Логотип Магариф уку
Цитата:

Национальная идентичность через инновации

В казанской гимназии №20 имени Абдуллы Алиша сохраняют национальную культуру и родной язык через погружение  подрастающего поколения в историческую среду. Развитие национальных культур невозможно...

В казанской гимназии №20 имени Абдуллы Алиша сохраняют национальную культуру и родной язык через погружение  подрастающего поколения в историческую среду.
Развитие национальных культур невозможно без сохранения многообразия языков народов России. Решение последней задачи, в свою очередь, сложно представить без включения национальной компоненты в систему образования. Стандартное преподавание национальных языков далеко не всегда позволяет добиться необходимого эффекта. В решении вопроса сохранения языков требуется инновационный подход. Характерный пример такого подхода – реализация проекта «Формирование культурологических компетенций у учащихся на основе музейной педагогики» в гимназии №20 имени Абдуллы Алиша.
Суть этого проекта раскрыла нашему изданию директор гимназии №20 Рахима Арсланова. По её словам, татарский язык переживает сегодня не лучшие времена. Поэтому работа по внедрению обучения на татарском языке, проводимая в гимназии, очень актуальна. Речь идет именно об обучении на национальном языке, а не про преподавание языка как, например, английского. Впрочем, 20 гимназия фактически является полилингвальной. Здесь практикуется обучение на трех языках - татарском, русском и английском. В начальной школе предметы изучаются на татарском языке. В старших классах преподавание идет на двух государственных языках республики. Это связано с подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ. Воспитательный блок мероприятий проходит на татарском языке.
Как говорит Арсланова, с момента своего создания в 2001 году их гимназия выбрала инновационное направление развития национального образования.
Работа по погружению учащихся в атмосферу татарской культуры непосредственно опирается на 5 школьных музеев.
Первый из них связан с именем гимназии - «Алишэзләреннән». Экспозиция посвящена двум татарским поэтам-героям Абдулле Алишу и Мусе Джалилю. Они познакомились в немецком плену в годы Великой Отечественной войны. И оба погибли в фашистских застенках. Через изучение их биографий и стихов дети знакомятся с героизмом представителей татарского народа, получают представление о лучших его чертах.
Второй музей - «Мәңгелекхәтер» - логически продолжает военную линию. В нем можно узнать о жизни и подвиге нашего земляка, летчика Михаила Девятаева. Гимназия поддерживает постоянную связь с дочерью героя Нэлли Девятаевой.  В экспозиции музея есть уникальные экспонаты. Например, настоящий телеграфный аппарат времен войны. В рамках этого направления ученики занимаются поисковой деятельностью.
Третий музей называется «Милли мирас». Здесь представлены вышивка, орнаменты и прочие национальные украшения. Ученики сами создают некоторые экспонаты на уроках труда. Созидая культуру буквально своими руками, школьники сами становятся её частью.
Четвертый школьный музей - «Иске Татар бистәсе» - знакомит учеников с бытом городской татарской семьи. В экспозиции есть национальная одежда, мебель, макеты домов. Через бытовую обстановку дети чувствуют душу прошлых эпох, в них пробуждается желание лучше узнать свои корни.
В стадии становления находится пятый музей - «Хәйрия музее». Стенды уже готовы. Идет сбор дополнительных элементов экспозиции. Она рассказывает об известных татарских благотворителях. Экспозиция рассказывает о духовном богатстве татарского народа, о том, что человек по-настоящему богат только тогда, когда он помогает другим.
Вся деятельность музеев органично включена в учебные планы.
Культурологическая компонента в национальном образовании достаточно многогранна. Помимо музеев, в 20 гимназии функционирует целый ряд других направлений – собственная театральная студия, газета, вокальный ансамбль «Дуслык», «Школа полного дня», «Веселые переменки», «Секреты изготовления калфака», «Школа экскурсоводов». Авторские программы таких педагогов как Г. Т. Урманчеева, Э. М. Фархутдинова и И. М. Фархутдинов получили высокие оценки от педагогического сообщества республики.
На площадке гимназии №20 проходят стажировку обучающиеся в Институте развития образования КФУ. За последние 3 года на базе школы состоялись 22 практических семинара.  За опытом в развитии национального образования в гимназию приезжают не только из Татарстана, но и из других регионов - Республики Саха (Якутия), Тюменской и Ульяновской областей.
Востребованность такого инновационного формата подтверждается многолетней практикой обучения. В 2001 году в гимназии обучалось только 39 человек. На сегодня количество учеников достигло 667. Более 200 детей записались на предшкольную подготовку. Но в гимназии вынуждены были отказать некоторым родителям – возможности одной школы не безграничны.
К сожалению, преподаватели гимназии получают доплаты только за статус образовательного учреждения. А за полилингвальность и сохранение национальной культуры надбавки коллективу не предусмотрены.

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ