Сложение и вычитание с числом

Сложение и вычитание с числом 0

(Урок математики в 1 классе)

Маргарита ЕВЛАМПИЕВА,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории многопрофильного лицея №187  г. Казани

Динара ЯСАВЕЕВА,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории многопрофильного лицея №187 г. Казани

Цель. Научить составлять равенства на сложение и вычитание с числом 0.

Ход урока

  1. I. Подготовка учащихся к восприятию нового

(Минутка каллиграфии: записать в тетради по образцу учителя цифру 0.)

Учитель.

Человечки очень споро

Чинят электроприборы!

Их не видно, не смотри,

Ведь они живут внутри.

Нету места мистике.

Если рядом … Фиксики.

(Звучат слова из песни: «А кто такие фиксики? Большой, большой секрет!»)

Учитель. Ребята, а вы знаете, кто такие фиксики? (Ответы учащихся.) Услышав от вас информацию, сложим её в единый файл.

Фиксики – это семья, состоящая из папы и мамы – Папуса и Маси, их детей Симки и Нолика, а также дедушки по имени Дедус.

Раньше люди ничего не знали об этих малышах, которые живут внутри приборов, исправляя, смазывая и налаживая их работу. На самом деле, фиксики везде: в пылесосе, стиральной машине, пульте от телевизора и даже в электрической зубной щётке. Дим Димыч, мальчик восьми лет, сначала пугался непонятного шума в комнате, но затем познакомился с фиксиками и стал понимать, какую пользу они приносят. А вы, ребята, понимаете, какую пользу приносят фиксики? (Заслушиваются ответы учеников, в которых даётся разъяснение и обоснование.)

  1. II. Устный счёт

Учитель. Симка и Нолик приглашают нас в соревновательную игру. Для её создания используется специальная программа, написанная на языке программирования Scratch. Эта программа проста в обучении, и с помощью неё вы, ученики 1 класса, научитесь программировать и писать код.

А пока посоревнуемся, кто решит быстрее и правильнее примеры на сложение и вычитание в пределах 10.                                                                                                                              Мы – это Нолик, а наш соперник – Симка. (На экране персонажи игры, в углу включается таймер, и появляются примеры, учащиеся называют ответ. При правильном ответе Нолик движется быстрее, чем Симка. Смысл игры заключается в том, чтобы быстрее дойти до финиша, при этом показать лучшее время и правильность в решении. По окончании подводятся итоги.)

  III. Работа с геометрическим материалом

Учитель. Ребята, посмотрите на экран и расскажите, что изображено.

Учащиеся. Линии.

Учитель. Какие линии изображены? Сколько их? И какого они цвета?

Учащиеся. Прямые, ломаная, луч, отрезок, незамкнутая ломаная, замкнутая. (Дают ответ по цветам.)

Учитель. На какую фигуру похожа замкнутая линия? (На овал.) А на какую цифру? (На ноль.) Сколько на слайде квадратов? (0) Сколько будет, если к 7 линиям прибавить ноль квадратов?

Проблемная ситуация. У учащихся возникает вопрос: как можно к существующим линиям прибавить несуществующий квадрат?

Физминутка для глаз

  1. IV. Формулирование темы урока. Работа над новым материалом

Учитель. Вспомните, пожалуйста, с какой цифрой мы сегодня очень часто встречаемся на нашем уроке.

Учащиеся.

– 0.

– Писали в тетради.

– Ноликом зовут одного из фиксиков.

– Были в его команде в игре «Устный счёт».

– В геометрическом материале была замкнутая линия, похожая на ноль, и был несуществующий квадрат, т. е. ноль.

Учитель. Как вы думаете, что нас сегодня связывает с нулём? (Принимаются все ответы учащихся и подводятся к теме урока.)

Учитель. Мы с вами знакомы с числом и цифрой 0, а сегодня мы узнаем, как прибавить к числу 0 или его отнять, т.е. откроем для себя «Свойства сложения и вычитания с нулём».

Работа в паре

(Учитель предлагает решить примеры в тетради, работая в паре.)

5 + 0 = … (5)

9 + 0 = … (9)

7 + 0 =… (7)

Учитель. Что заметили?

Учащиеся. В ответе будет это же число.

Учитель. Какой вывод можно сделать? (Учащиеся пробуют сформулировать, учитель направляет.)

Учащиеся. Если к числу прибавить ноль, то в ответе получится это же число. (На доске появляется формула.) 

 

Аналогичная работа со следующей группой примеров:

0 + 1 = … (1)

0 + 6 = … (6)

0 + 8 = … (8)

Учитель. Что заметили?

Учащиеся. В ответе будет это же число.

Учитель. Какой вывод можно сделать? (Учащиеся пробуют сформулировать, учитель направляет.)

Учащиеся. Если к нулю прибавить любое число, то в ответе получится это же число. И ещё заметили, что ноль был и вторым слагаемым, и первым, а в ответе число, к которому прибавляли ноль или которое увеличивали на ноль.

(На доске появляется формула.)

 

 

Аналогичная работа со следующей группой примеров:

10 – 0 = … (10)

4 – 0 = … (4)

2 – 0 = … (2)

Учитель. Что заметили?

Учащиеся. В ответе будет это же число.

Учитель. Какой вывод можно сделать? (Учащиеся пробуют сформулировать, учитель направляет.)

Учащиеся. Если из числа отнять ноль, то в ответе получится это же число.

(На доске появляется формула.)

Аналогичная работа со следующей группой примеров:

10 – 10 = … (0)

8 – 8 = … (0)

6 – 6 = … (0)

Учитель. Что заметили?

Учащиеся. В ответе будет ноль.

Учитель. Какой вывод можно сделать? (Учащиеся пробуют сформулировать, учитель направляет.)

Учащиеся. Если из числа отнять это же число, то в ответе получится ноль.

(На доске появляется формула.)

 Учитель. Мы с вами смогли сформулировать свойства сложения и вычитания с нулём.

Физминутка

(Песня-танец «Помогатор», в которой изображаются бытовые электроприборы.)

Беседа об использование бытовой техники в нашей современной и высокотехнологичной жизни;

– о технике безопасности во время работы с включенными электроприборами;

– о пользе и вреде гаджетов;

 – о создании роботов-помощников не только для домашних дел, но их использование в промышленности, здравоохранении, образовании и т.д.

  1. V. Закрепление новой темы

Групповая работа

(Учитель предлагает разделиться учащимся на 5 групп. Четырём группам даются разрезанные карточки-примеры (по теме «Свойства сложения и вычитания с нулём»). Необходимо решить их и подобрать необходимую формулу для решения данных примеров. Пятая группа с помощью наборов конструкторов «LEGO» создаёт и программирует бытовой прибор вентилятор.)

  1. VI. Работа по учебнику

Решение задачи стр. №72

Прочитать, определить структуру задачи. Для решения обосновать выбор действия. Записать решение и сформулировать ответ.

VII. Итог урока. Рефлексия

На столах у учащихся находятся бумажные кубики с надписями:

– Я узнал (-а) …

– Мне было…

– Я сегодня был (-а)…

– Я задумался (-ась) о …

– Желаю всем …

– Думаю, что…

Нужно подбросить кубик и закончить выпавшую фразу…

Учитель. Благодарю каждого за урок, за активность и умение выражать свои мысли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.