Сила любви к английскому языку

На просьбу познакомить меня с талантливым педагогом руководитель РОНО г. Буинска Ильгиз Ханбиков откликнулся моментально. И вот я прогуливаюсь по современному парку напротив Буинского театра драмы с Миляушой Азатовной Хасановой, c которой меня познакомил Ильгиз Ханбиков в современной школе им. Роальда Сагдиева. За спиной Миляуши Азатовны 40 лет преподавания английского языка. Она успешный учитель, который нацеливает своих учеников на успех. Директор школы говорит о Миляуше Азатовне, что ее опыт преподавания огромен и она с удовольствием делится им как активный наставник молодых педагогов. И сама не забывает заниматься самообразованием, подавая пример педагогическому коллективу, и принимает участие в конкурсах профмастерства, завоевывая призы. Самое большое признание ее заслуг произошло два года назад, когда в Казанском Кремле Президент Татарстана Рустам Минниханов вручил ей медаль и присвоил звание «Заслуженный учитель Республики Татарстан».

– Ваши коллеги говорят, что учиться именно у вас хотят многие ребята, поскольку видят результативность – это победы на олимпиадах и конкурсах. Я думаю, что втайне каждый ваш ученик мечтает еще и о такой карьере, которую cмог построить ваш собственный сын Ильдар. Наслышана, что, благодаря своему трудолюбию и упорству, он продемонстрировал самый яркий успех …

– Как педагог и как мама с гордостью могу сказать, что любой ученик даже из сельской местности может стать известным ученым, юристом или экономистом в любом крупном российском городе и за рубежом.

Мой сын Хасанов Ильдар после окончания КФЭИ с отличием и стажировки по программе «Алгарыш», трех лет обучения в Оксфорде сегодня работает в Лондоне в финансовом бэнкинге в отделе планирования крупнейшой аудиторской компании. Нужно понимать: для того чтобы работать в европейских странах, нужно там получить образование.

На первом этапе школьной жизни очень важно, чтобы ребенок почувствовал свои собственные силы и возможности. Его классный руководитель Светлана Евгеньевна Победимская (ныне она мой непосредственный директор в школе) сделала это во время его учебы в школе №1. Именно подобный подход подтолкнул к тому, что он поехал учиться в Казань в татарско-турецкий лицей. Когда учился мой сын, все предметы вели педагоги-турки. Они преподавали математику, биологию, физику на английском языке. В совокупности у них было 17 часов английского языка в неделю. 

Знания, которые давали в Буинске, в начальной школе, были достаточно высокими. Прием в татарско-турецкий лицей проходил на основе конкурса. Однажды на уроке географии моего сына спросили о столицах мира, и Ильдар сразу выложил все свои знания «на отлично». Это показывает, насколько важно, чтобы любой ученик с самой младшей парты ответственно относился к учебному процессу. Сына не раз выручали его знания, а в классе называли его одним емким прозвищем «Мозг». В 90-х годах в Казани жить было не просто, Ильдар помогал своим одноклассникам в подготовке домашних уроков, возможно, поэтому к нему относились с особым уважением. Моя дочь Хасанова Алсу (кстати, тоже окончила нашу Луначарку с золотой медалью) тоже сначала думала об учебе за границей, однако выбрала семью и переехала в Казань.

– Многие до сих пор считают, что для того, чтобы попасть в грантовую программу «Алгарыш», нужно иметь блат или родственные связи. Кем является ваш муж и как вы с ним познакомились?

– Мой муж Саит Сагитович был военным, служил в ракетных войсках, и нам приходилось переезжать из гарнизона в гарнизон. Мы объездили весь Советский Союз, но, как вы знаете, тогда был запрет для многих военных на выезд за рубеж, поэтому в те годы мы там никогда не были. С Саитом мы вместе учились сначала в школе им. А. Горького г. Буинска, а затем он перешел в школу
им. М. Вахитова, а я в школу им. А. Луначарского, названную в честь видного революционера и советского деятеля. Между собой мы и сегодня ласково ее называем Луначарка. Сейчас мало кто помнит эту школу. Спустя годы, с 1993 г., эта школа стала носить имя Роальда Сагдиева и переехала в новое здание. С тех пор я здесь и работаю. А в старом здании находится техникум.

– Не каждому дано стать педагогом. Требуется терпение, постоянная работа над своими собственными знаниями и самопожертвование. Какими тропами вы пришли в педагогику?

– Честно признаюсь, другой судьбы после того, как закончила школу с золотой медалью, я и представить себе не могла. С гордостью говорю, что стала продолжателем педагогической династии. Мой отец Азат Касымович Фахрутдинов всю свою жизнь был учителем биологии. Обе мои тети Зиннатбану Валеевна и Гульсира Валеевна – уважаемые учителя, как моя родная сестра Венера Азатовна, учительница математики, и двоюродные братья. И только мама Сания Гатауллловна стояла, если так можно выразиться, в стороне от учителей: все годы она была главным бухгалтером «Сельхозтехники».

– В свое время я познакомилась с ведущими программы «Рижский бальзам» из Прибалтики. Они нас пригласили в Ригу, где познакомили с нефтяниками-бизнесменами, которые взялись за реставрацию старинных зданий. У них в стране существует жесткий регламент по реставрации: нельзя ставить пластиковые окна после ремонта, отклониться от первоначальной версии постройки. Когда они проводили раскопки, то в подвале обнаружили полуразрушенную старинную статую (очевидно, ее спрятали во время Великой Отечественной войны). Она была отправлена в музей, а копию оригинала поставили на историческое место. Вы могли бы так же начать подобный исторический проект в Буинске?

– К счастью, у нас в центре города сохранилось много исторических зданий. В школе, как помню, был кабинет истории, а во дворе стоял бюст Анатолия Луначарского. Куда он делся при переезде в новое здание, никто не помнит. Время было сложное, если он был сделан из меди, возможно, кто-нибудь сдал его на металлолом. Сейчас краеведы совместно с педагогами школы ищут эскиз бюста, который бы стал украшением недавно открывшегося краеведческого музея в нашей родной школе.

– Хирурги гордятся сделанными операциями, учителя своими талантливыми и успешными учениками. Была ли у вас возможность подсчитать, сколько учеников проучились под вашим руководством?

– Как классный руководитель я выпустила четыре потока. Тогда, работая в Луначарке, в качестве второго образования я получила диплом психолога и преподавала иностранный язык по совместительству. В 1999 году решила сосредоточиться исключительно на преподавании английского языка. Сегодня у меня несколько классов и я обучаю детей на всех потоках, начиная со второго класса. 

Среди моих учеников много учителей, которые выбрали педагогику и пошли по моим стопам. В Буинском районе гордятся нашими выпускниками, которые сегодня работают не только в России, но и за рубежом.

– Многие известные педагоги считают, что иностранные языки нужно изучать в средней, а не в начальной школе. Педагоги Ян Коменский и Фридрих Адольф Вильгейм Дистервег писали о том, что ребенок прежде всего должен изучить хорошо свой родной язык. Существуют ли сложности у школьников 2 класса в изучении английского языка?

– На мой взгляд, изучение английского проходит не тяжело, поскольку мы ведем весь учебный процесс в языковой форме по учебникам Spotlight авторов Д.Дули и Н.Быковой. Такой формат детям очень нравится, и они с удовольствием приходят на мои уроки. Дополнительно мы вместе читаем другую литературу. Сегодня знание английского языка является основным условием конкурентоспособности учеников в будущей профессиональной жизни. И все это прекрасно понимают: и дети, и родители.

Если бы была возможность, некоторые учились бы английскому целый день. Ученики начальной школы стали победителями конкурса-фестиваля «School performance» на английском языке на районном этапе, сейчас готовятся к конкурсу на зональном этапе.

Мы на уроке знакомимся с англоязычными писателями. По программе у нас предлагается к чтению отрывок из произведения. Когда кто-то хочет прочитать его продолжение, мы находим оригинал издания. Будучи в гостях у сына в Лондоне, я нахожу много разных английских книг и привожу их. Книжки «Гордость и предубеждение» Джейн Остин, «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя девчонки перечитали несколько раз. Ученики и сами, будучи очень продвинутыми в информационных технологиях, в интернете могут заказать любую понравившуюся книгу.

– На протяжении последних нескольких лет в обществе очень бурно идет обсуждение необходимости изучения родных языков. В то же время планируется обязательное введение изучения второго иностранного языка, в 2022 году планируется введение ЕГЭ по английскому. Как говорят сами руководители школ, не во всех регионах России есть педагоги по иностранным языкам. При этом в некоторых школах отсутствует даже необходимое количество педагогов английского языка. Готовы ли педагоги и учащиеся в Буинском районе к сдаче ЕГЭ по английскому языку?

– Со своей стороны, могу сказать, что мы уже сегодня готовимся не только к сдаче ЕГЭ, но и ОГЭ. Весьма вероятно, что в ближайшие годы могут ввести обязательное ОГЭ по английскому языку. В этом году в нашей школе этот экзамен по выбору планируют сдавать 5 человек.

В целях подготовки мы с учениками не просто учим слова с точки зрения произношения, но и правильного правописания. Прекрасно осознаем, что ЕГЭ будет подразделяться, наподобие математики: это базовый и профильный уровни, как в буинской школе №1. У нас будет базовый профиль, поскольку уроки занимают 3 часа в неделю с 5 класса и 2 часа в начальных классах. 

Когда ввели изучение второго иностранного языка, мне, как преподавателю и английского, и немецкого языков, пришлось выручать родную школу и вести уроки по обоим иностранным языкам. В целом думается, что наши педагоги могут подготовить учеников к сдаче итоговых экзаменов.

– Как в прошлом студентка иняза, могу сказать, что чаще всего сталкиваешься с тем, что годами изучаешь такие речевые обороты в иностранных языках, которые давно уже вышли обихода. Недавно в фейсбуке встретила страничку бывшей журналистки, которая замужем за немцем-лингвистом. На просьбу племянницы помочь разобраться с домашним заданием по немецкому языку она сама обратилась к нашим педагогам, объяснив им, что так в Германии никто не общается. Язык – живой инструмент, который динамично меняется наряду с инновационными технологиями. А вас отправляют на учебу для общения с иностранными коллегами?

– В последние годы у нас многие учителя ездили на языковую стажировку по программе «Алгарыш». Это здорово помогло им в совершенствовании собственных знаний по английскому языку. В конкурсе «Молодой учитель английского языка» принимают участие те, кто хочет совершенствовать свои знания и расширить свои профессиональные компетенции. С точки зрения совершенствования устной речи, несомненно, нужно общение с носителями языка за рубежом, однако грамматику можно освоить и дома. Обучение происходит и через вебинары, усовершенствованию способствует общение через скайп с носителями языка.

– В Буинском районе успешно работает методическое объединений учителей английского языка. Во время мастер-классов вы обмениваетесь новинками по иностранной литературе, организуете круглые столы и открытые уроки. Как опытный наставник, могли бы вы охарактеризовать проблемы, с которыми сталкиваются молодые педагоги?

– Чаще всего эти сложности в них самих. Иногда за целью самоутвердиться они могут не заметить, что во главу угла нужно ставить самого ребенка и его интерес. В своей работе вот уже 40 лет я стараюсь следовать этому принципу: сначала люблю, потом учу. Дети, конечно, за последние пять лет сильно поменялись. Они максималисты и индивидуалисты. Однако в этом ничего плохого нет. Если их уважать, как самих себя, то они будут отвечать тем же. Современные учащиеся более продвинуты и не закомплексованы, по сравнению с нашим поколением. Может, кто-то из них меньше читает, однако мои ученики в другом больше преуспевают. Бывает, ребенок и отличник, и душой хорош, бывает троечник в учебе, однако в чем-то другом преуспевает. Ученик будет со всей душой любить твой предмет, если сначала самого ребенка полюбить. У меня заповедь такая.

– Что делать с детьми, которые не могут освоить английский язык? В вашей школе нет такой практики, когда учитель передает своего ученика-неудачника другому
коллеге?

– Бывает, конечно, встречаются дети, которые не могут приложить усилие и заставить себя изучить этот предмет. Но такого, чтобы мы «играли в пинк-понк» и передавали его друг другу, о таком и речи быть не может (смеется и качает головой). Представить себе не могу. Что будет в таком случае с детской психикой? Честно говорю, у нас такое не практикуется, и считаю это недопустимым.
Если ребенок к нам приходит во 2 классе, то мы его доводим до 11 класса. Мы прикладываем все усилия, чтобы его вовлечь и заинтересовать. Если ребенку постоянно тыкать, что он не знает, что он глупый, то он ничего не будет делать. Я даже за маленький успех пытаюсь хвалить. В этом случае ребенок как бы фиксирует внутри себя: «Меня сегодня отметили, а значит, не все потеряно.» Замечаю, что сначала они пытаются мне просто помочь, тряпочку смочить и помыть доску, мел принести. Во втором классе они все еще маленькие дети. Не могу сказать, что все втягиваются, это будет слишком возвышенно сказано. Мои ученики стараются и постепенно осваивают английский, потому что я их всех люблю. 

Сибель хайэр
Фотографии из личного архива М.Хасановой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.