Логотип Магариф уку
Цитата:

Педагогическое наследие академика Мирзы Махмутова

«Первым и важнейшим условием успешной организации проблемного обучения, а следовательно, и урока является наличие высококвалифицированного специалиста – учителя-педагога»(М.И.Махмутов)Впервые мне дове...

«Первым и важнейшим условием успешной организации проблемного обучения, а следовательно, и урока является наличие высококвалифицированного специалиста – учителя-педагога»
(М.И.Махмутов)
Впервые мне довелось слушать выступление Мирзы Исмаиловича Махмутова в студенческие годы. Его имя было легендой среди студентов –
будущих учителей и педагогов. При его появлении слушатели в зале вставали, отдавая дань уважения выдающемуся ученому. Его лекцию аудитория слушала затаив дыхание. Мирза Исмаилович производил сильное впечатление: глубочайшая эрудиция, убедительная доступная речь, тонкие шутки, уважительное, доброжелательное отношение к учителям и студентам, ни одного вопроса он не оставлял без внимания. Элегантно одет, густая шевелюра темных волос, аристократические манеры, обаятельная улыбка, внимательный взгляд... Думалось: таким и должен быть Учитель. Хотелось брать с него пример, возникало желание стать учителем, именно похожим на него. Мирза Исмаилович говорил об огромной ответственности школьного учителя за формирование личности ученика, его развитие, воспитание; о том, что уроки можно проводить интересно, увлекая и вовлекая в изучаемую тему школьников «с головой» через создание проблемных ситуаций, когда учитель предоставляет ученикам возможность самостоятельно искать пути решения проблем, незаметно направляя их мысль.

Тогда для нас, студентов, его выступление было откровением. Хотелось вникнуть, постичь глубину идей Мастера и потом на практике применять его идеи.
Проблемное обучение – это особый тип обучения; оно определяется не формой или методами обучения, а способом взаимодействия учеников и преподавателя, уровнем самостоятельности обучающихся. Оно отвечает требованиям современности: обучать, исследуя, – исследовать, обучая, и позволяет решить проблему мотивации школьников – одну из сложнейших педагогических задач. Только так и можно формировать творческую личность, т. е. реализовать основную задачу педагогического труда. Современные ученики информированы в различных областях, тем не менее, теряются в нестандартных ситуациях, не обладают достаточной самостоятельностью. При проблемном обучении, прежде чем выучить, требуется понять. Все принимает характер открытия: надо искать, находить решение самим, осмысливать его критически. Усваиваются не только результаты научного познания, но и сам путь, процесс получения этих результатов, происходит формирование познавательной самостоятельности ученика и развитие его творческих способностей, помимо овладения системой знаний, умений и навыков, и формирования мировоззрения. Акцент делается на развитии мышления. Ученик и учитель становятся сотворцами урока.
Нового применения новых знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно и находится в результате поиска учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. При проблемном обучении развивается критическое мышление, интеллектуальные способности школьников. На основе анализа фактов они самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью учителя) определения понятий, правила, теоремы, законы, или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации (изобретают, конструируют, планируют, мастерят), или же, наконец, художественно отражают действительность (пишут стихи, сочинения, рисуют, играют).[1] Уроки становятся при этом частью жизни учеников, а не скучным времяпрепровождением, как бывает нередко при традиционном обучении. Каждый школьник вовлечен в познавательную деятельность, процесс образования приобретает личностно-ориентированный характер, способствует формированию у школьников навыков деятельности в конкретных ситуациях, что необходимо и в обычной жизни.
По утверждению Махмутова, главным отличием между проблемным и традиционным обучением следует считать целеполагание и принцип организации педагогического процесса. Цель проблемного обучения –
усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает еще и формирование познавательной самостоятельности ученика, и развитие его творческих способностей, помимо овладения системой знаний, умений и навыков, и формирование мировоззрения. Здесь акцент делается на развитии мышления.1
«Национальное достояние» – так оценил академика первый президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев, подчеркивая, что жизнь и деятельность ученого – «пример служения республике».
По словам Валерия Каташева, доктора педагогических наук, масштабным вкладом Махмутова в дидактику как теорию проблемного обучения явилось академическое издание монографии «Проблемное обучение», ставшей интегральным произведением дидактики. Это масштаб, обобщения педагогической мысли, равный произведениям Д.К.Ушинского в XIX столетии. Академик Роальд Сагдеев называет Махмутова «нашим татарским Луначарским»: так много он сделал для просвещения республики.
М.И.Махмутов – один из основоположников теории и практики проблемного обучения в общеобразовательной и профессиональной школе, арабист и тюрколог, автор огромного количества работ по педагогике, общественный деятель и организатор образования, человек энциклопедического ума и исключительной эрудиции. В течение 18 лет занимал должность министра просвещения республики. «Министр просвещения на все времена», по словам М.Ш.Шаймиева. Он был и остается образцом педагога, ученого, руководителя, интеллигента.
Его труды сегодня по-прежнему востребованы, не угасает интерес педагогов к этой выдающейся личности. Он свободно говорил и выступал на арабском, английском, турецком, немецком, общался почти на всех языках народов Средней Азии; имел серьезные аналитические способности: владел навыками скорочтения, полемики, «сократовских бесед». Его перу принадлежит известный «Арабско-татарско-русский словарь заимствований».
В круг общения ученого входили многие выдающиеся деятели, среди которых были друзья-академики АПН В.В. Давыдов, А.М. Матюшкин,
Я. Лернер, П.Р. Атутов, А.Я. Батышев и др. Большие впечатления оставили у Мирзы Исмаиловича встречи с мировыми деятелями Д.Неру и С.Альенде.[2]
Актуально звучат его слова о том, что в наше время еще сильнее возрастает роль учебно-воспитательного процесса. «Непросто воспитывать любовь к родной стране, к родному языку, давать достойное воспитание, прививать подрастающему поколению понятие о чести сейчас, когда молодежь перестала понимать, в чем смысл жизни, не знает, как выйти из духовного кризиса. Большая часть молодежи не отличает белое от черного, считая главным деньги, дорогие вещи и т.д.»
С глубоким уважением ученый относился к духовной национальной культуре. Делал все, чтобы сохранить татарскую среднюю школу. Был сторонником идеи широкого внедрения в образовательный процесс национального языка. По поводу дискуссий о переходе татарской графики на латиницу справедливо говорил: «Не буквы надо менять, а язык спасать», – что вызывало критику у некоторых деятелей.
Он с сожалением констатировал, что сейчас у молодежи нет веры – «ни в царя, ни в Бога, ни в завтрашний день». Жизнь перестала быть первой в шкале ценностей человека. Потребительство, деньги вышли на первый план. Они породили эгоизм, жадность, черствость души. Во что верить молодому поколению? «Верить в мудрость народа», – утверждал ученый. Он говорил о важности этнопедагогики как одной из лучших форм воспитания будущего поколения, привития детям национальных обычаев, уважения к старшим, вежливости, гуманности, милосердия. Предлагал ввести в национальных школах религиозное просвещение и религиозное воспитание. Например, говорить с детьми об истории ислама, о положительных и непонятных для молодежи сторонах этого учения, учить различать Добро и Зло. В Москве в 1997 году вышла книга для учителей «Пророк Мухаммад», но ученый сожалел, что сегодня мало читают книг.
Мирза Исмаилович говорил о том, что нам не хватает более всего образованности, настоящей интеллигентности без апломба и кичливости. Он был благодарен судьбе за встречи с такими настоящими интеллигентами, как Баки Урманче, Наки Исанбет, Альберт Яхин, Анас Халитов…
Его сильно беспокоила судьба татарского народа. В одном из интервью он рассказал о знакомстве с Джеймсом Эндикоттом, лауреатом Ленинской премии мира. «Больше всего меня потрясло то, что этот седовласый канадец, одинаково хорошо говоривший на английском и китайском языках, 25 лет прожил в качестве католического миссионера в Китае... Нам не хватает таких миссионеров татарского народа, живущих жизнью татар в разных уголках страны и в других странах».
Мирза Исмаилович вел активную общественную жизнь, возглавлял общество «Ватан», был экспертом ЮНЕСКО по образованию, принимал непосредственное участие в подготовке и проведении Всемирного конгресса татар. Его приглашали на правительственные переговоры с арабскими странами. В известной уникальной книге «Мир ислама», рассуждая о духовном наследии арабских стран, автор пишет, что искаженное представление о культуре и менталитете мусульман способно нанести серьезный культурный и социальный ущерб.
Основной идеей многих статей М.И.Махмутова является поиск путей развития интеллектуального потенциала общества через преодоление иждивенческой психологии, особенностей в менталитете и мышлении россиян путем подъема образования, духовности, профессионализма и религиозно-нравственного воспитания. Ученого беспокоило ожесточение людей. Зло в человеке остается и сегодня, несмотря, как мы полагаем, на высочайший уровень нашей цивилизации. «Как научить человека управлять своим мышлением, своим поведением?» … Он был уверен, что подавить зло человеку может помочь только знание и воспитание.
Он был Гражданином, всегда занимал активную жизненную позицию, никогда не был равнодушным к общественным проблемам, не боялся высказывать свое мнение, даже если оно было для кого-то неудобным. В этом он тоже является примером для нас.
С глубоким уважением относился Мирза Исмаилович к учителю. Он утверждал, что «первым и важнейшим условием успешной организации проблемного обучения, а следовательно, и урока является наличие высококвалифицированного специалиста – учителя-педагога. Педагог должен быть всесторонне развитым, широко образованным человеком, представителем людей будущего». 
Педагоги старшего поколения с теплотой вспоминают его работу в качестве министра просвещения республики в 1970-е годы, отмечают высокую педагогическую культуру инспекторского корпуса министерства. Когда учитель заходил в кабинет и подходил к инспектору, тот вставал. Уважение к учителю – это была общая атмосфера министерства.
Как точно ученый подмечает особенности работы учителя: «Когда мы говорим об образовании, мы, прежде всего, представляем учебные здания, преподавателей, учащихся… Но основное действо образования не видно глазу, это взаимоотношения учителя и ученика, их взаимовлияние, воздействие внутренней силы духа. Глаза, улыбки учеников – все это оставляет неповторимое впечатление. Ведь каждый взгляд, даже каждая поза выражает какую-то мысль».
Ему принадлежит идея различения мастерства учителя по степени освоения им системы методов проблемного обучения. Учитель, свободно владеющий всем арсеналом методов проблемного обучения, достигает вершин дидактического мастерства. Он становится абсолютным авторитетом, в первую очередь, для учеников. Авторитет учителя выходит за локальные границы его работы, его влиянию поддаются ученики даже за пределами его деятельности.
М.И.Махмутов обосновал логическую структуру урока, которая применима для любого типа учебного занятия от школьного урока до вузовской лекции, семинара или лабораторной работы, где ведущим элементом выступает конкретная подготовка ученика к конкретному содержанию учебного материала. Эта структура универсальна и учитывает все возможные варианты построения урока, в зависимости от целей урока по усвоению учебного материала, педагогического потенциала учителя и готовности учащихся к работе на уроке проблемными или репродуктивными методами.[3] Академик Я.И.Лернер говорил, что Махмутов создал «энциклопедию проблемного обучения».
Обучающийся, согласно требованиям новых образовательных стандартов, предстаёт как субъект самостоятельной учебно-познавательной деятельности, а учитель – как организатор, стимулирующий эту деятельность обучающей среды. Каждый ученик создает собственное, предъявляемое в форме творческих продуктов деятельности содержание образования в индивидуальном темпе и на выбранном уровне сложности.
Как результат – становление субъектной позиции в обучении, наличие у учащихся познавательного интереса, опыта творческого мышления, решения практических задач, ориентация на внутреннюю сторону успеха – личностный рост и жизненную самореализацию.[4]
Особое внимание, по мнению великого педагога, необходимо обращать на духовно-нравственное развитие детей, воспитание патриотизма, уважения к духовному наследию своего народа и народов России. Эти задачи невозможно решить без включения в процесс обучения изучения истории родного края, родного народа, его языка, традиций, ценностей. И здесь большие возможности предоставляет использование технологии проблемно-развивающего обучения.
Участие школьников в исследовательской внеурочной деятельности, работа над социально-значимыми проектами позволяет им не только углублять свои знания по истории, но и вносить реальный вклад в изучение истории родного края.
У мэтра педагогики есть важная мысль: учитель должен быть исследователем, творческим человеком, лишь тогда он сможет развивать творческие способности, критическое мышление своих воспитанников.
Увлечь детей может лишь учитель, имеющий разносторонние интересы. Таким был он сам. Мне, например, было приятно узнать, что среди его увлечений были шахматы. Он считал, что игра в шахматы позволяет развивать мышление школьников. Шахматы – своеобразная модель проблемно-развивающего обучения. В игре присутствует мотивация и целеполагание – важен не только желаемый и усвоенный результат, но и освоение самого процесса, поиск пути, который может привести к цели (победе).
По мнению ученого, настоящий учитель оказывает влияние на личность ученика и вне непосредственного общения. Но стать таким учителем задача не из простых, требует большой работы над собой, самообразования, постоянного развития, общения с передовыми педагогами, изучение современных педагогических технологий, разработок отечественной и мировой педагогики. Этому и учил Мирза Исмаилович.
Размышляя об актуальности проблемного обучения, он говорил: «А вопрос, почему проблемное обучение ныне ушло куда-то в тень, сам по себе проблемный. Проблемное обучение по-прежнему на вооружении творческого, умеющего думать педагога. Готовые знания есть в Интернете. Но что с ними делать? Запоминать, учить наизусть? Или все-таки анализировать, обобщать?»
Сегодня, когда новые образовательные стандарты делают акцент на развитии обучающихся, нацеливают на обеспечение их самостоятельной познавательной деятельности на протяжении всего урока, на воспитание, у учителей возрастает интерес к работам Мирзы Исмаиловича Махмутова, к его личности. Есть, на мой взгляд, необходимость в активизации работы по распространению и освоению его идей. Ведь многие модные зарубежные образовательные технологии основаны на теоретических разработках ученого, во многом дублируют, повторяют его идеи. Особенно важно эту работу проводить среди молодых специалистов, которые, к сожалению, недостаточно осведомлены о богатом педагогическом наследии академика Мирзы Исмаиловича Махмутова.  
 
Юрий МЫШЕВ,

учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории средней школы №1 им. Героя Советского Союза П.С.Ханжина
г. Тетюши, заслуженный учитель РТ, лауреат Государственной премии РТ им. М.И.Махмутова

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ