Особенности изучения предметов «История» и «Обществознание» в новом учебном году

Особенности преподавания данных предметов в общеобразовательных организациях в предстоящем учебном году определяются следующими моментами:стория и обществознание в 2021/2022 учебном году изучаются на основе ФГОС в рамках учебного времени, определённого на основе учебного плана образовательной организации.

– завершается переход на федеральный государственный стандарт общего образования (по ФГОС будут обучаться все ступени образования с 1-го по 11-й класс);

– завершается переход с концентрической системы изучения истории на линейную, включительно по 11-й класс;

– начинается реализация Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена коллегией Министерства просвещения РФ от 23 октября 2020 г.);

– продолжается реализация Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена коллегией Министерства просвещения РФ от 24 декабря 2018 г.).

Проектирование образовательного процесса по истории и обществознанию реализуется на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования и Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (http://fgosreestr.ru/).

История

С 2014 года основные методологические и содержательные подходы к преподаванию истории России определялись Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и входящим в её состав Историко-культурным стандартом (ИКС). С учётом практики преподавания и предложений учителей данный документ был доработан, в результате утверждена Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (далее –
Концепция), которая стала частью концептуально-нормативных материалов, определяющих основы изучения отечественной истории. Она зафиксировала следующие позиции в системе исторического образования:

– линейный принцип обучения истории в школе;

– определена последовательность в изучении истории на каждой ступени образования, обозначены основные периоды отечественной истории и распределение учебного материала по классам;

– в основной школе изучается история России с древнейших времён до 1914 г.;

– на уровне среднего образования изучается период 1914–2020 гг. Сложный и объёмный материал по истории XX–XXI вв. предполагается изучать два года в 10–11-х классах, уделяя особое внимание изучению истории Великой Отечественной войны и истории России на современном этапе;

– интегрированный учебный предмет «Россия в мире» рекомендуется в качестве предмета по выбору в 10–11-х классах;

– закреплён принцип синхронности в изучении курсов отечественной и всемирной истории. Содержательное ядро Концепции включает специальный раздел по синхронизации учебного материала отечественной и всеобщей истории с указанием основных тем, которые необходимо изучать в тех или иных классах;

– изменилась структура Историко-культурного стандарта: перечень основных понятий и терминов представлен в конце разделов; перечень дат, персоналий и основных событий размещён в конце документа.

Методологическую основу изучения истории России составляют:

– многоуровневое представление истории, сочетающей историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю; предусматривается раскрытие связи отечественной истории с ведущими процессами мировой истории;

– многоаспектный (многофакторный) характер истории, предполагающий комплексный системный подход к отбору материала и формированию содержания курса;

– историко-антропологический подход (человек в истории), раскрывающий человеческое измерение истории;

– историко-культурологический подход: пространство диалога – характеристика многообразия и взаимодействия культур народов, вошедших на разных этапах в состав многонационального Российского государства.

В основной школе учебный материал по предмету «История» распределяется с учётом принципа синхронности следующим образом:

5-й класс – Всеобщая история: История Древнего мира (с интеграцией учебного материала по истории Татарстана древнейшего периода);

6-й класс – Всеобщая история: История Средних веков; История России с древнейших времён по XV век (с включением материала по истории Татарстана с IV в. до середины XVI в.);

7-й класс – Всеобщая история: История Нового времени. XVI –
XVII вв.; История России XVI –
XVII вв. (с включением материала по истории Татарстана с середины
XVI в. по XVII в.);

8-й класс – Всеобщая история: История Нового времени. XVIII в.; История России XVIII в. (с включением материала по истории Татарстана XVIII в.);

9-й класс – Всеобщая история: История Нового времени. XIX –
нач. XX вв.; История России XIX – нач. XX вв. (с включением материала по истории Татарстана XIX –
нач. XX вв.)

Соответственно, Концепции на изучение курса «История России» выделяется не менее 2/3 общего объёма материала и часов, отведённых на изучение предмета «История», что предполагает следующее примерное распределение часов по курсам: «Всеобщая история» – 22–24 часа, «История России» (с включением материала по истории Татарстана) – 46–48 часов в течение учебного года.

В 10–11 классах учебный предмет «История» изучается на базовом и углублённом уровне.

На базовом уровне старшей ступени образования курс «История России» является обязательным предметом для всех профилей обучения.

Ориентиром для выстраивания системы изучения истории в образовательной организации является учебный план выбранного профиля и Примерная основная образовательная программа среднего общего образования.

Структурно предмет «История» на базовом уровне включает учебные курсы по всеобщей (новейшей) истории и истории России периода 1914–2020 гг. с включением материала по истории Татарстана.

Предмет «История» на углублённом уровне включает в себя расширенное содержание истории на базовом уровне, а также повторительно-обобщающий курс «История России до 1914 года», направленный на подготовку к итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы.

Варианты и формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение.

Учебный материал по предмету «История» 1914–2020 гг. распределяется следующим образом:

10-й класс. 1914–1945 гг.

11-й класс. 1945–2020 гг.

На базовом уровне в 10–11-х классах история изучается в объёме 140 часов, т.е. по 70 часов в каждом классе с примерным распределением часов: курс «Всеобщая история» –
24 часа, курс «История России», включая материал по истории Татарстана, – 46 часов в течение учебного года.

Углублённое изучение истории предусмотрено в классах, реализующих учебные планы гуманитарного профиля, а также при формировании индивидуальных учебных планов. История изучается в рамках учебного плана образовательной организации, предмет содержит материал по всеобщей истории, истории России с включением материала по истории Татарстана.

Предмет «Россия в мире» в соответствии с Концепцией исключается из обязательной части учебных планов 10–11 классов, он может изучаться в качестве учебного курса по выбору образовательных организаций при углублённом изучении гуманитарных и общественно-научных предметов.

Изучение истории может дополняться элективными учебными курсами, учебными практиками, проектами, исследовательской деятельностью.

Обществознание

Школьное обществознание представляет собой междисциплинарный предмет, что составляет его уникальность и одновременно сложность для учителя. Значимость предмета определяется не только освоением понятийной базы и основ знаний наук, представленных в содержании предмета «Обществознание», но, что очень важно, и в подготовке к социализации и самореализации в контексте гражданского становления обучающегося.

Реализация Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы, направлена на:

– обеспечение единства образовательного пространства, последовательность освоения содержания предмета;

– повышение уровня преподавания и качества изучения предмета;

– более полную реализацию воспитательного потенциала обществознания в контексте современных задач образования.

В основной школе учебный предмет «Обществознание» изучается в рамках предметной области «Общественно-научные предметы» в 6–
9-х классах в объёме 35 часов в год.

На ступени среднего образования предмет «Обществознание» изучается в рамках предметной области «Общественные науки» на базовом уровне в объёме 140 часов в течение двух лет обучения. В классах профильного обучения изучаются предметы «Экономика» и «Право».

Изучение обществознания дополняется элективными учебными курсами, учебными практиками, проектами, исследовательской дея-
тельностью. Дополнительные часы на изучение обществознания могут быть добавлены из компонента образовательной организации.

В рамках предмета в соответствии с основной образовательной программой образовательной организации осуществляется изучение вопросов финансовой грамотности. Это может быть реализовано как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учащиеся приобретают знания о государственной экономической политике, роли экономики в росте благосостояния человека и общества, функционировании рынков капитала и рынков труда. Учащиеся знакомятся с моделями поведения в конкретных экономических ситуациях, познают способы разумного взаимодействия семьи с различными финансовыми институтами, знакомятся с правами потребителя финансовых услуг, учатся их защищать.

В преподавании обществознания в силу специфики предмета актуальна реализация межпредметных связей с другими учебными предметами социально-гуманитарного профиля (история, литература, география, основы религиозных культур и светской этики). В результате дидактически продуманного сочетания интеграции и координации знаний из различных дисциплин развивается концептуальный стиль мышления учащихся, целостное видение и системность в мировосприятии, когда отдельные явления рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении.

***

Современный мир динамичен. Система историко-обществоведческого образования в последние десятилетия претерпела значительные изменения, затронувшие как содержательные, так и организационно-методические аспекты. Значимая роль в адаптации учителей истории и обществознания к меняющимся условиям принадлежит методической работе, заключающейся в разнообразных формах деятельности, направленных на развитие профессиональных качеств учителей в соответствии с современными требованиями.

Система методического сопровождения преподавания истории и обществознания претерпела существенные изменения. Наряду с оправдавшими себя традиционными видами деятельности методических объединений активно формируются новые, востребованные современными реалиями формы взаимодействия учителей в рамках педагогических сообществ: ассоциации, творческие или проблемные группы, сетевое взаимодействие и др.

В рамках деятельности методических объединений (школы, района) учителя повышают свой профессиональный уровень в межкурсовой период:

– знакомятся с новыми тенденциями в развитии образования, новыми концепциями по истории и обществознанию, с нормативными документами и методическими рекомендациями;

– осваивают наиболее рациональные способы организации учебно-воспитательного процесса в предметной области с учётом новых требований;

– изучают опыт работы учителей по наиболее актуальным или сложным направлениям педагогической деятельности.

С учётом требований времени деятельность профессиональных сообществ (методические объединения, сетевые сообщества) в последние десятилетия была направлена на:

– обновление научно-теоретической базы профессиональной подготовки учителя через ознакомление с введёнными в оборот новыми источниками и содержанием по истории и обществознанию, обновлённой понятийной базой предметов;

– актуализацию и оказание помощи в овладении учителями современными образовательными технологиями, в т.ч. с учётом цифрового образовательного пространства;

– преодоление предметной локальности мышления, реализацию междисциплинарных связей как фактора формирования системного мышления и метапредметных компетенций у школьников;

– формирование у учителя компетенций, направленных на личностное развитие учащегося, формирование у него навыков самоорганизации и саморазвития.

Общение учителей в рамках сообщества проходит в различных формах:

– теоретические или научно-
практические семинары, конференции;

– практикумы по изучению сложных тем, подготовка к итоговой аттестации;

– организационно-деятельностные игры, совместная разработка учебно-тематических планов, рабочих программ;

– открытые уроки, мастер-классы, творческие отчёты и другие формы.

В последние годы учителя активно освоили онлайн-формат общения, используя возможности платформ ZOOM, TIMS и др., в т.ч. и для дистанционного обучения учащихся.

Так, в онлайн-режиме в 2020–2021 г. состоялись творческие отчёты школьных и муниципальных методических объединений учителей истории и обществознания по следующей тематике:

– «Образовательное пространство школы как условие реализации развивающего и воспитательного потенциала в преподавании истории и обществознания» на базе лицея №78 «Фарватер» г. Казани;

– «Реализация инновационных направлений в преподавании предметов «История» и «Обществознание» в условиях современного образовательного пространства» на базе гимназии №90 г. Казани;

– «Современные концептуальные подходы и методы оценивания образовательных результатов обучающихся» на базе Высокогорской средней школы №3;

– «Современные подходы в организации методической службы муниципального района как один из аспектов по взаимодействию с общеобразовательными учреждениями в повышении качества образования» на базе Управления образования Чистопольского района;

– «Реализация инновационных направлений в преподавании предметов «История» и «Обществознание» в условиях образовательно-цифровой среды» на базе Управления образования Зеленодольского района.

Учителя представили мастер-
классы и практики по использованию цифровых образовательных ресурсов, формированию финансовой грамотности, организации внеурочной деятельности.

***

Методические объединения учителей призваны помочь учителю в реализации новых направлений образовательной политики государства в конкретных условиях на местах. В этом контексте представляется актуальным развивать те наработки, которые востребованы временем. Кроме того, необходимо серьёзно проработать новые документы, определяющие преподавание предметов цикла.

При планировании работы методических объединений важно обсудить:

– вопросы диагностической и аналитической составляющих работы учителя как важного фактора повышения качества образования по истории и обществознанию в соответствии с ФГОС (в т.ч. ФГОС 3.0);

– проблемы интеграции этнокультурного и регионального материала в системе историко-обществоведческого образования;

– знакомство с полезными для учителей сайтами, практикум на базе материалов из различных источников.

Кроме того, предметом обсуждения могут стать вопросы, связанные с имеющимися проблемами. В частности, до сих пор не решён вопрос об оплате проверки тетрадей по истории и обществознанию, хотя необходимость их использования не подвергается сомнению, во-первых, в силу значимости знания истории, во-вторых, новые формы проверочных заданий нацеливают учителя на развитие практических компетенций.

Ильсия ФОКЕЕВА,
старший преподаватель кафедры социально-
гуманитарных дисциплин ИРО РТ,
ответственный секретарь регионального отделения Всероссийской ассоциации
учителей истории и обществознания,
заслуженный учитель РТ,
почётный работник общего образования РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.