кровати, модные в то время, яркие бухарские покрывала. Туалетный столик красного дерева – часть ее приданого. На столике в шкатулочке свадебный головной убор Пешковой и венчальные свечи Алексея Максимовича и Екатерины Павловны. В шкафу – свадебное визитное платье жены Горького и восточная одежда голубого шелка – подарок молодой супруге от Алексея Максимовича.

Рядом еще одна комната для приезжих гостей. Здесь в разное время останавливались их друзья и знакомые –
художник и писатель Л. Сулержицкий, пианист и композитор А. Гольденвейзер, книгоиздатели С. Скирмунт и К. Пятницкий. Пять месяцев рядом с Горьким здесь прожил режиссер И. Тихомиров, который был свидетелем работы писателя над пьесой «Дачники». В конце 1904 года именно он поставил эту пьесу в театре Комиссаржевской в С.-Петербурге.

Буфетная комната по внутренней лестнице сообщалась с кухней на первом этаже. На небольшом столике, самовар – одна из первых совместных покупок Алексея Максимовича и Екатерины Павловны. 

В 1904 г. Горький навсегда уезжает из родного города. Расставаться с Нижним Новгородом – городом, в котором он родился, в котором прожил больше 25 лет, в котором оформился как писатель, было мучительно трудно. И свою любовь к Нижнему Новгороду Алексей Максимович пронес через всю жизнь.  Образ родного города стоит в центре многих произведений Горького: повестей «Трое», «Мать», романов «Дело Артамоновых», «Жизнь Клима Самгина», множества рассказов, очерков, воспоминаний. Благодаря Горькому, Нижний Новгород вошел как художественный образ не только в русскую, но и в мировую литературу.

В создании музея принимали участие жена А.М. Горького Екатерина Павловна, жена Максима Пешкова Надежда Алексеевна, внучки писателя Марфа Максимовна и Дарья Максимовна, дочь
Ф.И. Шаляпина Ирина Федоровна Шаляпина – Бакшеева.

Благодаря уникальному собранию музея, аутентичности пространства, возникает ощущение подлинной атмосферы, духа времени, в котором творил писатель.

Здесь снимались: телефильм «Жизнь Клима Самгина» (реж. В. Титов), документальные фильмы о А.М. Горьком и
Ф.И. Шаляпине (реж. Ю. Беспалов), авторские программы о А.М. Горьком
П. Любимцева, Д.Быкова, Н. Сванидзе
(ТВ г. Москвы и г. С.-Петербурга).

В музее, продолжая традиции
А.М. Горького, проводятся литературные и музыкальные вечера, устраиваются спектакли.

В дни зимних школьных каникул самые маленькие посетители приходят на «Горьковские ёлки», и тогда в детской комнате звучат стихи поэтов начала
ХХ века, оживают музыкальные шкатулки и мелофоны.

В настоящий момент в музее работают выставки: «Целую твою руку…» (посвящена Е.П. Пешковой), «Мечтатель нижегородский» (В.И. Бреев – нижегородский и казанский издатель, герой очерка М. Горького) и «Дачники» – это меткий выстрел…» (посвящена 115-летию пьесы «Дачники»).

Алла ЛЕБЕДЕВА,
заведующий Музеем-квартирой А.М. Горького в г. Нижний Новгород, заслуженный работник культуры РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.