Погружение в историю: новые технологии воспитания патриотизма

В чём заключается цель создания парков
«Россия – Моя История»? В чём недостаток проекта? Что предлагают татарстанцы?

Благодаря историческим паркам «Россия – Моя История», созданным в рамках нацпроекта «Образование», подрастающее поколение получило возможность познакомиться с важнейшими историческими событиями в интерактивной форме. Специалисты этих парков со всей России слетелись в Казань на федеральный форум «Россия – Моя История. Новые горизонты», который проходил в августе на территории выставочного центра «Казанская ярмарка». Скоро парки станут центрами просветительской деятельности в области истории. На базе казанского парка в пилотном режиме будет апробирован проект «Билет в будущее», который охватит несколько тысяч татарстанских школьников с 6 по 11 класс.

Организатором выступил Фонд новых форм развития образования, который является подведомственным учреждением Министерства просвещения РФ. Все участники от Дагестана до Иркутска с нетерпением ждали визита министра просвещения Сергея Кравцова, что неудивительно, учитывая, насколько легче решить любую проблему учреждения или получить ответ на свой запрос в формате прямого диалога с высоким чиновником. К тому же присутствие федерального министра на открытии форума было анонсировано в его программе. Однако по неназванным причинам Кравцов не смог посетить Казань.

Открывая форум, министр образования и науки Татарстана Ильсур Хадиуллин охарактеризовал его главную задачу как поиск новых возможностей для парков через обмен опытом. В частности, участники форума обсудили планы создания и развития Центров просвещения на базе исторических парков.

Парки «Россия – Моя История» впервые были запущены в 2013 году. На данный момент их насчитывается 23, а вскоре откроется аналогичный парк в Твери, здание которого уже достраивается. Также планируется создание парков в Пскове и Калининграде. За эти годы через них прошли более 12 млн посетителей разного возраста.

По словам министра, в казанском парке проходят уроки, мастер-классы, слёты школьников и другие полезные мероприятия. В общем, созданы все условия для эффективного взаимодействия парков с системой образования.

«Уникальная мультимедийная составляющая всех 23-х исторических парков «Россия – Моя История» станет основой для новой платформы образования, которая рассчитана на все категории жителей нашей страны», – сказала
и.о. генерального директора Фонда новых форм развития образования Юлия Пономарёва.

Ильсур Хадиуллин отметил, что нужно единое образовательное пространство по предмету «История», и парки «Россия – Моя История» вносят в это дело значительный вклад. Интерактивность выставки помогает детям погрузиться непосредственно в события прошлого. «Суть воспитания в знании собственной истории», –
подытожил глава Минобрнауки Татарстана.

В ходе пленарного заседания форума и последующих секций участники презентовали наиболее успешные общероссийские использования и обновления учебных пособий, обсудили создание образовательных и методических центров на базе вышеназванных исторических парков.

В рамках двухдневного мероприятия состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Российским обществом «Знание» и парками «Россия – Моя История». Со временем согласно этому документу на базе парков создадут Центры просвещения «Моя История». Руководство сети таких центров будет приглашать в качестве лекторов государственных деятелей, выдающихся учёных, спортсменов, предпринимателей, а также представителей искусства.

Генеральный директор Российского общества «Знание» Максим Древаль так охарактеризовал этот проект: «Мы стремимся объединять усилия с просветительскими организациями по всей стране, чтобы расширять аудиторию и дотянуться до молодёжи из самых отдалённых уголков России. Надеюсь, что центры «Знания» станут местом притяжения для любого, кому интересны история, наука, культура и искусство нашей страны».

Интерес к истории со стороны общества значительно вырос в последние годы. Сегодня этот предмет рассматривается федеральным центром как инструмент не только просвещения, но и влияния на социальные процессы. Недавно созданная по поручению Президента России Владимира Путина межведомственная комиссия по историческому просвещению призвана как раз усилить патриотическое воспитание «в целях обеспечения планомерного и наступательного подхода к вопросу отстаивания национальных интересов Российской Федерации, связанных с сохранением исторической памяти и развитием просветительской деятельности в области истории». Её председателем является помощник главы государства, экс-министр культуры Владимир Мединский, имеющий неоднозначную репутацию в среде профессиональных историков. Он же был одним из инициаторов создания подобных парков. Теперь многие учителя, преподающие историю, тревожатся за будущее своего предмета. Их беспокоит, не уберут ли из преподаваемого материала некоторые ключевые моменты.

Проект «Билет в будущее» ориентирован на профориентацию учеников. Он рассматривается как некоторое важное дополнение к имеющейся инфраструктуре парков. Так, по приведённым на форуме данным, до 80 процентов школьников не могут определиться с выбором будущей профессии.

Для его реализации проведут серию выставок, посвящённых профессиям будущего. Уже в сентябре будет запущена онлайн-платформа, на которой все желающие смогут определить свои склонности и получить рекомендацию по выбору специальности. Планируется, что до конца года к проекту присоединятся порядка 80 регионов страны. А в Татарстане «Билет в будущее» запустится в самое ближайшее время. Возможно, появится отдельный проект, ориентированный на дошкольников.

«Наш проект – это не просто историческое, но и образовательное пространство. В рамках форума мы хотим заложить прочный фундамент для того, чтобы создавать это новое образовательное пространство совместно с директорами Центров, Министерством просвещения РФ и другими министерствами так, чтобы реализуемые в стране все наши национальные проекты могли взаимодействовать. Чтобы мы могли дотянуться до каждого города и сельской местности, где у детей нет возможности посетить наши парки», – дополнила Юлия Александровна. По её словам, современные технологии позволяют ознакомиться с экспозицией из самых отдалённых уголков страны.

Выступавший на пленарном заседании по видеоконференцсвязи первый заместитель Министра просвещения РФ Александр Бугаев высоко оценил работу парков «Россия – Моя история». По его словам, за 13 лет системе парков удалось при помощи технологических новинок передать память о нашей великой истории большому количеству детей. При этом он отметил казанский парк как один из самых прогрессивных.

Современные учащиеся сильно погружены в виртуальный мир. Поэтому педагогам очень важно правильно подобрать формат донесения учебного материала.

Руководитель Фонда новых форм развития начала с презентации логотипа будущих Центров просвещения, который будет в виде вогнутой дуги. Спикер сказала: «Каждый рассвет – это начало дня и новой истории. Также и дети чаще всего слово просвещение связывают со словом свет. Учитывая всё это, у нас родился новый логотип Центра просвещения. Это – рассвет».

В рамках двухдневного форума его участники попытались сформировать стратегию развития Центров, определить показатели эффективности их работы. Прежде всего, Центры просвещения должны стать агрегаторами знаний. По опыту парков известно, что целевая аудитория распределяется примерно следующим образом: около
72 процента – это посетители
5–19 лет, остальные – люди постарше. Миссия проекта – помочь каждому школьнику начертить индивидуальную траекторию своего развития и добиться гармоничного развития личности и сохранения духовно-нравственных ориентиров.

Заместитель директора Центра информационно-аналитического и проектного сопровождения национальных проектов Академии Минпросвещения России Валерий Медведев, выступая на форуме, порекомендовал участникам форума тщательно изучить правовую базу. В частности, постановление Правительства РФ №1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации». По его мнению, этот объёмный документ регламентирует всё, что касается реализации национального проекта «Образование». Особенно он советовал им обратить внимание на терминологию и подходы к формированию национальных, федеральных и региональных проектов. «Как только произойдёт включение в национальный проект, то и контроль, и мониторинг деятельности субъекта и, собственно, вас, как части субъекта, которая реализует какой-то кусочек национального проекта, будет очень регламентирован», – резюмировал спикер.

В национальный проект «Образование» включены все 85 субъектов РФ, и отдельно в этом году включён город Байконур. Целью проекта является предоставление возможности для самореализации и развития талантов, профессионального роста педагогов и управленческих кадров, совершенствование содержания образования и воспитания. Напомним, что национальный проект «Образование» включает в себя семь федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Молодые профессионалы», «Цифровая образовательная среда», «Социальная активность», «Социальные лифты для каждого», «Патриотическое воспитание». В ближайшее время к ним добавят ещё два ведомственных проек-та.

Участники форума также обсудили сложности и наиболее оптимальные пути перехода центров из системы, подведомственной региональным министерствам и управлениям культуры, в систему образования.

Отдельно отметим, что формальная часть форума, связанная с возможностями реорганизации, а также получением финансирования, вызывала куда больший интерес у участников, чем содержательная сторона работы будущих Центров. Журналисты не слышали, чтобы в кулуарах форума они обсуждали те или иные исторические события. Зато представители активно делились опытом по оформлению тех или иных документов.

При всей важности просветительской работы, которую проводят исторические парки, можно усмотреть и некоторые недостатки. Так, в их экспозициях плохо представлены национальные и региональные компоненты. Нам кажется, наполнение должно варьироваться в зависимости от расположения парка. Идентичность материала в разных парках делает их менее привлекательными для туристов.

Заместитель директора по научной работе Института истории им. Ш. Марджани при АН РТ Марат Гибатдинов прокомментировал журналу «Магариф» процесс наполнения парка «Россия – Моя История». По его словам, их институт участвовал в создании данной выставки. Поэтому он хорошо знаком с представленным там материалом. В казанском парке истории есть раздел, посвящённый, например, казанским ханам. Однако чтобы его найти на выставке, надо очень постараться. В целом Гибатдинов выступает за значительное расширение экспозиции за счёт местной тематики. На взгляд не только учёных, но и педагогов история родного края, малой родины не менее важна в воспитании личности. Разнообразие национальных культур делает страну более сильной, и его нужно отразить в материалах исторической выставки.

Когда в процессе обсуждения конкретного наполнения парков управляющий директор Фонда гуманитарных проектов Иван Есин упомянул о готовящемся праздновании 800-летнего юбилея Александра Невского, от редакции журнала «Магариф» поступило отдельное предложение. Речь идёт о не менее знаменательном событии – 1100-летии принятия ислама Волжской Булгарией. Празднование этой даты должно состояться в следующем году. Оно одобрено на самом высоком уровне – соответствующий указ подписан Президентом России. Ответственным за проведение мероприятия назначен вице-премьер федерального правительства, наш земляк Марат Хуснуллин. Наша редакция полагает, что это событие обязательно должно найти отражение в экспозиции парка истории.

Иван Есин поддержал наше предложение. «Спасибо, что напомнили. Обязательно это учтём», –
сказал он. И добавил: «Я сам из Астрахани, а моя бабушка была татарка».

Дмитрий СМИРНОВ

Фотографии с открытия в Казани федерального форума
«Россия – Моя История»

Автор Абдул Фархан/Татар-информ

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.