Такой урок литературы запомнится ученикам

Тема героического подвига нашего народа во время Великой Отечественной войны, как и тема детства, опаленного войной, важны для патриотического воспитания молодежи. Представляется необходимым в юбилейном 2020 году, который в нашей стране объявлен Годом памяти и славы в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, разработка и проведение во всех классах общеобразовательных школ единой системы уроков и внеклассных мероприятий, посвященных драматическим историческим событиям. Наибольшим потенциалом в создании эмоциональной познавательной мотивации являются уроки литературы и внеклассного чтения, когда учитель может призвать на помощь посвященные осмыслению событий Великой Отечественной войны и созданные в разных жанрах произведения известных писателей.

План-конспект урока внеклассного чтения в V классе на тему «У нас была война» З.Н. Саляховой, учителя Новошашинской основной школы Атнинского района, разработан на актуальную тему и имеет высокий познавательный и воспитательный потенциал.

На уроке предполагается чтение и обсуждение книги Станислава Михайловича Олефира (1938–2015 гг.)
«Когда я был маленьким, у нас была война», которая в доступной для 10–13-летних детей форме рассказывает о войне. Повествование в книге ведется от первого лица и представляет собой воспоминания взрослого писателя о своем детстве, которое пришлось на военные и послевоенные годы. Такой прием позволяет, с одной стороны, объективно ретроспективно оценить события прошлого, показать дальнейшую судьбу отдельных героев, с другой – суровые, порою трагические события (смерть от голода маленьких детей, расстрел фашистами мирных жителей и т.д.). Обо всем этом рассказывается устами маленького ребенка, которому в начале войны было всего три года. Этот особый взгляд с позиции ребенка позволяет автору достоверно, предельно честно рассказать юному читателю о войне, избежав нарочитой драматичности. Интересно авторское обозначение адресата книги: «рассказы для малышей и тех, кто постарше». Именно эта особенность книги С. Олефира обусловливает создание полноценной картины опаленного войной детства, в котором, наряду с драматичными событиями, такими как смерть любимых родственников и домашних животных (сестренки Аллочки, козы Капки, собаки Рябчика, лошади Кати и т.д.), описание необычного для современного ребенка жилища – землянки («Когда я был маленьким, у нас была война, и всю войну мы жили в землянке. Землянка – это очень низкая хата, в которой все сделано из земли: пол, стены и даже крыша. Поэтому на крыше росли всякие незабудки, ромашки и одуванчики. Оно бы ничего, даже красиво, но коза Капка легко запрыгивала на землянку, чтобы пастись. Копыта у козы острые, она расковыривала ими крышу, и, когда дождь, вода лилась нам на головы…»), небольших новеллистических зарисовок о персонажах книги (например, мы узнаем, что лошадь Катя любила яйца и могла их съесть в большом количестве). Таким образом, в коротких рассказах драматические события перемежаются с лирическими, иногда и юмористическими, картины настоящего сменяются воспоминаниями о довоенной мирной и счастливой жизни. При знакомстве с книгой С. Олефира необходимо обратить внимание и на то, что персонажи, изображенные в ней, не выдающиеся герои, совершающие военные подвиги, а обыкновенные мирные жители украинского села, в дом которых пришла война. Тем ценнее становится то, какой каждый из них делает жизненный выбор: уйти к партизанам, оставаясь в селе, у себя дома, противостоять фашистам (потрясает эпизод выкупа женами своих мужей из фашистского плена) или же пойти в полицаи. Для проведения беседы на уроке важно, что в книге С. Олефира нет однозначного образа врага. Немцы показаны разные: и жестокие, беспощадные, и такие, как в рассказе «Мой немец», способные на сочувствие (немец отдал маленькому мальчику свои спички).

Каждая страница С. Олефира  пронизана присущим людям, вопреки всем обстоятельствам, непобедимым оптимизмом, верой в победу добра и справедливости. Умение сохранить доброту, стойкость, взаимопомощь людей позволяют им выдержать все военные испытания. Книга
С. Олефира несет в себе высокий познавательный и эмоционнальный потенциал, который поможет заинтересовать учеников, обусловит их читательскую и творческую активность на уроке.

В V классе обучение литературе строится в соответствии с ФГОС основного общего образования второго поколения, в котором определены требования к достижению учащимися на уроке литературы личностных, метапредметных и предметных результатов. Правильное опредление целей и задач урока очень важно для разработки и проведения урока литературы и внеклассного чтения в соответствии с высокими требованиями к содержанию и форме урока. Как правило, готовясь к уроку литературы в V классе, учитель составляет технологическую карту урока, где четко продумываются и фиксируются планируемые результаты: личностные, предметные, метапредметные: регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД), не является исключением и урок внекласского чтения.

К сожалению, З.Н. Саляхова в конспекте урока внеклассного чтения не уделила должного внимания этому важному элементу, все формулировки общие, не дающие представления о том, над какими знаниями, умениями и навыками будет работать учитель на уроке, какова сверхзадача его урока, каково место этого урока в единой системе его работы на уроках литературы и во внеклассной деятельности над данной темой, какой литературой он пользовался при подготовке к уроку.

Цель урока – познакомить учащихся с книгой С. Олефира «Когда я был маленьким, у нас была война», расширить знания детей о Великой Отечественной войне, совершенствовать умение размышлять над содержанием произведения, определять отношение автора к описываемым событиям, выражать своё отношение к прочитанному, развивать критическое мышление и речь учащихся, воспитывать чувство патриотизма.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, научно-познавательную литературу, Интернет-ресурсы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать
коллективно по составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

В рецензируемом конспекте урока верно и полно определены формы и методы организации познавательной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная; вербальные (беседа, объяснение нового материала, слово (рассказ) учителя с элементами беседы; выразительное чтение), практические (словарная работа, анализ произведения по плану), творческая работа (домашнее задание). Отметим, что в современной методике преподавания литературы, наряду с традиционными методами (метод творческого чтения, репродуктивный, проблемный, исследовательский), активно внедряются различные педагогические технологии (ИКТ-технологии, личностно-ориентированные технологии, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технология проектной деятельности, технология исследовательской деятельности и др.).

В конспекте урока З.Н. Саляховой применяется технология критического мышления с использованием наиболее распространенных ее приемов: составление синквейна, написание «письма в прошлое», «Ромашка Блума», «Письмо по кругу». Это вполне оправдано для урока внеклассного чтения, когда ученики в большей степени работают над восприятием незнакомого художественного текста на актуальную тему. Такой урок, как правило, состоит из трех частей (методический конструктор урока): вызов (до чтения), осмысление (во время чтения) и рефлексия (после чтения). Рассматриваемый урок содержит все три части.

Отметим, что оборудование урока недостаточно продумано, потому что данный урок посвящен не только знакомству с личностью и творчеством С.М. Олефира, но подчинен метатеме – теме Победы в Великой Отечественной войне, поэтому оборудование должно содержать, по крайней мере, фото- и видеоматериалы о Великой Отечественной вой-
не, о детях во время этой войны, а также тетради, листы А4, на которых ученики будут выполнять творческие задания. В оборудование к рецензируемому уроку включен фильм «Сын полка» (цифровой образовательный ресурс).

Рассмотрим основную часть плана-конспекта урока З.Н. Саляховой на тему «У нас была война». На этапе вызова учитель предлагает учащимся вопрос «Что в этой жизни вы считаете самым важным и самым ценным?» и приводятся примерные односложные ответы учащихся: «Самое ценное в нашей жизни – это здоровье, семья, дружба…». Вполне оправданное начало, однако далее нет никаких комментариев учителя по поводу ответов, нет связки с последующим этапом урока. Учитель говорит учащимся, что в конце урока они вернутся к этому вопросу. Однако на этапе рефлексии в конце урока мы снова не нашли ответов на этот вопрос и выводов, которые учащиеся с помощью учителя формулируют. А ведь вопрос очень важный и формирующий личность, значит, примерные предполагаемые ответы на него и комментарий учителя необходимо продумать заранее, еще на стадии разработки плана-конспекта
урока.

Далее урок продолжается просмотром небольшого видеофрагмента из кинофильма «Сын полка», который поможет учащимся самостоятельно сформулировать тему уро-
ка – беседа о детях войны – «У нас была война». На наш взгляд, удач-
нее было бы сформулировать тему по названию книги С. Олефира «Когда я был маленьким, у нас была вой-
на» или более традиционно: «Детство, опаленное войной».

Далее целесообразнее было бы спросить у учеников о тех книгах, которые рассказывают о детях вой-
ны. Это может быть «Сын полка»
В.Катаева, «Два капитана», «Трое» В.Каверина, «Иван» В.Богомолова, «Мост», «Горячий камень», «Война и дети» А.П.Гайдара, «Родные дети», С.Маршака, «Четвертая высота»
Е.Ильиной, «Повесть о сыне» Е.Ко-
шевой, «Повесть о Зое и Шуре»
Л.Космодемьянской, «Девочка ищет отца» Е.Рысс, Л.Пантелеева «Гвардии рядовой», Р.Фраерман «Подвиг в майскую ночь», «Бедный Федя»
М.Зощенко, «Девочка из города»
Л.Воронковой, «Возвращение»
А.Платонова и многие другие. Конечно, круг чтения пятиклассников не так широк, но учитель, готовясь к уроку, может подготовить небольшую книжную выставку, взять эти или другие книги на тему о военном детстве в школьной библиотеке или заранее сделать мультимедийную презентацию с фотографиями книг и небольшими цитатами из них. Уместно на этом этапе урока предложить 2–3 детям индивидуальное задание по созданию и презентации буктрейлера.

В рецензируемом конспекте урока учитель на этапе актуализации темы задает вопросы: «Каких поэтов-фронтовиков, писавших о войне, вы знаете? Назовите стихотворения, которые мы уже читали. О чем говорится в этих стихотворениях?» Похвально, что, отвечая на эти воп-
росы, ученики называют стихотворения Мусы Джалиля. Однако заметим, что ученики не вспомнили, а учитель не актуализировал и не напомнил им программные произведения из учебника V класса. Обратимся к учебнику «Литература.
5 класс. Часть 2», изданному под редакцией В.Я. Коровиной, где в разделе «Поэты о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» помещены стихотворения поэтов-фронтовиков А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста», К.М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете», которые предварены очень подробной статьей о произведениях, посвященных военной теме. Считаем необходимым рассматриваемый урок внеклассного чтения провести после изучения этого раздела, потому что в учебнике литературы в помощь учителю даны вопросы и творческие задания, которые помогут ему организовать успешную работу по усвоению этой темы. Можно и, наоборот, провести этот урок внеклассного чтения, впоследствии закрепив полученные на уроке внеклассного чтения знания и эмоциональные впечатления при изучении программных произведений. В любом случае домашнее задание должно быть привязано к этой теме, нацеливать учеников на самостоятельное осмысление произведений русской литературы о Великой Отечественной войне.

В VI классе на уроке литературы и на внеклассных занятиях можно будет снова вернуться к этой теме при изучении произведений «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» К.М.Симонова, «Сороковые роковые» Д.С.Самойлова, «Конь с розовой гривой» В.П.Астафьева, «Уроки французского» В.Г.Распутина, тексты которых с вопросами и заданиями размещены в учебнике «Литература. 6 класс. Часть 2». Как видим, школьная программа литературы позволяет вести работу над темой «Литература о Великой Отечественной войне» систематически: от класса к классу, а между изучением программных произведений, возможно систематическое проведение уроков внеклассного чтения и различных мероприятий, посвященных различным произведениям русских и татарских писателей и поэтов, а используя межпредметные связи, провести литературно-музыкальные вечера.

В завершении рецензии на план-конспект урока З.Н.Саляховой, отметим, что, безусловно, предложенное учителем домашнее задание творческого характера («Напишите письмо неизвестному ребенку, вашему сверстнику. О чем бы вы хотели
поговорить с ним? Расскажите ему о нашей счастливой жизни») вполне допустимо и создает позитивный настрой у учащихся, хотя по логике урока и развития темы все же можно было бы дать хотя бы на выбор задания, нацеливающие учеников поразмышлять над прочитанным и осмысленным на уроке, и попросить написать письмо герою книги С. Олефира «Когда я был маленький, у нас была война»; подготовить проект на тему «Песни военных лет»; расспросить родственников (родителей, бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек) и создать проект или написать сочинение на тему «Память о Великой Отечественной войне в моей семье»; подготовить буктрейлер на самостоятельно прочитанную книгу о войне.

Надеемся, что этот урок запомнится ученикам и приоткроет для них новую страницу в мир художественной литературы, а знакомство с личностью и творчеством известного современного писателя Станислава Олефира станет стимулом для самостоятельного чтения его произведений о Крайнем Севере.

Альфия ГАЛИМУЛЛИНА,
профессор кафедры русской и зарубежной литературы Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета, доктор педагогических наук

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.