Логотип Магариф уку
Цитата:

Опять двойка?

В наше издание поступает много писем от родителей школьников, в которых они интересуются, по каким принципам оценивается успеваемость их детей. Если вывести общий тренд всех поступающих запросов, то о...

В наше издание поступает много писем от родителей школьников, в которых они интересуются, по каким принципам оценивается успеваемость их детей. Если вывести общий тренд всех поступающих запросов, то он сводится к общему знаменателю: в каких случаях ученику можно ставить «двойку», какие существуют ограничения? Чтобы обстоятельно осветить эту тему, мы обратились к главному специалисту по учебной работе Управления образования г. Казани Гульнаре Залялетдиновой.

Гульнара Фирдавсовна, давайте начнём с самого общего вопроса, а потом разберём частные моменты. Насколько в принципе оправдано применение такого инструмента, как неудовлетворительные оценки в школе?
– Любая оценка – это фиксация результатов конкретного ученика. Без системы оценивания в учебном процессе не обойтись. Но тут есть нюанс: «двойка» должна выставляться только в крайних случаях.
Дальше нужно разбираться в конкретных ситуациях, которые могут сильно различаться.
– Хорошо, давайте перейдём к более конкретным вопросам. Родители интересуются, можно ли ставить три «двойки» подряд по одному предмету?
– В принципе, это не запрещено. Но я бы хотела обратить внимание на то, что если ученик получает три «двойки» по одному предмету, то это, в первую очередь, брак в работе учителя. Это повод задуматься, почему тот или иной ученик не справляется с заданиями. Главная задача учителя в такой ситуации – создать все условия для того, чтобы «двойку» можно было исправить.
Бывают ситуации, когда ребёнок не выучил тему несколько раз подряд. Но это скорее уже проблемы с поведением. В любом случае учитель должен разобраться, в чём причина. Это его непосредственная обязанность.
– Можно ли поставить «двойку» за отсутствие на уроке учебника, каких-
либо расходных материалов или спортивной формы?
– Если это произошло один раз, то нелогично за это ставить оценку. Вполне можно ограничиться устным замечанием. Если же такое поведение носит системный характер, то можно поставить «двойку». Но только за поведение, а не по предмету. Причём, такая оценка выставляется в дневник ученика и не отражается в электронном журнале.
Стоит отметить, что все вопросы, связанные с формой, школьной или физкультурной, регламентируются локальными актами учебного заведения.
– А насколько вообще допустимо оценивать поведение с помощью этой стандартной школьной шкалы?
– Фактически получается так, что поведение ученика оценивается только по двухбалльной шкале – удовлетворительное или неудовлетворительное. «Двойка» за поведение – это элемент регулирования внутришкольных отношений. В этом контексте она, безусловно, допустима. Хотя на практике применяется очень редко. Гораздо чаще учителя используют традиционный метод коррекции поведения – замечание, записанное в дневник.
Отмечу, что такая «двойка» почти ни на что не влияет, ни на аттестат, ни на перевод в другой класс или в другое учебное учреждение. Единственное, «двойка» за поведение отражается в личной характеристике ребёнка. Эта характеристика может понадобиться в некоторых случаях. Например, при поступлении в кадетскую школу, при записи в спортшколу или при постановке на учёт в инспекции по делам несовершеннолетних.
– Можно ли поставить «двойку» за контрольную, если ученик не уложился в отведённое время, не успел выполнить все задания?
– Все контрольные работы рассчитаны на среднестатистического ученика. Понятно, что все школьники разные и с разными типами мышления и реакцией. Кто-то быстро включается в работу, а кто-то долго входит в процесс.
В данном случае существуют стандарты, заданные ФГОС. Но для школ они носят больше рекомендательный характер. Они очерчивают общие правила. А в их рамках действуют локальные акты учебных заведений. Их учитель не может нарушить.
Возвращаясь к контрольным. Если все выполненные задания сделаны правильно, то «двойку» ставить нельзя. Оценку можно только снизить.
– А возможно ли поставить две «двойки» за одну и ту же тему? Например, сначала за проверочную работу, потом – за контрольную?
– Во-первых, надо понимать, что контрольная не проводится по какой-то одной теме. Она должна охватывать проверку знаний сразу по блоку тем. Поэтому в данном случае не совсем корректно говорить, что это «двойка» по одной и той же теме. Кроме этого, после каждой контрольной работы должна следовать работа над ошибками, в результате которой восполняются пробелы по темам невыполненных заданий.
Но если «двойки» всё-таки повторяются, то тут опять-таки возникают вопросы к учителю. Прежде всего, как получилось, что его ученик не смог освоить тему? Профессиональный педагог должен дать рекомендации ребёнку, его родителям по тому, как восполнить пробелы в знаниях. Может быть имеет смысл назначить дополнительные занятия.
– А вообще, прописаны ли в каких-нибудь нормативных актах ограничения по количеству «двоек», выставляемых одному ученику в четверти?
– Это также определяется локальными актами школы. В принципе, в разных школах они не сильно различаются, нет каких-то принципиальных отличий. По большому счёту, таких ограничений нет.
Однако я опять хочу вернуться к предыдущему своему ответу. Если дело доходит до того, что «двоек» у ученика слишком много, надо обратить внимание на исполнение своих обязанностей учителем. Потому что это может быть педагогическая ошибка. Например, слабое владение воспитательными методиками или учебным материалом со стороны учителя. Завуч должен скорректировать педагога. Возможно, прийти к нему на урок, лично посмотреть на подготовку неуспевающего ученика.
– За какое время администрация школы должна уведомить родителей, если у их ребёнка выходит «двойка» в четверти/полугодии/учебном году?
– На сегодня все отметки видны в электронном дневнике. Большинство родителей им активно пользуются и способны проанализировать успеваемость своего ребёнка. Средняя оценка высчитывается автоматически.
Другой хороший инструмент – родительские собрания. Метод проверенный десятилетиями.
Также в каждой школе должен существовать локальный акт о промежуточной аттестации, где такие сроки прописаны. Обычно это две недели.
Здесь многое зависит от активности классного руководителя, который должен быть заинтересован в том, чтобы его ученики закончили четверть без «двоек». Если это так, то родители своевременно получают информацию об успеваемости своих детей. В конце концов, это одна из обязанностей классного руководителя.
С другой стороны, необходимо, чтобы и сами родители как можно чаще интересовались успеваемостью детей. Без заинтересованности этой стороны никакие уведомления не помогут.
– Как быть родителям, если они не согласны с выставленной «двойкой»? Существуют ли при школах специальные комиссии по спорным вопросам?
– Безусловно. В каждой школе существует комиссия по урегулированию споров между участниками образовательного процесса. Работа этой комиссии также регламентируется локальным актом. Несогласным с оценкой родителям необходимо написать заявление в данную комиссию. В неё входят представители администрации образовательного учреждения, родительского сообщества, учителя, ученики (в некоторых школах практикуется самоуправление). Она и выносит своё решение по поводу справедливости выставленной оценки.
У каждого руководителя есть приёмные часы. Они указаны на сайте школы. Если не удаётся попасть к руководителю школы на приём, родители могут отправить письменное обращение. Отмечу, что директор школы обязан дать официальный ответ на любое письменное обращение родителя. Если же ответ от руководителя не получен в положенный 30-дневный срок, либо родителя не устраивает содержание ответа, он вправе обращаться в районный отдел образования или напрямую в Управление образования города.
– И последний вопрос. Как у нас в республике успеваемость учеников отражается на педагоге?
– Именно в Татарстане в отличие от наших соседей учителя чётко мотивированы повышать успеваемость школьников. От результатов учеников непосредственно зависит уровень оплаты их труда. Если описать кратко, то в республике действует балльная система. Баллы начисляются учителю за каждое достижение его учеников. Подготовил олимпиадников, стобалльников ЕГЭ, поднял среднюю успеваемость класса… – значит, зарплата будет выше. Это касается абсолютно всех школьных учителей.
Таким образом, педагоги не заинтересованы в занижении результатов своих учеников.
А чтобы у учителя не было соблазна искусственно завышать успеваемость, предусмотрена независимая оценка качества знаний. Одними из инструментов такой оценки являются ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Эти процедуры отлично показывают настоящий уровень подготовки. Так что произвольно «рисовать» результаты не получится.
Дмитрий СМИРНОВ

Фотография из личного архива

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ