Как побеждать в предметных олимпиадах?

Ежегодно с 2003 года учащиеся лицея-интерната №2 г. Казани становятся победителями и призёрами муниципального, регионального и заключительного этапов Всероссийских олимпиад, а также олимпиад из Перечня российского Совета олимпиад.

Многие учащиеся лицея, ещё учась в XI классе, уже могут считать себя студентами ведущих вузов страны только по результатам вышеназванных олимпиад, что в условиях уменьшения бюджетных мест и жёсткой конкуренции весьма актуально. В данной статье раскрыты секреты системы подготовки учащихся к олимпиадам.

Наверное, ни для кого не секрет, что такое олимпиады школьников. Точное определение находим в Википедии: «Предметная олимпиада – состязание учащихся учреждений среднего общего, высшего или профессионального образования, требующее от участников демонстрации знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин. Олимпиады нередко сопровождаются церемонией открытия (государственные – обязательно) и торжественным закрытием (часто с творческими представлениями) с подведением итогов и награждением лучших».

В России проводится значительное число предметных олимпиад как регионального, так и федерального (в т.ч. Всероссийская олимпиада школьников) уровня. Некоторые из них внесены в Перечень Министерства науки и высшего образования РФ (https://rsr-olymp.ru/).

Почему важно и нужно участвовать не только во Всероссийской олимпиаде школьников, но и в «перечневых» олимпиадах разного уровня?

Во-первых, победители и призёры «перечневых» олимпиад так же, как победители и призёры ВсОШ, получают льготы при поступлении в вузы. Учащийся поступает без вступительных испытаний (БВИ), нужно только подтвердить диплом «перечневой» олимпиады сдачей ЕГЭ не ниже 75 баллов. Напомним, что диплом призёра и победителя Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) приравнивается к 100 баллам за ЕГЭ по профильному предмету и не требует никакого подтверждения на ЕГЭ. При поступлении необходимо уточнить в приёмной комиссии, учитывает ли вуз результаты данной предметной олимпиады, в которой участвовал учащийся.

Во-вторых, подготовка к олимпиадам развивает у ученика навыки самостоятельной работы, которые ему, без сомнения, пригодятся не только на олимпиадах, но и в дальнейшей жизни. Учитель в данном случае выступает тьютором, наставником, мотивирует ребёнка на работу, помогает с литературой и образовательными платформами. Ученик учится правильно распределять своё время, расставлять приоритеты в жизни, работать с информацией, выделять главное, анализировать её, выстраивать логические закономерности, находясь в условиях цейтнота, производить качественный интеллектуальный продукт. Каждый олимпиадный сезон – это новый виток развития.

В-третьих, учащийся, готовящийся к различным олимпиадам, глубже познаёт учебный предмет, чем его сверстники, которые готовятся к профильному ЕГЭ. Как правило, олимпиадники используют литературу научную, справочную и учебную вузовского уровня. Подготовка к олимпиадам по биологии и медицине зачастую требует от ребят постоянного расширения кругозора и использования межпредметных связей – с физикой, химией, географией, математикой, экологией, историей. Можно утверждать, что правильно организованная олимпиадная подготовка способствует лучшему изучению других предметов.

В-четвёртых, эффективность подготовки к олимпиадам зависит в т.ч. и от посещения олимпиадниками различных учебных школ и учебно-тренировочных сборов, проводимых вузами и Региональными олимпиадными центрами. Таким образом, ребята попадают в сообщества единомышленников, где наука и научное соревнование в приоритете, находят там новых друзей, и их мотивация и результат участия в любой олимпиаде от этого только повышается. Олимпиадники получают необходимые для развития навыки социализации.

А что даёт учителю участие в подготовке учеников к олимпиадам? Несомненно то, что профессиональное мастерство учителя будет только расти. Предметные олимпиады – это динамично развивающаяся отрасль образования. Задания олимпиад год от года только усложняются, объём изучаемого материала увеличивается, научные открытия в олимпиадные задания попадают быстрее, чем в вузовские, и тем более в школьные учебники. Если учитель-тренер хочет оставаться авторитетом для своих учащихся, быть эффективным наставником, то он неизменно будет учиться вместе со своими учениками, повышать свой профессиональный уровень. Таким образом, предметные олимпиады являются фактором развития не только обучающихся, но и их учителей. Прекрасно, что в нашей республике есть грантовая поддержка учителей-наставников, подготовивших победителей и призёров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. К сожалению, в последние годы возникла проблема оттока олимпиадников из республики в связи с политикой правительства Москвы и Центральной предметно-методической комиссии по привлечению «всеросников» из регионов к обучению в Москве выплатой высоких премий даже за участие в заключительном этапе ВсОШ.

Когда учитель может начать подготовку ученика к олимпиаде?

Как можно раньше! Предметники начинают работать с детьми с V класса. Вот с этого возраста и надо начинать. Уроки вести таким образом, чтобы у ребят была возможность проявить себя в творческих заданиях, выявлять и поощрять ребят с критическим мышлением. Необходимо вовлекать детей в различные конкурсы, турниры и олимпиады, дать возможность им почувствовать ситуацию успеха. Хороший опыт даёт прорешивание архива заданий всевозможных олимпиад, просмотр видеоразборов заданий от составителей олимпиад. Только так можно понять логику авторов заданий и спектр необходимых для изучения тем. Нужно помочь учащимся найти материалы для самоподготовки на различных онлайн ресурсах. Важным фактором для ребят в подростковом возрасте является дружба со сверстниками. Если учителю удаётся создать коллектив единомышленников, друзей, ту обучающую среду, в которой ребятам интересно друг с другом не только учиться, но и общаться, заниматься спортом, праздновать, где ребята становятся фактором развития друг друга, то в положительном результате можно не сомневаться.

Какие качества присущи победителю (призёру) олимпиады по биологии?

– Во-первых, любит читать. Внимательно работает с текстом.

– Во-вторых, умеет распределять время и справляться со стрессом.

– В-третьих, имеет глубокие фундаментальные знания.

– В-четвёртых, умеет применять свои знания в новой ситуации.

– В-пятых, умеет работать руками (на практическом туре).

Олимпиады биологического направления, вошедшие в Перечень Всероссийского совета олимпиад, в которых стоит участвовать, поскольку они дают прекрасный опыт и не менее важные льготы для поступления:

– олимпиады Московского государственного университета: «Покори Воробьёвы Горы», «Ломоносов» (1-й уровень в Перечне олимпиад);

– олимпиады Санкт-Петербургского государственного университета по медицине и биологии (1-й уровень в Перечне олимпиад);

– Всесибирская (открытая) олимпиада школьников (по биологии 2-й уровень, по химии 1-й уровень);

– олимпиада по биологии Высшей школы экономики;

– олимпиада по биологии Московского физико-технического института.

Фарида МАЛИКОВА,
учитель биологии высшей квалификационной категории лицея-интерната №2 г. Казани,
заслуженный учитель РТ,
тренер-наставник региональных команд школьников РТ на заключительном этапе Всероссийской олимпиады
Юрий ЛАЗАРЕВ,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории лицея-интерната №2 г. Казани, народный учитель РТ, тренер-наставник региональных команд школьников РТ на заключительном этапе Всероссийской олимпиады

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.