«Русские поэты и писатели в Казани»

(Методическая разработка занятия элективного курса)

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени и с предпрофильным обучением в IX классе предусматривает вариативность учебных дисциплин. В соответствии с избранным профилем учащиеся выбирают элективные курсы. Они позволят учащимся развить навыки устной и письменной речи, повысить речевую культуру, обобщить и углубить знания, получить дополнительную подготовку к экзамену в формате ЕГЭ.

В старших классах школьникам предлагаются занятия элективных курсов по выбору. Интересна в этом плане программа электива по литературе в X классе.

Тема занятия: Русские писатели и поэты в Казани.

Оборудование, оформление занятия:

мультимедийное оборудование, портреты писателей и поэтов, иллюстративно-демонстрационные материалы по теме, слайды по теме «Казань – столица Татарстана», выставка литературы по теме.

Ход занятия

Вступительное слово учителя:

Занятие посвящено исследовательским материалам краеведческого характера, связанным с пребыванием русских писателей и поэтов в столице нашей республики – в городе Казани. Это первое занятие по теме. Впоследствии работа будет продолжена, так как в нашей республике памятных мест, имеющих непосредственное отношение к жизни и творчеству известных русских писателей, достаточно много.

Казань – древняя столица на Волге, город великих событий и традиций, большой индустриальный и научный центр, столица Татарстана. Она всегда привлекала и привлекает внимание прогрессивных деятелей культуры и литераторов в частности. С Казанью связаны творчески и биографически такие творцы великой русской литературы, как Г.Р.Державин, А.Н.Радищев, А.С.Пушкин, А.И.Герцен, Н.А.Некрасов, М.Е.Салтыков-Щедрин, Т.Г.Шевченко, И.А.Гончаров, Л.Н.Толстой, А.М.Горький, В.В.Маяковский и многие другие.

На занятии сегодня будут представлены лишь некоторые из них, причем мы постараемся охватить период с XVIII по XX век.

Сегодняшнее занятие состоит из нескольких страниц. Мы их расположили в хронологическом порядке.

Страница №1. Г.Р.Державин.

Первая страница посвящена пребыванию в Казани известного поэта XVIII века Гаврилы Романовича Державина.

– Сообщения учащихся по теме.

Выдающийся русский поэт Г.Р.Державин родился 3 июля 1743 года в деревне Карпачи Казанской губернии в семье небогатого офицера из дворян Романа Державина.

В 1754 году после смерти отца семья будущего поэта переехала жить в Казань, где в 1758 году Гаврила Державин и брат его Роман были приняты на казенный счет в число первого набора гимназистов Казанской мужской гимназии. Сам Гаврила Романович рассказывал о гимназии следующее:

«Более же всего старались, чтоб научить читать, писать и говорить сколько-нибудь, по грамматике и быть обходительным, заставляя сказывать на кафедрах сочиненные учителем и выученные наизусть речи; также представлять на театре бывшие тогда в славе Сумарокова трагедии, танцевать и фехтовать в торжественных собраниях по случаю экзаменов; что сделало питомцев хотя в науках неискусными, однако же доставило людскую и некоторую розвязь в обращении… ( из «Записок Гавриила Державина»).

За время пребывания в Казанской гимназии Державин изучил немецкий язык, пристрастился к черчению и рисованию, увлекался музыкой. Недостатки систематического образования он старался восполнить чтением. Книги пробудили в юноше охоту к самостоятельному стихотворству, и он тайком начал «марать стихи», как он пишет в своих «Записках». Драматургические традиции Казанской гимназии, возможно, также повлияли на развитие поэтического дарования Державина.

В 1762 году началась война, и Державину пришлось покинуть гимназию и отправиться в Петербург на службу в Преображенский полк.

Семья Державина осталась в Казани, и он продолжал поддерживать связи с городом, вел переписку с родными, неоднократно приезжал домой.

В августе 1778 года Державин приехал в Казань, чтобы познакомить с матерью свою жену Екатерину Бастидон, которую в стихах часто называл Пленирою. В Казани он прожил месяц и закончил «Эпистолу к Шувалову», о которой издатель Бартенев писал: «Эта эпистола весьма замечательна по независимости и смелости суждений и самих похвал. В ней уже подробно и резко излагается мнение Державина об обязанностях вельможи».

Последний раз Державин посетил Казань в 1784 году по пути в город Олонец, но уже не застал в живых свою старушку-мать. Хотя родных у поэта в Казани больше не оставалось, город по-прежнему был дорог для него. До конца дней поэт сохранил любовь к родному Поволжью, Казани. В стихотворении «Арфа», написанном 55-летним Державиным, он высказывает горячее желание вновь увидеть родные места, величавую Волгу и Каму.

– Демонстрация фотоматериалов, связанных с пребыванием поэта в Казани.

– Выразительное чтение стихотворения «Арфа», посвященного Казани.

– Демонстрация фотоматериалов, связанных с пребыванием поэта в Казани.

Страница №2. А.С.Пушкин.

Переходим ко второй странице. Она посвящена Александру Сергеевичу Пушкину и роли Казани в его жизни.

Сообщения учащихся по теме.

А.С.Пушкин посетил Казань один раз в жизни, пробыв в ней всего 3 дня. Но и это кратковременное посещение послужило началом установления с нашей столицей прочных связей, которые продолжались в виде дружеской переписки с некоторыми казанскими литераторами до последних лет жизни поэта.

Что же послужило причиной приезда Пушкина в Казань? В 30-е годы XIX Пушкин настолько увлекся работой над темой о восстании крестьян под руководством Пугачева, что одни архивные материалы столицы не были для него достаточными. Александр Сергеевич решил лично объехать те места Поволжья и Приуралья, которые были охвачены этим восстанием.

Путь от Петербурга до Казани протяженностью в 1507 верст поэт проделал за 19 дней. Сразу по прибытии Пушкин начал знакомство с городом, что необходимо было ему для пополнения сведений о Пугачеве. Он не стал обращаться в казанские правительственные учреждения, интуиция подсказала ему самый верный путь – в гущу народа, к небогатым людям, на окраины Казани.

В письме жене от 12 сентября 1833 года Пушкин пишет, что бродил в Казани по окраинам и кабачкам, встречался с современниками своего героя, расспрашивал, записывал, осматривал места сражений и остался очень доволен, что не зря посетил этот край. Рассказы казанцев легли в основу 7-й главы «Истории Пугачева».

Несомненный интерес Пушкина вызвали место лагеря и круча Троицкой мельницы, где находилась ставка Пугачева. Отсюда отлично видна вся Казань с ее домами, садами, куполами церквей, минаретами и белыми стенами Кремля. Полтора часа поэт осматривал Кремль и потом долго описывал свои впечатления в номере гостиницы.

Подробнее всего рассказывает о встрече Пушкина казанская поэтесса Александра Андреевна Фукс, в чьем доме гостил Пушкин. В ее доме в течение 25 лет существовал литературный салон, где собирались все «служители муз» города. Здороваясь с хозяйкой, Пушкин любезно сказал ей: «Нам не нужно с вами рекомендоваться: музы познакомили нас заочно». Они долго беседовали о литературе, об общих знакомых, Пушкин просил Фукс, чтобы она прочитала ему свои произведения, внимательно слушал, хвалил, а некоторые стихи просил повторить. В общении он был необыкновенно прост, интересен, искренен. Александра Андреевна под впечатлением от встречи с поэтом написала стихотворение «На проезд А.С.Пушкина через Казань».

Пушкин до конца жизни не прерывал связи с казанскими друзьями. Регулярно переписывался с семьей Фукс, историком и литератором М.Рыбушкиным, который подарил Пушкину книгу «История Казани», драматургом Э.П.Перцовым, с писательницей Надеждой Дуровой, проживавшей в Елабуге.

Пушкин получал из Казани деловые и дружеские письма и, несмотря на занятость, всегда находил время послать весточку в Казань или Елабугу.

Непосредственное знакомство с Казанью и сведения о временах осады города Пугачевым отразились не только в «Истории Пугачева», но и в «Капитанской дочке».

Герой повести Петр Гринев вспоминает: «Я приехал в Казань, опустошенную и погорелую. По улицам, на месте домов, лежали груды углей и торчали закоптелые стены без крыш и окон. Таков был след, оставленный Пугачевым!»

Гибель великого поэта больно ударила по сердцам казанцев. П.И. Мельников, бывший тогда студентом-филологом Казанского университета, впоследствии вспоминал: «В пятницу 5 февраля 1837 года в 8 часов утра профессор Суровцев вошел в аудиторию, оглядел студентов, вынул из кармана газетный листок и громко сказал: «Встаньте!». Мы встали. Дрожащим от волнения голосом, в котором слышались горькие задушевные слезы, профессор прочел известие – всего несколько слов. Живо помню слова его: «Солнце нашей поэзии закатилось – нет больше Пушкина!» Аудитория ахнула в один голос, послышались рыдания. Сам профессор сел и, склонив на кафедру седую, как серебро, голову, горько заплакал»

Казань помнит и чтит память великого поэта.

Демонстрация иллюстративного материала по теме выступления.

– Чтение отрывков из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

– Выразительное чтение стихов татарских поэтов о Пушкине.

Страница №3. Л.Н.Толстой.

Следующая страница особая. Ее ге-рой – Лев Николаевич Толстой.

– Сообщение учащихся по теме.

Среди писателей, чьи славные имена связаны с Казанью, одно из первых мест принадлежит Льву Николаевичу Толстому.

Еще прадед Толстого Андрей Иванович Толстой служил в Казани секунд-майором, а позднее воеводой в Свияжске. В Казани провел молодые годы дед Илья Андреевич, занимавший пост казанского губернатора. Неоднократно и подолгу проживал в Казани и отец писателя Николай Ильич. Тетка Толстого Пелагея Ильинична вышла замуж за казанского помещика Юшкова и постоянно жила в Казани. Осенью
1841 года после смерти родителей Толстого всех детей привезли в Казань. Старшие братья поступили в Казанский университет, а Лев стал готовиться к поступлению туда же. Подросток Толстой в момент своего приезда в Казань, где он прожил 6 лет, был способным, не по годам развитым, успевшим довольно серьезно и вдумчиво прочитать немало книг, в том числе и философских.

Надев в 16 лет студенческий мундир и шпагу, юный Толстой был захвачен шумным потоком светской жизни в дворянских кругах Казани. Вспомним, как герой произведения Л.Толстого «После бала» рассказывает о своей молодости в Казани (фактически это воспоминания самого автора): «…то, что я хочу рассказать, бывало в сороковых годах. Был я в то время студентом в провинциальном университете. Не знаю, хорошо ли это или дурно, но не было у нас в то время никаких кружков, никаких теорий, а были мы просто молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились. Был я очень веселый и бойкий малый да еще и богатый. Главное же мое удовольствие составляли вечера и балы. Танцевал я хорошо и был не безобразен».

Учеба в Казанском университете давалась Толстому нелегко: в силу пытливого и критического ума, его не устраивали методы некоторых преподавателей. Он мучительно искал своего места в жизни.

В 1842 году по стране прокатились крестьянские волнения, которые жестоко подавлялись правительством. К концу казанского периода жизни Толстой пришел к выводу: «Главное в обществе – народ. А что я лично сделал для народа? Пока еще ничего. Следовательно, необходимо немедленно ехать в деревню, отдать все свои силы на то, чтобы сделать жизнь своих крепостных счастливой».

Так юный Толстой пришел к мысли оставить университет и 12 апреля 1847 го­-
да подал прошение об исключении его из числа студентов. Текст его таков:

Его превосходительству господину ректору Императорского Казанского университета, действительному статскому советнику и кавалеру Ивану Михайловичу Симонову

Своекоштного студента 2-го курса юридического факультета графа Льва Николаевича Толстого

Прошение

По расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам, не желая более продолжать курса наук в университете, покорнейше прошу Ваше Превосходительство сделать зависящее от вас распоряжение об исключении меня из числа студентов и о выдаче мне всех моих документов. К сему прошению руку приложил студент Лев Толстой. Апреля 12-го дня 1847 года.

Впоследствии Толстой еще несколько раз приезжал в Казань,посещал родных, друзей, приятелей, которых у него было достаточно много. Здесь он написал несколько философских статей, работал над художественными произведениями.

В районе старой Казани произошло событие, легшее в основу рассказа «После бала». На углу Арского поля стоял в 1840 году
небольшой дом, в котором жил военный начальник, полковник Андрей Петрович Корейша. У него была дочь Варенька. Вспомним содержание рассказа «После бала», в котором описан именно этот уголок старой Казани (чтение фрагмента).

Это казанское впечатление надолго осталось в памяти писателя. Именно в Казани он, по его словам, понял, что выбрать жизненный путь ему нужно самому. Пребывание в Казанском университете, общение с прогрессивными студентами-разночинцами, лекции передовых профессоров, усиленное чтение книг – все это, несомненно, повлияло на дальнейшее духовное развитие писателя, помогло понять и оценить социальные отношения людей.

Итогом внутреннего развития юного Толстого в Казани является следующее: отказ от крепостнической морали, осознание лживости казенной науки и несправедливости гражданского устройства России, разочарование в дворянско-аристократическом свете, изменение взглядов на крестьянство.

Этот перелом, произошедший за время жизни Толстого в Казани, явился очень существенным для формирования его мировоззрения. Конечно, потребуется еще несколько десятилетий, чтобы Толстой окончательно порвал с обществом, к которому принадлежал по рождению, с беспощадной критикой обрушился на его устои. Но первые шаги в этом направлении он сделал именно в Казани.

– Демонстрация иллюстративного материала.

– Выразительное чтение отрывков из рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

Страница №4. В.В.Маяковский.

Наверное, мало кто из вас знает, что и в жизни, и творчестве Владимира Владимировича Маяковского Казань тоже сыграла свою роль. Мы нашли интересные материалы и об этом. Давайте послушаем.

– Сообщения учащихся по теме.

Маяковский посетил Казань трижды: в 1914, 1927 и 1928 годах.

Впервые он приехал сюда со своими друзьями по перу, чтобы выступить перед молодежью Казани.

В огромном зале Дворянского собрания собрались студенты, горячо приветствуя поэтов. Наплыв казанской молодежи на выступление Маяковского понятен: она ждала талантливого поэта, выступающего против тупости, мещанства и самодовольства буржуа. И вот он выходит и спокойно, с достоинством оглядывает всю публику, состоящую из друзей – молодежи, восторженно приветствующей его, и враждебно настроенной старой аристократической верхушки. Шумной овацией встречает молодежь заявление Маяковского о том, что такое настоящая красота. «Красота – это черная девушка, здоровая, загорелая», – говорит поэт, обращаясь к молодежи, студентам, отворачиваясь от представителей аристократии. Привыкшая к исключительному вниманию и почету, буржуазно-дворянская публика воспринимает такое поведение Маяковского как пощечину и шумно удаляется из зала. С таким нашумевшим успехом произошло знакомство казанцев с поэтом.

Через 13 лет Казань вновь встречала поэта. И опять оглушительный успех. Маяковский объяснял это тем, что Казань – столица республики, индустриальный центр и университетский город. С удовольствием поэт выступает перед казанской аудиторией, отвечает на вопросы, читает свои стихи.

В газете «Красная Татария» писалось об этом выступлении Маяковского: «Такой же большой и мощный, как его образы. Над переносицей вертикальная морщина. Тяжелый, слегка выдающийся подбородок. Фигура волжского грузчика. Голос – трибуна. На эстраде чувствует себя как дома».

Довольный своим успехом среди казанцев, Маяковский, уезжая, говорил, что обязательно приедет сюда еще. Позже в своем стихотворении «Три тысячи и три сестры» Маяковский скажет о Казани:

А здесь, где афиши щипала коза,

Исполнит такие-то арии…

Сказанием встает Казань

Столица Красной Татарии.

Долгое время Маяковский был связан узами дружбы с татарскими театрами. Только в 1923 году в трех театрах свыше 20 раз бы-ла поставлена пьеса Маяковского «Мисте­-
рия Буфф», а позже – «150 миллионов».

В свой следующий приезд в Казань Маяковский неизменно пользовался любовью и уважением со стороны жителей. У него возникло живое общение с казанской молодежью, рабочими, с поэтами разных национальностей. В номер гостиницы «Казанское подворье», где остановился Маяковский, началось паломничество. Вошел совсем молодой паренек и прочел по-марийски «Левый марш». У Маяковского в руках тетрадь его стихов. Снова раздается «Левый марш» – на этот раз по-татарски. Появляются все новые и новые люди.

События в номере гостиницы Маяковский запечатлел в стихотворении «Казань»:

Входит татарин: «Я на татарском вам прочитаю «Левый марш».

Входит второй. Косой в скуле. И говорит, в карманах порыскав:

«Я – мариец. Твой «левый» дай тебе прочту по-марийски.

Эти вышли. Шедших этих в низкой двери встретил третий.

«Марш ваш – наш марш. Я – чуваш, послушай, уважь.

Марш вашинский так – по-чувашски.

Поэт Адель Кутуй, переводивший «Левый марш» на татарский язык, читал свой перевод впервые Маяковскому еще в 1925 году в Москве на конференции писателей. Маяковский радовался, что его произведение способствовало дружбе народов.

– Демонстрация иллюстративного материала по теме.

– Чтение стихотворения Маяковского «Казань».

– Чтение в переводе на татарский язык стихотворения А.Кутуя «Левый марш».

Страница №5. Русские писатели и поэты в Татарии в период Великой Отечественной войны.

Последняя страница сегодняшнего занятия посвящена пребыванию в нашей столице писателей и поэтов, которые оказались здесь в очень трудный период жизни всей нашей страны – в годы Великой Отечественной войны.

Конечно, мы не могли не затронуть именно этот период. Память о тех годах навсегда останется и в сердцах, и в стихах поэтов тех лет.

– Сообщения учащихся по теме.

В годы Великой Отечественной вой­ны Татария стала хоть и временным, но все-таки родным местом для многих писателей и поэтов, которые по распоряжению правительства вместе с семьями были эвакуированы в Казань, Чистополь и некоторые другие города.

Николай Асеев, Вера Инбер, Михаил Исаковский, Осип Колычев, Леонид Леонов, Алексей Сурков. Алексей Толстой, Константин Тренев, Александр Фадеев, Лев Ошанин и многие другие нашли радушный прием и поддержку в гостеприимной Татарии. В трудные годы вой­ны особенно породнились русский и татарский народы.

Казань и Чистополь военных лет остались в творчестве многих поэтов.

– Чтение стихотворений поэтов
20 века о Казани.

Обобщение учителя по теме занятия. Итоги занятия.

Различные формы подачи материала с привлечением компьютерных презентаций, музыкального сопровождения, выразительным чтением фрагментов литературных произведений, инсценировок, собственного творчества учащихся позволяют сделать занятие литературным праздником.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.