Развитие творчески активной личности обучающегося

Современные условия жизни способствуют актуализации у подрастающего поколения таких составляющих личности, как творчество и активность. Без собственной активности, реализуемой в системной и целенаправленной деятельности, с применением творческого подхода, успешная самореализация школьника в настоящем и будущем крайне затруднительна.

Формирование и развитие у обучающихся общеобразовательных организаций творческой активности в большей степени осуществляется через воспитание. В научной литературе понятие «воспитание» рассматривается как:

целенаправленное формирование личности (В.В.Давыдов, И.Б.Котова,
E.H.Шиянова и др);

управление процессом формирования и развития личности (Л.И.Новикова, Ю.П.Сокольников и др.);

поддержка в самоактуализации (О.С.Газман, Т.Б.Корнетов, A.B.Мудрик, В.А.Петровский и др.);

создание условий для самоактуализации и развития личности (Е.В.Бондаревская, М.А.Ковальчук, C.B.Кульневич, H.H.Таланчук, и др.) и т.д.

При разработке методических рекомендаций мы руководствовались определением А.В.Енина:

«Воспитание творчески активной личности – это специально организованный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие личности, готовой и способной к активной творческой самореализации» [2].

Для достижения существенных результатов в этом направлении воспитательной работы своевременно конкретизировать ее на базе общеобразовательных организаций. При этом отметим, что воспитание творчески активной личности целесообразно осуществлять как в учебной, так и внеурочной деятельности.

В настоящее время педагогам общеобразовательных организаций це­ле­сообразно организовать работу по формированию творчески активной личности обучающихся в таких психологических аспектах: ценностно-смысловом развитии, деятельност­ном саморазвитии, суверенитете индивидуальности, оптимистической заданности мыслетворчества и чувственного принятия человеком окружающего мира. Рассмотрим каждый приведенный аспект применительно к практике.

Ценностно-смысловое саморазвитие – это осознание ребенком своих творческих потребностей и готовность пробовать свои силы через непосредственную детскую активность. Например, участие в инверсиях – организованной деятельности, которая предполагает включение такого приема, как перестановка слов, нарушающая обычный порядок. Возможно и доказательство тезиса противоположного только что доказанному.

Также можно применять синектику – метод коллективной творческой деятельности и учебного исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников. Применяется как приём решения сложных творческих задач. В педагогической практике используется для решения учебно-познавательных проблем, а также в целях обу­чения самому процессу творческого поиска.

Организация работы в синектике включает следующие этапы:

первоначальная постановка проб­лемы;

анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации;

выяснение возможностей решения проблемы;

переформулирование проблемы каждым учащимся в своём собственном понимании;

совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы;

выдвижение образных аналогий;

соотнесение намеченных группой подходов к решению или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы [1].

Принципиальным ресурсом синектики является то, что поисковая деятельность строится как непосредственно совместная; обсуждение и отбор эмоционально-образных, метафорических аналогий ведётся в обстановке тесного межличностного взаимодействия. Именно групповой эффект призван актуализировать мотивацию у каждого члена группы на формирование своей индивидуальной творческой активности, востребованной, уважаемой и значимой как для группой при решении проблемных вопросов и трудных задач, так и непосредственно для каждого обучающегося как условие их личностного саморазвития и совершенствования.

Кроме того, рекомендуется объединение разнородных элементов, построенное на аналогии. Используются: прямая аналогия («А как решаются подобные задачи?»); личная или эмпатическая аналогия («Представь, что ты …», «Что бы ты мог сказать о …»); символическая аналогия (выражает суть задачи в виде символов); фантастическая аналогия («Как бы эту проблему решили сказочные герои?» и др.).

Деятельностное саморазвитие – опосредованное развертывание способнос­ти личности, другими словами – апробация ребенком выбранных вариантов активностей через участие в различных форматах творчества. К примеру, проведение урока или мероприятия в формате ток-шоу. По своей сути ток-шоу – это дискуссия с возможно большим числом участников. Смысл проведения ток-шоу не сводится к выработке единой точки зрения на обсуждаемую проблему. Его назначение – включить участников в ситуацию нравственного выбора на основе внутреннего диалога с самим собой, когда необходимо соотнести свои ценностные установки с суждениями сверстников, других участников, с общепринятыми нравственными требованиями.

Указанный психологический аспект масштабно проявляется в процессе со­здания обучающимися собственных проектов различной направленности.

Суверенитет индивидуальности – как объективный и субъективный результат деятельности личности. Он предполагает такую организацию учебно-воспитательного процесса, в котором создаются необходимые условия для развития прирожденных свойств ребенка, а также предоставления полной свободы его самореализации. Преимущественно применяются ролевые и деловые игры, решение кейсов и др. [5].

Оптимистическая заданность мыслетворчества и чувственного принятия человеком окружающего мира – предполагает предоставление ребенку свободы управлять своей собственной общественной жизнью посредством совместного нормотворчества. В реализации этого направления применяется проведение собственных мастер-классов, разработка и участие в социальных проектах [8].

Очевидно, что развитие творчески активной личности обучающегося во многом зависит от педагога, его отношения к своей профессиональной деятельности, к своим ученикам и воспитанникам. Формирование творчески активной личности обучающегося общеобразовательной организации возможно лишь педагогом, готовым к принятию ученика с позиции субъектного подхода, где ученик становится активным участником учебного и воспитательного процесса, способным перестроить их в соответствии с потребностями своей личности, интересами саморазвития, где учитель и ученик, воспитатель и воспитанник представляют две равноправные единицы. И это равноправие заключается в том, что каждая сторона имеет столько прав, сколько она может иметь и обязаннос­тей, где педагог стимулирует активное отношение ребенка к жизни, культуре, познавательной деятельности. Любой вид жизнедеятельности ребенка, будь то учение, труд, игра происходят лишь через детскую активность творчества и основаны исключительно на личном интересе. В этом же ключе можно рассмотреть вопросы решения детьми реальных проблем собственной жизни: овладение обучающимися общечеловеческими нормами нравственности, способностью делать выбор между добром и злом, самостоятельно выполнить свое жизненное самоопределение [6].

Одной из приоритетных задач современного педагога сегодня – стать авторитетным наставником для ребенка, который профессионально выявляет его новые возможности и создает оптимальные условия для раскрытия активного творческого потенциала обу­чающегося [7].

Вера Герасимова,
заведующий кафедрой общей и коррекционной (специальной) психологии и педагогики ИРО РТ, кандидат психологических наук
Альбина Бородаева,
старший преподаватель кафедры общей и коррекционной (специальной) психологии и педагогики ИРО РТ,
Эльвира Башлай,
педагог-психолог высшей квалификационной категории, руководитель Ассоциации школьных психологов РТ «Параллель»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.