Я — сельский учитель!

Танзиля Мухаметовна  ТИМКАНОВА,

учитель   татарского языка и литературы высшей квалификационной категории, воспитатель Прииртышской средней школы – Епанчинской начальной школы  им. Я.К.Занкиева д. Епанчина Тобольского района Тюменской области

Что есть «учитель» для меня? Что для меня то слово значит?

«Учитель» есть судьба моя,

 Судьба моя… и не иначе.

        Учитель – это судьба! Сколько существовало и будет существовать че­ловечество, столько и будет жить вечное понятие «учитель».

Учитель – самая древняя и самая почитаемая профессия. Все, от про­стого рабочего до Президента, прошли через призму души педагога. Именно учитель, сея «разумное, доброе, вечное» формирует личность нового поколе­ния, способствует развитию науки и техники, а вместе с тем развитию нации и государства. Труд учителя – особый труд. Трудность учительской профессии в том и состоит, что результат своего труда учитель может увидеть только через годы, через целое поколение.

«Дар учить передается по наследству», – говорят в народе. Из учитель­ской семьи, которая уже в третьем поколении продолжает сеять разумное, доброе, вечное, вышла и я. Это династия педагогов, которая, разрастаясь, при­растала новыми учительскими кадрами. Для меня педагогическая династия – это основа профессионализма и лучшая школа. Моя семья – маленькая страна Учителей. Мой дедушка, мама, сестра, мои тети, брат – преподаватели разных дисциплин в общеобразовательных школах.  Все вместе мы могли бы обучать целую сельскую школу.

Желание походить на своих любимую маму и любимых учителей при­вело меня на филологический факультет ТГПИ в  1996 году. А может быть, это началось, когда я  шестилетним ребенком  пришла в школу и попала в добрые руки моей первой учительницы  Кутайгуловой Галии Хамитовны, уроки которой я ждала с нетерпением и волнением каждый день!? Она учила доброте, скромности, отзывчивости. Или это начало надо искать в интерес­нейших уроках моего учителя  татарского языка и литературы Айнуллиной Галиябану Салаховны!? Я всегда вспоминаю своих учителей. Мне повезло, я училась в хорошей школе, у хороших учителей. Теперь я понимаю: моими учителями были люди, которых мы называем профессионалами, патриотами своего дела. Именно они помогли мне выбрать мой жизненный путь. А. Ди­стервег говорил, что воспитателем и учителем надо родиться, так как им руко­водит прирожденный такт. Дети учителей, вобрав в себя педагогическое наследие, становятся продолжателями этого нелегкого дела.

С 2000 года я открыла двери Епанчинской школы имени Я.К.Занкиева уже не как школьница, и не как студентка ТГПИ, а как молодой специалист, учитель. Когда мы заканчиваем институт и получаем диплом с педагогической специальностью, мы еще не становимся учителем. Потому что высокое звание «Учитель» можно получить только в стенах школы.

Почему среди всех профессий, существующих на земле, я выбрала ту, которая является одной из самых необходимых, но, в то же время, одной из самых сложных – профессию сельского учителя? Возможно, кто-то возразит, что нет такой профессии «сельский учитель», есть просто «учитель», «педа­гог». Я не соглашусь с этим, сельский учитель – это особая профессия, требу­ющая от человека особых качеств души.  Быть сельским учителем – это со­вершенно особая миссия. Сельская школа –важнейший, главный, иногда в силу складывающихся условий единственный очаг культуры. Учитель сель­ский задает тон всей интеллектуальной, культурной и духовной жизни села. Я ясно понимаю все сложности задач, возложенных на меня, как на учителя. Со­временные условия сельской школы обязывают учителя стать универсальным, требуют от него разносторонних знаний и умений. Сельская школа сильна своими традициями, одна из которых — педагогическое творчество. Здесь все­гда есть «звезды», те, у кого учатся, на кого равняются, кого все «от мала, до велика» знают. Сельский учитель – учитель-универсал, многопрофильный профессионал. Поэтому, на мой взгляд, в профстандарте учителя нужно учи­тывать специфические особенности работы учителя сельских школ. От про­фессиональной деятельности педагога сельской школы зависит будущее наших детей. Вот и я преподаю уроки татарского языка и литературы, являюсь воспитателем ГКП (группа кратковременного пребывания), каждый день по­сле уроков и занятий бегу надомнику, а вечером провожу спортивные секции по баскетболу. Готовлю учащихся к различным районным и областным кон­курсам. И я, как сельский учитель, стремлюсь реализовать те потенциальные возможности каждого ученика, как в интеллектуальной, так и в коммуника­тивной, регулятивной и эмоциональной сферах, которые заложены в нем при­родой (а это ли не современные стандарты). Реализовать их на благо обществу и самому учащемуся. Я всегда    стараюсь вложить в своих учеников не только знания, но и частицу себя, передать все то, что дорого всем тем, кто желает и способен это принять, понять, почувствовать.

Хотя работать сельским учителям приходится в гораздо более сложных условиях, чем их городским коллегам. Особенности труда и деятельности учи­теля сельской школы обусловлены некоторым своеобразием жизни и быта сельского населения. На селе, где люди хорошо знают друг друга во всех их проявлениях, деятельность учителя протекает в условиях повышенного соци­ального контроля и, как правило, становятся известны всем. Особо следует отметить такую характерную особенность деятельности сельского учителя как многогранность его профессиональной деятельности. Малочисленность клас­сов в сельской школе постепенно приводит к индивидуализации обучения, что в свою очередь также вынуждает вести поиск возможностей ее осуществле­ния, поскольку индивидуальный подход в обучении – это более тонкая катего­рия, и осуществить ее труднее.

Я думаю, прежде всего, в том, что объектом и продуктом педагогиче­ского труда является самое уникальное творение природы ­ ребенок.

Всегда стремлюсь стать для каждого из них умным учителем, мудрым наставником, осознающим важность своего предназначения, учу детей пони­мать и любить жизнь, осознавать себя и свою значимость, воспитывать себя духовно и нравственно.

Я стараюсь передать им свои чувства и мысли.

Поэтому самой главной целью сельского учителя я считаю поднятие престижа хорошей учебы и любви к своей Родине. Учитель должен поддержать способных и творческих ребят и вдохновить их на новые достижения, а также обратить особое внимание на ребят с ограниченными возможностями здоро­вья, развивать в них творческое начало и активную жизненную позицию.  Научить их различать добро и зло, помочь им в трудных жизненных ситуа­циях, чтобы они уверенным шагом пошли по этой увлекательной дороге зна­ний и были счастливы.

В профессии учителя невозможно остановиться, необходимо постоянно расти над собой. Учитель в современном мире — тот же ученик. Именно в этом ценность учения: не только отдавать знания ученикам, но и уметь учиться и стремиться к профессиональному росту самому. Именно поэтому ежегодно я прохожу курсы повышения квалификации, участвую в семинарах, и в конкур­сах, на педагогических советах, заседаниях методических объединений, рабо­таю над темой самообразования.

Шаг за шагом, день за днём я познаю азыпрофессии учителя! Ря­дом со мной были мои наставники, истинные педагоги. Много хороших людей окружали и окружают меня по жизни и по сей день. Но особые слова благо­дарности хочется выразить именно тем людям, которые заложили в меня ис­тинное зерно настоящего педагога. Я с глубоким уважением    почитаю Якуба Камалиевича Занкиева, Рашиду Шарифулловну Занкиеву влюблённых в свою профессию. За плечами почти каждого из них огромный педагогический труд, опыт, вложенный всельскую школу (Епанчинскую), в сердцах – неподдельная любовь и привязанность к детям.

Быть Сельским учителем – это моя судьба! Сейчас я поняла главное: мне действительно нравится работать с детьми, школа стала частью моей жизни. Профессия учителя для меня – это моя жизнь, но мне еще много предстоит научиться, чтобы стать учителем с большой буквы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.