Логотип Магариф уку
Цитата:

ЕГЭ по биологии в 2022

Результаты ЕГЭ по биологии в 2021 году в сравнении с 2020 годом повысились незначительно: средний балл увеличился на 0,76 баллов с 56,11 до 56,87. Увеличилось и количество выпускников, не преодолевших...

Результаты ЕГЭ по биологии в 2021 году в сравнении с 2020 годом повысились незначительно: средний балл увеличился на 0,76 баллов с 56,11 до 56,87. Увеличилось и количество выпускников, не преодолевших минимальный балл, с 9,36% до 10,18% от общего количества экзаменующихся. Вместе с тем, увеличилось и количество участников ЕГЭ по биологии, набравших от 81 до 99 баллов с 5,37% до 8%, и увеличилось количество стобалльников с 2 до 5 человек.
Несмотря на это, выпускников, сдавших экзамен на 80 – 100 баллов, достаточно малое количество. Представим несколько причин недостаточной подготовки к ЕГЭ по биологии.
Многие обучающиеся чаще всего изучают многообразие организмов, биологию человека без учета общебиологических знаний –
экологии, эволюции, биохимии, цитологии, эмбриологии и генетики. Кроме того, у выпускников не хватает биологической эрудиции, которую бы они получали из научно-популярных фильмов, научных журналов и статей о современных открытиях в биологии. Отсутствие биологической грамотности и эрудиции чаще всего объясняется тем, что решение сдавать экзамен по биологии принимают дети осознанно за один-два года до сдачи экзамена, а этого времени хватает лишь только на приобретение базовых и немного профильных знаний по биологии.
Есть такая категория обучающихся, которые сами не могут определиться с выбором будущей профессии к 11 классу, тогда родители решают за них, зачастую запозда-
ло, – медицина. В этом случае многие родители и их ребенок видят уже результат будущего обучения –
«будешь врачом или биологом», а внутреннего стремления к познанию и подготовке к итоговой аттестации у такого ребенка мало или отсутствует. Отсюда, как правило, низкие результаты на экзамене.
Есть еще одна современная серьезная проблема при подготовке к ЕГЭ по биологии – когда родители или сам будущий выпускник берут себе одновременно в помощь, помимо уроков биологии в школе, дополнительные курсы при вузах, где зачастую дают информацию завышенно углубленную, даже специальную, которая не пригодится на экзамене. Разбавляют это обучением в дистанционной школе в сети Интернет, преподавание в которых осуществляется не всегда высококвалифицированными специалистами, допускающими биологические ошибки или неточности, некорректности. Данные ресурсы не всегда контролируются экспертами в этой области. Ко всему этому, еще нанимают частного учителя для подготовки к ЕГЭ. Учтем, все эти «источники информации» не договариваются между собой, чему сегодня обучить их подопечного, и все эти «источники» дают домашние задания по разным темам и разделам. И вот таких будущих «перезагруженных» выпускников становится все больше. Есть только немногие, которые справляются с таким наплывом занятости, разно-
образной информацией и с умением все успеть. Они успешно идут к цели, самостоятельны, мотивированы – одно учат, другое повторяют, третье в поиске – выбранная система работает. У большинства же обучающихся при таком темпе через небольшой период разбросанного обучения из-за нехватки времени, перегруженности информации, возможных проблем из-за неуспеваемости в школе и т. д. возникают проблемы с памятью, вниманием и психосоматикой. В этом случае разделы биологии изучаются спонтанно, бессвязно, без поставленных целей и имеющегося плана. В результате теряется система обучения биологии и, соответственно, качественная и эффективная подготовка к предстоящему экзамену, проявляется «поверхностное», неглубокое знание биологии, отсутствие биологического мышления.
Несмотря на имеющиеся проблемы, ЕГЭ по биологии сдан, а результаты итоговой аттестации позволяют дифференцировать выпускников по уровню интеллекта, мотивации и владения определенными компетентностями. (Рис. 1)
Особенностью КИМ по биологии 2021 г. явилось увеличение числа таких заданий, которые требуют не только воспроизведения изученных тем, но и использования биологической эрудиции, знаний в нестандартных ситуациях (роение пчел), в практической деятельности, умения работать с текстом, рисунками и графическими формами информации. Представленные ниже данные получены на основе анализа результатов ЕГЭ по биологии в РТ в 2021 г.
Рис .1. Средний балл выполнения заданий экзаменационных работ за 3 года

Результаты выполнения заданий 1-й части экзаменационной работы по биологии в 2021 г.
Сравнительный анализ результатов за 2020 – 2021 гг. позволяет выявить слабые стороны выпускников в выполнении заданий части первой КИМ ЕГЭ по биологии. В заданиях № 2, 5, 10, 13, 16, 18 наблюдается тенденция к стабильно низким показателям в течение трех лет. Выявлено, что эти задания повышенного уровня сложности проверяют знания разных разделов, а вот тип всех этих заданий – установление соответствия. Неплохо справляются с заданиями № 1, 9, 11, 12, 15, 17, 21, это задания базового уровня с множественным выбором.
 
Рис.2. Результаты выполнения заданий первой части с учетом их уровня сложности в разных группах экзаменуемых в 2021 г.

 
Выпускники с отличной подготовкой показывают высокие результаты в решении заданий как базового, так и повышенного уровня сложности, лишь в заданиях № 2, 7 базового уровня наблюдается понижение показателя.  Выпускники с минимальным порогом лучше отвечают на задания базового уровня, особенно им удаются задания № 1, 4, 17, 21. Из заданий повышенного уровня сложности лучше показатели в № 9, 15. Для двух групп со средними значениями баллов прослеживается сходная тенденция «взлетов» и «падений» показателей.
Рис.3. Распределение среднего балла по тематическим блокам в разных группах экзаменуемых в 2021 г.











 
  

У всех групп выпускников в 2021 г. наблюдается понижение среднего балла по тематическим блокам «Человек и его здоровье», «Биология – наука о жизни», «Экосистемы и присущие им закономерности». Лучшие результаты хорошо подготовленные выпускники имеют по разделам «Клетка как биологическая система» и «Эволюция живой природы». Надо отметить, что эти темы проходят в курсе 10 – 11 класса, и со строением клеток знакомятся еще в 5 классе и практически в каждом классе есть эта тема. В группе детей с баллами 36 – 60 наблюдается повышение результатов по тематическим блокам «Система и многообразие органического мира», «Эволюция живой природы». Царства живой природы, как правило, изучаются в комплексе с их происхождением и экологическими особенностями в 11 классе
(т. е. недавно), возможно, этим и можно объяснить повышение баллов в этих разделах.
Рис.4. Средний процент выполнения заданий первой части экзаменационных работ с учетом типов заданий в разных группах экзаменуемых в 2021 г.











 
  

Для хорошо подготовленных участников экзамена выполнение заданий больше зависит от тематики и содержания заданий, они успешно справляются со всеми типами заданий, небольшое понижение наблюдается лишь при работе с графическими элементами и в заданиях на последовательность. У выпускников со средними показателями за всю работу ЕГЭ по биологии лучше всего получаются задания с множественным выбором и решение биологической задачи. Слабые выпускники лучше всего справляются с множественным выбором ответа, сложнее даются им задания на соответствия и последовательность.
Рассмотрим те задания, которые вызвали затруднения у выпускников, средний балл выполнения которых не превышает 60%.
Линия 5 (повышенный уровень)

  1. Установите соответствие между процессами и стадиями мейоза: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


 
Процессы
А) уменьшение вдвое числа хромосом
Б) конъюгация гомологичных хромосом
В) образование четырёх клеток с гаплоидными ядрами
Г) расхождение однохроматидных хромосом к полюсам клетки
Д) расхождение гомологичных хромосом к полюсам клетки
 
Стадии мейоза
1) первое деление
2) второе деление
 
В этом задании требовалось применить навыки сравнительного анализа, использовать знания о мейозе. Данный учебный материал содержится во всех учебниках по биологии для 10, 11 классов, но недостаточно хорошо проработан выпускниками со средним и слабым уровнем подготовки. Средний процент выполнения задания – 50%.
Линия 7 (повышенный уровень)

  1. Все приведенные ниже утверждения, кроме двух, являются положениями хромосомной теории наследственности. Определите два утверждения, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они
    указаны.


1) Гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются совместно.
2) В результате сочетания генов возникает комбинативная изменчивость.
3) Сцепление генов может нарушаться в результате кроссинговера.
4) Неаллельные гены наследуются независимо друг от друга.
5) Каждый ген в хромосоме занимает определенный локус.
 
Задание на выбор выпадающих утверждений посвящено положениям хромосомной теории наследственности. В старших классах освоению генетических понятий уделяется достаточно много времени, несмотря на это, показатели невысокие. Средний процент выполнения задания – 58%.
Линия 10 (повышенный уровень)

  1. Установите соответствие между характеристиками взрослых животных и их личинками, изображёнными на рисунках 1 и 2: к каждой позиции. данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


 
Характеристика взрослых животных         
А) фильтрационное питание                                           
Б) мантийная полость                                                      
В) мускульная нога
Г) членистые конечности
Д) фасеточные глаза
Е) сегментация тела
Личинки         
1) 1
2) 2
Изучение характерных признаков беспозвоночных животных проходит на уроках в курсе зоологии и при подготовке к итоговой аттестации. Скорее всего, здесь не узнан первый рисунок – личинка двустворчатого моллюска. Средний процент выполнения задания – 59%.
Линия 13 (повышенный уровень)

  1. Установите соответствие между характеристиками и структурами глазного яблока человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


Характеристики         
А) имеет отверстие – зрачок
Б) преломляет лучи света
В) является частью сосудистой
        оболочки
Г) обладает прозрачностью
Д) регулирует размер зрачка
Е) имеет мышцы
Стурктуры глазного яблока         
1) радужка
2) роговица
 
В этом задании требовалось применить навыки сравнительного анализа, использовать знания строения и функционирования структур глаза. Средний процент выполнения задания – 47%.
Линия 14 (повышенный уровень)
14 . Установите последовательность прохождения нервного импульса в рефлекторной дуге кожного болевого рефлекса человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) нервный центр
2) передний корешок спинномозгового нерва
3) задний корешок спинномозгового нерва
4) четырехглавая мышца бедра
5) болевые рецепторы стопы
 
Анатомия и физиология человека изучается в 8 классе, рефлекторные дуги коленного и мигательного рефлексов в учебниках освещены доступно как в текстовом формате, так и в рисунках. Задание усложнено тем, что требуется применить знания в новой ситуации – определить последовательность рефлекторной дуги болевого рефлекса. Средний процент выполнения задания – 50%.
Линия 19 (повышенный уровень)

  1. Установите последовательность условий, которые способствовали зарождению жизни на Земле, согласно теории А.И. Опарина. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.


1) формирование первичной атмосферы Земли
2) образование биополимеров (белков, нуклеиновых кислот и т. д.)
3) появление автотрофных микроорганизмов
4) абиогенный синтез первых простых органических веществ
5) появление пробионтов
 
Освещение темы «Происхождение жизни на Земле» происходит на уроках в курсе общей биологии в 11 классе. Тема оказалась сложной для установления последовательности. Средний процент выполнения задания – 25%.
Результаты выполнения заданий 2-й части ЕГЭ по биологии
Вторая часть КИМ ЕГЭ по биологии включает задания с развернутым ответом. Для успешного выполнения этих заданий выпускнику необходимо уметь ясно излагать свои мысли, анализировать, решать сложные задания, делать аргументированные выводы.
Средний балл выполнения заданий высокого уровня сложности в сравнении с результатами последних трех лет представлен в следующей таблице.



























































Проверяемые элементы содержания и виды учебной деятельностиСредний балл,
2019 г.
Средний балл,
2020 г.
Средний балл,
2021 г.
22Применение биологических знаний в практической ситуации40,2417,6241
23Задание с изображением биологического объекта81,6623,1930
24Задание на анализ биологической информации (работа с текстом)82,4454,6652
25Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов88,7616,8023
26Обобщение и применение знаний об экологии и эволюции органического мира50,8912,3425
27Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации77,8146,5240
28Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации44,0831,5839

 
Несмотря на то, что в 2021 г. в заданиях № 22, 23, 24, 25, 26, 28 прослеживается видимое повышение результатов, все равно они остаются низкими. Низкие результаты, как и в прошлом году, связаны со слишком краткими формулировками ответов, их неправильной трактовкой, отсутствием пояснений, использованием общих и бытовых фраз.











 
  

Рис. 5. Средний процент выполнения заданий второй части экзаменационных работ в разных группах экзаменуемых в 2021 г.
Хорошо подготовленные выпускники отлично справляются с заданиями № 24, 27, 28, это задания с закрытым рядом требований. В заданиях же с открытым рядом требований наблюдается понижение качества ответов.
Задание 22 – практико-ориентированное, необходимо было объяснить, что пчеловоды удаляют роевые маточники после их появления для того, чтобы семья не уменьшалась, и соответственно, количество продуктов пчеловодства так же сократится. Не все поняли терминологию «роение», «маточники», часто писали о конкурентных отношениях между матками, хотя многие указывали о сокращении сбора меда. Средний балл выполнения задания – 44%.
Задание 23 – были представлены изображения отпечатков листа и семени древнего голосеменного, требовалось определить по таблице эру и период, указать признаки голосеменных растений и объяснить, почему изображенное растение однодомное. Частые ошибки – определение объекта на рисунках как растение из отдела Покрытосеменные. Если правильно определяли отдел Голосеменные, то ошибались в указании признаков отдела, например, многие писали, что голосеменные имеют плоды. При определении эры и периодов, указывали эру не всегда верно, и только один период. Однодомные путали с однодольными. Средний балл выполнения –35%.
Задание 24 предполагало работу с текстом на нахождение трех ошибочных предложений с дальнейшим их исправлением «Особенности земно-
водных». Снижение балла идет в основном за счет группы слабо подготовленных детей, которые плохо знают характерные признаки амфибий. Самой часто встречающейся ошибкой при ответе было исправление ошибки в предложении «У взрослых особей лягушек и их личинок трёхкамерное сердце». Переписывали часть предложения про взрослую особь, исключая головастиков, тем самым, не исправляя ошибки про сердце головастика. В некоторых случаях не могут определиться с сердцем головастиков, пишут, что у головастиков нет сердца или оно однокамерное. В другом предложении при исправлении наряду с крокодилом к рептилиям отправляли и тритона. Средний балл за это задание – 59%
Задание 25 представляло непрерывное движение крови по организму за счет сокращения сердца, от выпускников требовалось представить дополнительные факторы венозного кровотока. В ответах экзаменующихся чаще звучало значение клапанов в кровотоке. Про мышцы писали, но не указывали какие – скелетные или гладкие в сосудах. Очень редко указывали на присасывающее действие правого предсердия в период диастолы, т. к. по условию задания дети поняли, что работу сердца при ответе не надо учитывать. Средний балл за это задание – 28%.
Задание 26 о географической изоляции трёх видов двоякодышащих рыб, обитающих в пресных водоемах Южной Америки, Африки и Австралии. Необходимо было указать механизм географического видообразования и теорию в области геологии, обеспечившей этот механизм. Практически все указывали на движущие силы эволюции – мутации и естественный отбор, писали о новых ареалах, не привязывая их к дрейфу континентов. Не все завершали свой ответ репродуктивной изоляцией при географическом видообразовании. Выполнение этого задания всего лишь 23%.
Задание 27 подразумевало решение задачи на определение последовательности аминокислот во фрагменте начала полипептидной цепи. В условии задачи встречаются уже знакомые с прошлого года кодируемая и некодируемая части ДНК, но усложнено условие задания было тем, что в цепи можно было увидеть два способа решения (!), т. к. для МЕТ в цепи представлено два сочетания нуклеотидов. Требовалось объяснить, что если начать считывать с первого кодона АУГ, то в рамке считывания окажется стоп-кодон, чего быть не должно в середине полипептидной цепи. Соответственно, верным будет начинать синтез фрагмента полипептида со второго кодона АУГ. Такого типа задания выпускники с высоким уровнем притязаний решают свободно, но здесь многие не понимали, как оформлять данное решение задания, поэтому решали двумя способами, но не объясняли, какое из них верное. Средний балл выполнения – 39%.
Задание 28 – генетическая задача из открытого варианта уже знакома, встречается во многих сборниках для подготовки к ЕГЭ и открытой базе заданий ФИПИ на протяжении нескольких лет. В задаче представлено наследование у птиц одного признака – аутосомное, второго – сцепленного с полом, которое и требовалось определить, и составить схему решения задачи с пояснением. В результате хорошо подготовленные выпускники справлялись легко, а вот слабые, как всегда, допускали типичные ошибки в оформлении задачи, путали гомогаметный или гетерогаметный пол у самок и самцов птиц, неправильно определяли тип наследования признаков, не давали четкого пояснения к решению задачи. Средний процент выполнения задания из открытого варианта – 48%.
Представленные данные свидетельствуют об усвоении содержательных элементов большинства заданий КИМ по биологии основной массой выпускников.
Елена АКШАЕВА,

председатель предметной комиссии по проверке заданий с развернутым ответом ЕГЭ по биологии в РТ, учитель биологии высшей квалификационной категории лицея № 116 им. Героя Советского Союза А. С. Умеркина г. Казани

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ