Таким должен быть урок математики по требованиям ФГОС второго поколения

В V классе элементы геометрии включаются в учебный материал предмета «Математика». Целью этого является расширение представлений и формирование геометрических понятий учащихся. С другой стороны, геометрические фигуры являются средством для изучения арифметики. Так, тема «Окружность и круг» предваряет тему «Доли. Обыкновенные дроби».

Знания по теме «Окружность и круг» необходимы при изучении обыкновенных дробей для реализации принципов наглядности и доступности, обеспечения осознанности усвоения данной темы. Также в процессе изучения геометрического материала развиваются конструктивные умения учащихся по работе с чертёжными инструментами, формируются навыки измерений геометрических величин, умения выделять существенные свойства геометрических фигур.

Основной организационной формой обучения в школе является урок, на котором достигаются предметные, метапредметные и личностные результаты, заложенные в ФГОС второго поколения. Тип данного урока определён по классификации уроков по ФГОС как урок «открытия нового знания». В соответствии с этим, автор статьи –
учитель Новоалимовской основной школы Актанышского района Зульфия Виловна Ахмадгалиева правильно определяет цели
урока.  

У учащихся V класса имеются представления о круге, начиная с дошкольного возраста и начальной школы. Цель данного урока: сформировать понятия круга и окружности, выделив их существенные свойства, элементов окружности (центр круга и окружности, радиуса и диаметра и их взаимосвязи). Также необходимо сформировать у учащихся умение работать чертёжными инструментами, в частности –
циркулем.

Урок правильно структурирован. Организационный момент, запланированный автором в виде стихотворения С.Горшкова, настраивает учащихся на плодотворную работу.

Этап актуализации включает устный счёт и опору на субъектный опыт учащихся. Для этого используется краеведческий материал –
карта родного Актанышского района. Межпредметность прослеживается в использовании понятия «граница» на уроке математики и представлениями учащихся о «границе» как географическом понятии. Однако можно создать учебную доминанту, опираясь на представления учащихся о круге и окружности. Таким образом, определяя необходимость различать данные понятия.  Положительно, что на уроке предполагается постановка учебной задачи: введение новых понятий и способов действий. Одним из требований ФГОС ООО является привлечение учащихся к самостоятельному формулированию темы, что предусмотрено в плане данного урока. Однако тема учащимися сформулирована только как «Окружность», тогда как она задаётся как «Окружность и круг».

Одним из важных требований к организации учебно-познавательной деятельности учащихся является его мотивация. Мотивации применения нового чертёжного инструмента способствует задание начертить окружность карандашом. Эту работу можно расширить. Здесь уместен, по нашему мнению, вопрос к учащимся «Как начертить «правильную» окружность?». Учащиеся могут предложить разные пути: взять круглый предмет, трафарет. Так обычно поступают учащиеся при отсутствии циркуля. Но, если дать задание начертить окружность заданного радиуса, без циркуля трудно обойтись. Это задание мотивирует применение циркуля. Одним из основных мотивов обучения является познавательный интерес у учащихся. Его развитию будут способствовать приведённые исторические факты, происхождение слова «циркуль», однокоренные слова. Также можно привести происхождение слов «радиус» и «диаметр». Положительно, что «открытие нового знания» идёт через проектную работу. Можно отметить творческую работу, проводимую по группам.

Учителем запланированы как фронтальные, так и групповые, и индивидуальные формы работы, самостоятельная работа, что, безусловно, будет способствовать достижению личностных результатов обучения, умению взаимодействовать с одноклассниками. 

На уроке предполагается использовать разные методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, применить ИКТ. К данному уроку подготовлена презентация. Предлагается интересное, творческое домашнее задание. Отвечает требованиям к уроку и этап проверки полученного на уроке знания, проводимый в виде теста.

Должное внимание уделяет учитель созданию благоприятного психологического микроклимата, «интеллектуальному фону» урока, создавая настрой в начале и завершая урок рефлексией.  

В качестве пожелания можно предложить следующее:

  1. Продумать этап мотивации, заключающийся в обосновании необходимости изучения новых понятий «круг» и «окружность».
  2. Важно осмысление и озвучивание учебных задач, решаемых на уроке.
  3. Необходимо более чётко формулировать предметные, метапредметные и личностные результаты обучения данного урока, которые должны быть сформулированы, по нашему мнению, более конкретно и корректно применительно к данной теме.
  4. Презентация содержит 40 слайдов, что, по нашему мнению, избыточно.
  5. Не запланирована работа по учебнику на уроке.
  6. Задание на дом не предусматривает работу с теоретическим материалом учебника.
  7. Некоторые этапы урока в плане желательно прописать более подробно.

Урок достаточно насыщен и по содержанию, и по различным методам обучения. Можно предположить, что данный урок достигнет целей и будет способствовать не только получению предметных результатов, но и формированию универсальных учебных действий учащихся: умению анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать самостоятельные выводы.

Предлагаемая разработка урока математики в 5 классе на тему «Окружность и круг» по учебнику «Математика 5» (Виленкин Н.Я. и др., 2019) учителя математики I квалификационной категории Новоалимовской школы Актанышского района З.Ахмадгалиевой в целом отвечает требованиям ФГОС второго поколения.

Кадрия ШАКИРОВА,
доцент кафедры теории и технологий преподавания математики и информатики Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского КФУ,
кандидат педагогических наук

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.