Незнайка познает космос 

(Организованная образовательная деятельность (ознакомление с окружающим миром) в подготовительной к школе группе)

Гульнара САГИТОВА,

воспитатель высшей квалификационной категории детского сада «Сказка» г. Буинска 

Данное занятие является итоговым по мини проекту «Космос».

Цель: обобщить знания детей о космосе и его первооткрывателях; развивать у детей умение решать логические и практические задачи, анализировать и доказывать собственные гипотезы, делать выводы.

Задачи:

знать историю освоения космоса, основоположников и первопроходцев космоса, расширить представления о солнечной системе и планетах, невесомости;

– развивать творчество, память, мышление, логику, коммуникативные навыки: умение обобщать, вести дискуссию, слушать и понимать товарища, работать в команде; 

– воспитывать нравственно этические чувства: любовь к Родине, гордость за свою Отчизну, товарищество, взаимопомощь.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация с Незнайкой; конструктор со схемой ракеты, билеты для пассажиров с примерами в пределах 20; воздушные шары; прищепки бельевые; контейнер для шаров; сок в разных упаковках (с трубочками и без); ножницы; савок; ведро; магнит; сито; ящик с землей перемешанный с мелкими металлическими деталями.

Ход организованной образовательной деятельности

(Раздается звонок  и  появляется Незнайка.)

Незнайка. Привет, ребята!

Дети. Здравствуй, Незнайка.

Незнайка. Мне нужна ваша помощь. Я решил построить ракету и начать путешествовать по околоземной орбите, а может и по всей солнечной системе, а то все летаю на воздушном шаре, и стать космонавтом как вот он… (Слайд 1). Ну, забыл, как его звали.

Воспитатель. Ай, ай, Незнайка! Стыдно, не знать таких героев. Дети, расскажите, пожалуйста, Незнайке про первого космонавта Земли. (Ответы детей и следом воспитатель дает итог, демонстрируя презентацию.

Первый космический полет состоялся 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур. В этот знаменательный для всей планеты день был запущен первый пилотируемый человеком космический летательный аппарат. Это был космический корабль «Восход” под управлением гражданина Союза Советских Социалистических Республик летчика-космонавта Гагарина Юрия Алексеевича. Полет длился всего 108 минут, но они навсегда вошли в историю не только отечественной, но и мировой космонавтики. Впервые человек оказался на Земной орбите и смог посмотреть на нашу планету со стороны! Страна ликовала и радовалась, что именно ее сын стал первым человеком, приблизившимся к звездам. Юрий Алексеевич Гагарин.

Воспитатель. Ну вот, Незнайка, я надеюсь, ты понял, что ты и мы все являемся потомками таких героев, как Юрий Гагарин.

Незнайка. Да, простите меня, ребята. Сейчас я точно не забуду. Вот здесь, у меня есть схема, как можно, построить космический корабль, вы мне, поможете? А то, у меня, не очень получается. (Слайд со схемой появляется на экране.) Вот детали для него я подготовил…

Дети. Да. 

Самостоятельная деятельность детей

(Ракета, строится точно по схеме, из крупных геометрических фигур, на которых  заранее прописаны номера.)

Воспитатель. Молодцы, ребята! Хорошая ракета получилась, как у настоящего конструктора Королева.

Незнайка. Кого, кого?

Воспитатель. Расскажите, дети, Незнайке, кто такой Королев. (Ответы детей. Воспитатель дает итог, демонстрируя презентацию.)

Сергей Королёв является одним из основных создателей советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей нашу страну передовой ракетно-космической державой, и ключевой фигурой в освоении человеком космоса, основателем практической космонавтики. Под его руководством был организован и осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Он –дважды Герой Социалистического Труда.

Незнайка. Дважды герой труда!!! Он так много работал?

Воспитатель. Да, Незнайка, ведь космос, требует от человека очень много сил, ума и терпения. А все это не приходит без труда. Я права, дети?

Дети. Да!

Незнайка. Ой, ребята, что то мне не по себе стало, может, вместе махнем в космос.

Воспитатель. Ребята, мы поможем Незнайке?

Дети. Конечно.

Воспитатель. Незнайка, ребята! Космическая ракета очень маленькая, и вам всем вместе придется провести на его борту достаточно долгое время, это – тоже не самая простая задача. Вы, уверены, что готовы? (Ответы детей.) Тогда занимайте места в ракете согласно своим билетам. Решите примеры на ваших билетах и точно узнаете, в каком отсеке ракеты вы полетите в космос. (Раздаются билеты с примерами для решения и дети распределяются на ракете, которую сами построили.  Помогают Незнайке, занять место в ракете.)

Воспитатель. Начинаем обратный отчет с пяти. Считаем хором – 5 – 4 – 3 – 2 – 1 – старт! (Все поднимают руки вверх. Дети медленно опускают руки. Воспитатель подает сигнал – открытый космос. На экране появляется солнечная система.)

Незнайка. Что это? (Ответы детей.)

Незнайка. Что такое солнечная система? Солнце планета? Сколько планет около него? Можно ли по ней гулять? (Ответы детей.)

Воспитатель. А сейчас мы включим ускорители и летим к первой планете около солнца Меркурий. Запускаем двигатели, начиная обратный отчет с пяти, и считаем хором – 5 – 4 – 3 – 2 – 1 – старт! (Все поднимают руки вверх. Дети медленно опускают руки.  На экране появляется Меркурий.)

Незнайка. Это что такое? (Ответы детей.) 

Это планета Меркурий.

Меркурий – ближайшая к солнцу планета,

Залит он лучами горячего света.

Так много ему достаётся лучей,

Что эта планета других горячей.

Так быстро Меркурий бежит по орбите,

Как будто торопит: «Меня догоните!» 

Меркурий по размерам меньше Земли. Поверхность Меркурия твердая, каменистая. На Меркурии нет атмосферы.

Воспитатель. Летим дальше, начиная обратный отчет с пяти, и считают хором – 5 -4 – 3 – 2 – 1 – старт! (Все поднимают руки вверх. Дети медленно опускают руки. Воспитатель подает сигнал – открытый космос. На экране появляется планета Венера.)

Незнайка. А эта что за звезда? (Ответы детей.)

Это планета Венера –

В честь богини красоты

Названа Венерой она!

Поверхность Венеры каменистая. На планете есть атмосфера, но в ней нет воздуха. Воды на Венере нет.

Воспитатель. А какая следующая планета в солнечной системе? (Ответы детей.)

Это наша планета Земля. От Солнца третья по счёту планета.

Земля – это огромный твёрдый шар. На поверхности этого шара есть суша и вода. Землю окружает воздушная атмосфера. Она защищает планету от слишком горячих лучей Солнца и спасает Землю отпадающих из космоса камней и льда. Земля вращается вокруг своей собственной оси. За счёт этого вращения происходит смена времени суток. Земля вращается вокруг Солнца. За счёт этого вращения происходит смена времён года. Земля – это единственная известная нам обитаемая планета. На Земле есть вода и воздух. Земля не слишком горячая, но и не слишком холодная планета.

Воспитатель. Да, вы правы. Планета Земля третья по счету от солнца в Солнечной системе и мы сейчас находимся на ее орбите. Летим дальше, начиная обратный отчет с пяти – 5 – 4 – 3 – 2 – 1 – старт! (Все поднимают руки вверх. Дети медленно опускают руки.  Воспитатель подает сигнал): Внимание – планета Марс.

Незнайка. О, я знаю, эту планету, там живут марсиане.

Воспитатель. Дети, на Марсе действительно, есть марсиане? (Ответы и рассказы детей.)

Это планета Марс. Она по размеру чуть больше Луны.

Из-за кроваво-красного цвета.

Назвали планету в честь бога войны.

У Марса есть атмосфера, но в ней нет воздуха. Поверхность Марса твёрдая и покрыта оранжево – красным песком, поэтому Марс называют «Красной планетой».

Воспитатель. Ну вот, Незнайка, это планеты как говорят астрономы околоземной группы, а дальше метеоритный пояс и за ним уже планеты газовые гиганты и лучше за ними наблюдать в телескоп.

Незнайка. Дааа? (Подставляет руки к глазам в виде подзорной трубы.) Я вижу одного из гигантов. Он такой большой … (На экране появляется Юпитер. Ответы детей, Незнайка задает наводящие вопросы, при необходимости. Хвалит, детей, что они так много знают.)

Это планета Юпитер.

Юпитер – самая большая планет,

Но жизни на планете нет.

Повсюду жидкий водород,

И лютый холод круглый год.

(На экране появляется Сатурн.)

Это планета Сатурн.

Сатурн – красивая планета

Жёлто – оранжевого цвета.

И кольцами камней и льда

Окружена она всегда.

(Раздается звонок и на связь выходят сотрудники МКС с просьбой помочь с неполадками на станции.)

Воспитатель. Летим на помощь, включить ускорители, обратный отчет – 5 – 4 – 3 -2 – 1 – старт! (Все поднимают руки вверх. Дети медленно опускают руки). А пока летим, Незнайка, дети введут тебя в курс дела и расскажут что такое МКС.

Демонстрация слайдов, с аннотацией

Международная космическая станция – это уникальная исследовательская лаборатория и космический дом для экипажей со всего мира. МКС – самый посещаемый орбитальный космический комплекс в истории космонавтики.

Сегодня Международная космическая станция – это многоцелевой космический исследовательский комплекс, в деятельности которого принимают участие 15 стран: Бельгия, Бразилия, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.

МКС способствует развитию технологий на Земле. Уникальная

Станция построена по модульному принципу – когда к базовому блоку последовательно присоединяются множество других модулей или элементов, необходимых для выполнения тех или иных функций. Впервые этот способ сборки был применен при создании орбитальной станции «Мир». МКС сегодня состоит из 14 основных модулей: пять из них – российские, семь – американские, по одному принадлежат Европейскому космическому агентству (ESA) и Японскому агентству аэрокосмических исследований (JAXA).

Воспитатель. И так стыковка, прошу всех по очереди перейти в орбитальную станцию и занять места на своих стульчиках. (Дети занимают заранее приготовленные места.) Вот мы уже внутри МКС. Посмотрите, это приборы, но из-за невесомости, они свободно плавают внутри станции, создавая полный беспорядок. (Воспитатель берет контейнер с воздушными шарами и высыпает их.)

Ваша задача: собрать все приборы и навести порядок. Но как это сделать при невесомости решать вам. Здесь находится панель приборов (показывает на контейнер с прищепками для белья), подумайте, как можно закрепить все эти приборы на этой панели.

Самостоятельное обсуждение и решение проблемы детьми

Воспитатель. Незнайка, а как ты думаешь, это оптимальное решение? (Воспитатель должен вовлечь детей в дискуссию, с целью отстоять свое решение. Итоговый вывод и обоснование целесообразности своих действий.)

Воспитатель. С земли отравили провизию. Сок, очень полезный, витаминный. (Воспитатель ставит сок в упаковке с трубочками и большую упаковку с ножницами.) Ваша задача: какой сок можно оставить на станции для космонавтов, а какой не приемлем в космосе и нужно, отправить обратно на землю. (Самостоятельное обсуждение и решение проблемы детьми. Итоговый вывод и обоснование целесообразности своих действий.)

Воспитатель. При ремонте на космической станции, под воздействием невесомости ящик с мелкими металлическими деталями перемешалась с почвой, которая была предназначена для экспериментов с растениями в космосе. Из инструментов у вас только: савок, ведро, магнит, сито.

Ваша задача: очистить почву от мелких  деталей. Действуйте. (Самостоятельное обсуждение и решение проблемы детьми. Итоговый вывод и обоснование целесообразности своих действий.)

Воспитатель. Отлично справились, ребята. Правда, Незнайка!

Незнайка. Да, я даже не знал, что космос это так сложно. Здесь оказывается надо все время сидеть в маленькой ракете, без конца наблюдать, думать, решать, работать. Звезды это, безусловно, очень красиво, но я хочу домой.     

Воспитатель. Вы тоже, дети, так думаете?

Внимание экипаж! Занять всем свои места на нашей ракете. Приготовиться к отлёту: Запускаем двигатели, начиная обратный отчет с пяти, и считаем хором – 5 – 4 – 3 – 2 – 1 – старт! Все поднимаем руки вверх и садимся на стульчики, принимая положение, полулежа для комфортного приземления. (Звук двигателя.)

Рефлексия

Воспитатель. Ребята, понравилось вам путешествие? Подумайте и скажите, что было самым сложным для вас, а что самым легким? А что нового вы узнали? Что, на ваш взгляд, было самым интересным в нашем путешествии? Незнайка, а ты что скажешь?

Незнайка. Мне, все очень, понравилось, хотя было и трудновато, и вам ребята большое спасибо, что вы мене помогли. Сейчас, я точно знаю, чтобы стать космонавтом как Юрий Гагарин нужно быть сильным, умным. И уметь помогать и дружить как вы! Спасибо. А мне пора уже домой, до свидания!

Презентация

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.