Логотип Магариф уку
Цитата:

Обучение как игра

Современные школьники имеют такие возможности, которые даже и не снились их бабушкам и дедушкам. Казалось бы, чем больше возможностей, тем легче усваивать учебный материал. Но у прогресса есть и обрат...

Современные школьники имеют такие возможности, которые даже и не снились их бабушкам и дедушкам. Казалось бы, чем больше возможностей, тем легче усваивать учебный материал. Но у прогресса есть и обратная сторона – обилие возможностей расфокусирует внимание детей. Им трудно сосредоточиться на предмете изучения. Единственным исключением из этого правила является игра. Большая степень вовлеченности в процесс позволяют удерживать внимание ребенка в течении всего урока или даже дольше. С помощью игровых техник ученикам можно объяснить практически любой материал.

Учитель математики и информатики казанской школы №49 Наиль Кашапов помимо своей основной деятельности дополнительно занимается с некоторыми учениками в рамках кружка робототехники и подготовительных курсов по математике. Для этих целей он использует всемирно известный конструктор Lego. Журналист «Магариф» сначала не поверил в то, что обычный в общем-то конструктор, который на первый взгляд очень далек от вопросов образования, можно использовать на уроках. Однако педагог наглядно продемонстрировал, как Lego может выступить в роли учебного пособия.
Кашапов считает, что любой предмет можно разложить на те же элементы, из которых состоит конструктор. Так, обычные кубики, которые можно использовать с 3 лет, помогают освоить счет, простые математические операции, изучить слова и т. д. То есть использовать их в обучении можно, начиная с первого класса или даже с дошкольного образования.
Пример урока татарского языка для младшеклассников: каждому ребенку в классе раздают по 6-7 деталей конструктора. Задание – надо собрать, например, человека. Суть в том, что каждый соберет по-своему. Затем ребенку надо рассказать, что у него получилось, почему он использовал именно эти цвета и формы. Разумеется, все это на татарском языке. Таким образом ребенок запоминает названия цветов, обозначения человеческих органов, в общем какие-то базовые слова. Через легкую и увлекательную форму он усваивает устную речь. А это база для более глубокого понимания родного языка.
У Lego есть специальные наборы для более возрастной аудитории – мегаполис. Он позволяет разыгрывать различные ситуации. Например, взаимодействие врачей и горожанина. Такие игры позволяют полноценно погрузиться в языковую среду. Причем, даже собирая тот или иной объект школьник размышляет на родном языке. То есть половина работы по закреплению материала в его голове уже проделана.

Школьный курс математики также легко укладывается в эту схему. Учитель буквально на пальцах, точнее, на деталях от конструктора объяснил журналисту, как можно доказать теорему Пифагора, используя только Lego. Причем, несколькими способами.
Тоже самое относиться к физике, химии и многим другим дисциплинам. Их освоение также возможно с помощью игры. Вычислить скорость, расстояние, радиус колеса и много других вещей может помочь обычный конструктор.
И, конечно, сильно развивается детская фантазия, убежден педагог. А без неё постижение наук - трудновыполнимая задача.
Существуют наборы Lego Education, специально предназначенные для школьного обучения. Такие наборы стоят достаточно дорого – несколько тысяч рублей. И Кашапову пришлось приложить максимум дипломатических усилий, чтобы школа оплатила хотя бы один экземпляр.  Журналисту довелось увидеть его своими глазами.


Педагог вместе со своими учениками показал, как функционирует кружок робототехники. В 49 школе его посещают ученики 4-5 классов. Lego-наборы содержат программируемые модули. К ним прилагается специальная программа, в которой дети сами задают нужные параметры собираемого объекта. Например, один из модулей умеет различать цвета. Другой – определять расстояние. При журналисте был собран прототип мотоцикла. До этого, рассказывает Кашапов, ребята собрали модель локомотива, который останавливался точно у края стола.
Сбор Lego, в том числе, развивает навыки командной работы. Поскольку собирать одну модель должны два человека. Опыт социального взаимодействия, разделения труда, который у школьников тоже должен формироваться в рамках обучения, передается через подобные техники.
По словам учителя, детям достаточно задать направление. Они самостоятельно собирают и даже проектируют модели. Конечно, иногда у них возникают затруднения. В этих случаях и требуется помощь учителя. Но упор всё равно делается на самостоятельность. Дети вполне способны собирать модели лучше взрослых, говорит учитель.
Кашапов считает, что главное, что может дать школа – научить учеников думать. И главный помощник в этой миссии – игровая форма. Такой способ обучения характеризуют доступность, наглядность, глубокая вовлеченность учащихся. Все эти слагаемые позволяют ненавязчиво, но эффективно преподать материал.

Дмитрий СМИРНОВ

Фото автора

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ