Логотип Магариф уку
Цитата:

«В искусстве никогда дважды два не бывает четыре»

Чтобы заглянуть в будущее российского кино, следует обратить пристальное внимание на нынешних выпускников творческих вузов. Наше завтра отражается в их сегодня. Хороший повод для предметного разговора...

Чтобы заглянуть в будущее российского кино, следует обратить пристальное внимание на нынешних выпускников творческих вузов. Наше завтра отражается в их сегодня. Хороший повод для предметного разговора о разных аспектах отечественного кинопроизводства – состоявшаяся недавно в Казанском государственном институте культуры на факультете театра, кино и телевидения защита дипломов. Тем более что моя собеседница не просто эксперт в этом вопросе. Она сама творит это будущее, закладывая в головы студентам свои знания и идеи. Председателем экзаменационной комиссии был гость из культурной столицы – заведующий кафедрой драматургии и киноведения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, доктор искусствоведения, профессор, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга Светлана Ивановна Мельникова. Она поделилась с журналом своим взглядом на работы казанских выпускников и на тенденции развития кинематографа в целом.

– Светлана Ивановна, почему Казань, наш институт?
– Я была назначена председателем экзаменационной комиссии приказом Министерства культуры РФ. И вот четвёртый день мы знакомимся с дипломными работами по нескольким специальностям: продюсер, оператор, режиссёр неигрового кино, режиссёр телевизионных программ, а также направления подготовки «Искусства и гуманитарные науки».
Не скажу, что я очень часто путешествую по провинции. При этом с работами молодых режиссёров и продюсеров я неплохо знакома, поскольку принимаю участие в целом ряде отечественных и международных кинофестивалей. Да и у нас в Петербурге достаточно много молодых творческих людей, которые показывают своё кино и нуждаются в моей оценке.
– Тогда вы  сможете оценить уровень подготовки казанских выпускников.
Конечно, пандемия сказала своё злое слово. Разобщение педагогов и студентов, закрытие многих локаций, невозможность проведения съёмок, замкнутое пространство – всё это не могло не сказаться на настроении и подходах к созданию творческого продукта негативным образом.
С другой стороны, ограничения – это концентрация усилий, использование всех приобретённых навыков в экстремальных условиях. Кто-то сдался, а кто-то выиграл от этой ситуации. И последних больше. В принципе, творчество – это, прежде всего, умение мыслить нестандартно. Такие люди всегда найдут возможность самовыразиться. 
– Хотелось бы услышать про конкретные примеры. Поделитесь, пожалуйста, свежими впечатлениями.
– Начну с выпуска продюсеров. Я видела очень сильные работы. Пример – документальный фильм «Re-конструкция» продюсера Родиона Кадырова. Это рассказ о людях, которые возрождают искусство средневековых боёв. Таким образом, возрождается культ рыцарского поединка. Съёмки долго и тщательно готовились. Родион сам прошёл весь путь – от ковки оружия и спортзала до самого турнира. Сам участвовал в боях, включился в процесс, глубоко изучил тему изнутри. При этом на него легла забота обо всей съёмочной группе: её ведь надо накормить, напоить и обеспечить оптимальные условия для работы. И это молодому продюсеру удалось. К тому же, он сам монтировал фильм – дело довольно редкое.
В результате Р.Кадырову удалось выполнить свою задачу – ответить на вопрос, зачем нужна реконструкция. Дело в том, что в каждом мужчине присутствует очень много агрессии. Его рептильный мозг охотника ищет выход для накопившейся энергии. Обратите внимание на то, что большинство болельщиков – мужчины. Они, словно первобытные охотники, подсознательно следят за своим неубитым мамонтом. И будет лучше, если эта агрессия будет сублимироваться в таких мужских поединках.
Фильм «Чайные листья» снимался в рамках международного проекта «Кино за 7 дней» совместно с новозеландскими кинематографистами. Создавался он с помощью дистанционных технологий. Это глубоко лирическая история взаимоотношений молодых людей, которые находятся на разных континентах.
Лирическая комедия «Клюквенное лето» снималась по произведению  Дениса Осокина. Это тоже история любви, только любви подростковой, пока ещё не осознаваемой. Я бы назвала её ажурной. Лето и начало осени, клюква, рыбка, выпущенная в пруд, замечательные дети-актёры, лиричность интонации…
Был среди работ и полный метр. Фильм «Я приду» рассказывает историю мальчиков, бежавших из подростковой колонии. Одного из главных героев замечательно играет мальчик, необычайно одарённый. Он держит на себе внимание и создаёт особую интонацию.
Если резюмировать, продюсеры вполне соответствуют своей миссии. Мне понравилась патерналистская позиция многих из них: забота о членах съёмочной группы на площадке, ответственность за конечный результат работы.

– Надеюсь, что и казанское неигровое кино не подкачало.
– Дипломные работы по этой специальности отличались большим разнообразием тем и сюжетов. И эти разные истории, попавшие в кадр, меня  порадовали.
К примеру, фильм «Красный холм» показывает жизнь обычной деревни, к сожалению, не процветающей. Зрителю показан ежедневный быт сельской жизни. Вот доярка, которая ухаживает за своими коровами и любит их, это видно. Вот деревенский энтузиаст, своими силами собирающий музей истории своего села. Один выпускник снял фильм про собачий приют, за которым ухаживает странный человек: над ним издевались в детстве, он по сути изгой, как и эти брошенные людьми животные… Ни он сам, ни его собаки по большому счёту никому не нужны. Он нужен этим собакам, а они нуждаются в нём – это их спаситель, кормилец…
– Вы так вдохновлённо рассказываете про эти работы, что уже не остаётся вопроса: вызывают ли они эмоциональную реакцию. По-моему, это основной критерий оценки любого творчества.
– Эмоциональность – это то, что объединяет все эти работы. Видно, что студенты вкладывали в свои работы душу.
Это же качество свойственно работам будущих режиссёров телевидения. Хотя их работы были больше связаны с нашей повседневной жизнью.
Среди телепроектов – фильм студентки  о своём отце, который разводит голубей. В нём не было мощного конфликтного ряда, присущего актуальным телесюжетам. Но зато он оказался метафоричным. Ведь голубь – это древний символ мечты человека о полёте. Или шире – о свободе. Каждый из нас хочет летать. Только не у всех получается…
Динар Галимов снял фильм о своём дедушке из Башкирии, который создал там уникальный музей татарской культуры. В этом музее можно проследить все национальные компоненты – от народных песен до выпечки.
В работах были затронуты и темы, имеющие глобальный контекст. Например, в фильме «Это вам не мусор» поднималась актуальная тема переработки отходов.
Были и международные проекты. Сирийский студент рассказал историю своего соотечественника, осевшего в Казани 10 лет назад. Сначала я подумала, что это будет фильм про адаптацию в чужой стране. Но оказалось, что это настоящая драма: герой построил бизнес, но при этом потерял семью. – Был ли среди работ негативный контент. Считается, что он сегодня очень популярен.
– Ничего особенно мрачного я не увидела. И это хорошо. Уверена, художнику ничего нельзя навязывать. Тема сама должна его найти. Настоящий творец почувствует свою волну.
– Позвольте спросить Вас, как эксперта в этой области, об общем состоянии как российского телевидения, так и кинематографа. В обществе широко распространено мнение (и оно активно циркулирует в молодёжной среде), что Интернет постепенно захватит всё медиа пространство, и, в конце концов, телевидение умрёт. Разделяете ли Вы это мнение?
– После того, как братья Люмьеры ещё в 1895 году показали своё знаменитое «Прибытие поезда», первая  публика была шокирована, а потом повально увлечена новым аттракционом – кинематографом.  И уже в начале прошлого века начались разговоры о том, что с появлением кинематографа умрёт театр. Сборник статей известных литераторов и деятелей театрального искусства 1911 года «Смерть театра» предрекал однозначный конец этого старинного вида искусства.  Умер ли театр? Да ни в коем случае!
А почему? Театр – уникальный вид искусства. Главное в нём – это живой человек на сцене в режиме реального времени. Актёр плачет и смеётся вместе с вами одновременно и в одном пространстве. У кино иные смыслы и цели.
После появления телевидения предрекали смерть кинематографу. Тоже не случилось: широкоформатные картины, созданные для больших экранов, всегда будут иметь своего зрителя в кинотеатре.
А после рождения Интернета было заявлено о скорой смерти телевидения. При этом все благополучно живы и здоровы, каждый из этих видов искусств развивается по своим законам, они взаимообогащаются и взаимоотталкиваются одновременно. Наблюдать за этими процессами крайне любопытно!
Давать прогнозы – дело неблагодарное. Особенно в нашей сфере, где дважды два никогда не равно четырём. Ведь это искусство…
– Если судить по итогам сдачи дипломных работ в Казанском институте культуры, есть ли перспективы у кино, снятого в провинции? Может ли отсюда начаться подъём отечественного киноискусства?
Почему бы и нет! Я увидела несколько сильных работ, я понимаю, что в Казанском государственном институте культуры есть достойный педагогический состав. Есть кому учить и есть кому учиться – это главное. А что будет с выпускниками завтра – мы завтра и посмотрим. У каждого из них свой путь…
– На сегодня основную кассу в кинотеатрах делают, увы, не наши фильмы. Бывают, конечно, прорывы. Но это скорее исключения. С высоты вашего опыта можете ли вы дать рецепт, что следует предпринять для исправления этой ситуации?
– Если сравнивать с советской эпохой… Тогда и кинопроизводство, и кинопрокат принадлежали государству. А сейчас все они частные. И собственники кинопроката, как правило, зарубежные. Поэтому совсем не удивительно, что продвигается, прежде всего, продукция Голливуда.
Знаете, с чего началось возрождение французского кино? «Новая волна», о которой заговорил весь киномир, началась с того, что в 1958 году  французское правительство выделило средства на съёмку 156 дебютов. Такой размах и привёл к мощному сдвигу: в кинематограф пришли новые люди, свежие идеи, новые способы восприятия мира. Если бы нам удалось провести такую акцию… Давайте помечтаем!
– Спасибо большое за интересную беседу!
Дмитрий СМИРНОВ

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ