Логотип Магариф уку
Цитата:

Вернуться к классике: как научить детей любить литературу?

Казалось бы, еще лет пять назад встретить подростка в книжном магазине, завороженно разглядывающего стоящие перед ним полки, или вдруг увидеть его, заходящим в двери городской библиотеки, или же прост...

Казалось бы, еще лет пять назад встретить подростка в книжном магазине, завороженно разглядывающего стоящие перед ним полки, или вдруг увидеть его, заходящим в двери городской библиотеки, или же просто разглядеть, что идущий мимо молодой парень или девушка в руках держит книгу –  было весьма непросто. С тех пор как различные технические гаджеты и устройства  прочно вошли в жизнь простого обывателя, книги практически тут же оказались забыты, оставлены на пыльных полках. Однако в последнее время все чаще можно заметить, что ситуация начинает меняться в лучшую сторону – интерес к чтению набирает обороты.
Объяснить, почему так происходит и каковы причины того, что в книжных лавках снова «гуляет» молодежь, я не берусь.  Да и рановато пока делать какие-либо выводы, а вдруг спугнем эту внезапно нагрянувшую удачу? Но предположить можно всегда: на мой взгляд, все дело в том, что чтение вдруг снова оказалось в «тренде», читать снова стало модно. Каким-то непостижимым образом, но все вокруг буквально в одночасье стали начитанными, и современный подросток, не желая отставать от новомодных веяний, тоже взялся за книгу и усиленно принялся за самообразование. Теперь ни один аккаунт в социальных сетях не обходится без «философских» постов о том, как та или иная книга «изменила меня до неузнаваемости», «перевернула мою жизнь» и «открыла мне глаза».
Казалось бы, все просто отлично: школьники  читают, книги продаются, уровень литературного образования растет, и кто знает, может, в один день мы снова станем самой читающей страной мира – но почему тогда в моих словах столько иронии? Да ведь, весь вопрос состоит вовсе не в том, чтобы просто прочитать книгу, поставить галочку и после убрать ее на полку, а в том, чтобы понять то, что ты только что прочел и зачем ты это сделал. И вот с этим-то и возникают проблемы. И речь сейчас идет не только о чтении: известная мольеровская (Прим. Жан-Батист Мольер – французский драматург XVII века) сентенция «не быть, а казаться» - уже давно стала негласным девизом современного общества.
Ладно, пусть хоть так, пусть читают только ради того, чтобы прослыть в своем кругу общения людьми эрудированными и начитанными, пусть. Однако  тут возникает и другой вопрос: что именно читает российская молодежь?
В книжных магазинах я весьма частый гость, обновляется моя домашняя библиотека с завидной регулярностью. И каждый раз, оказываясь там, я останавливаю свой взгляд не только на полках, уставленных книгами, но и внимательно осматриваюсь по сторонам, разглядываю людей, которые пришли в магазин, пытаюсь угадать, какую книгу они приобретут сегодня. И вот вам мое личное наблюдение: молодежь в книжном – есть, но вся она - в отделах зарубежной литературы, фантастики, фэнтези, детектива, учебной литературы. Они – везде, но не у полок с русской классикой.  И это совершенно серьезно. В отделах русской классической литературы зачастую бывает совершенно пусто.
Но почему так происходит? Почему русская классика так плохо интересует современных подростков? Неужели футуристы тогда оказались правы, и «Пушкин, Достоевский, Толстой и проч. и проч.» навсегда были сброшены с «парохода современности»? А может все дело в том, в каком виде отечественная классическая литература преподносится в школах?
Задумайтесь, для большинства российского населения первое знакомство с творчеством классиков происходит именно в школьные годы. Для них сам концепт «русская классика» оказывается впоследствии прочно связан с концептом «школа», который в свою очередь зачастую неотделим от таких понятий, как «скука» и «обязательно». Эта ассоциативная трёхступенчатая связь: русская классика=школа=скука – сохраняется в сознании человека на долгие годы, тем самым отбивая у него элементарное желание просто заглянуть в те книги, которые его так сильно заставляли читать в юности. И, если не повезет, человек может прожить всю оставшуюся жизнь с этим предубеждением.
Начинать исправлять сложившуюся ситуацию необходимо уже сегодня – наконец-то, разорвать эту «губительную» для русской классики и «порочащую» ее связь. Но как это сделать?
Заменить звено цепи: «скучное» сделать «интересным»
Безусловно, никто и не думал отрицать, что творчество отечественных классиков временами вполне может казаться сложным, трудным для восприятия, утомительным. Школьник не сразу  привыкает к писательской манере автора: непростой, часто перенасыщенной метафорами, с усложненным синтаксисом. Для того чтобы проникнуть в книгу, стать участником рассказываемых событий, почувствовать атмосферу описанной эпохи, ученик должен приложить немало усилий. Здесь и нужен учитель –  его проводник в мир литературы, если хотите, его «волшебный помощник» (термин В.Я. Проппа), который сумеет сделать сложное – простым, непонятное – ясным, скучное – интересным.
Звучит прекрасно, правда? Но все всегда звучит отлично в теории, но вот вопрос - как это реализовать на практике.
Человек любит играть, и неважно, сколько ему – десять лет, двадцать, сорок или все пятьдесят. Игра – это вид деятельности с огромным потенциалом, так как именно в ней может органично соединиться познавательное и творческое начала. Это и должен использовать учитель в своей профессиональной деятельности.
Конечно, речь идет в первую очередь об играх интеллектуальных, проводить «веселые старты» в школьных кабинетах никто не предлагает. Но вот заинтересовать ученика, используя определенные игровые элементы в ходе урока вполне можно. Скажем, провести перед знакомством с каким-либо классическим художественным произведением небольшой «книжный анонс», так называемый «книжный трейлер» по аналогии с теми трейлерами, которые мы видим в кинотеатрах. Такое начало обсуждения точно заинтересует школьника.
Или, вот еще один любопытный прием, назовем его - «предварительный отрицательный комментарий». Согласитесь, большинство школьников  ждут от своих учителей литературы одни лишь восторженные отзывы о той или иной книге, только похвалу автору и преклонение перед ним. А может, стоит попробовать сделать все в точности наоборот? Если вдруг на уроке педагог станет критиковать произведение, начнет «ругать» писателя и  говорить о том, что вот этот художественный текст, если честно, ему не удался – то даже печально известная «камчатка» заинтересуется. «Что же там такого, в этой самой книге, что учитель так нелестно высказывается о ней?» – вот какой вопрос будут задавать себе ученики. Им станет по-настоящему интересно, и они, в этом можно не сомневаться, хотя бы откроют текст и прочтут несколько глав. А это уже результат.
Как обсуждать произведения с учениками
Хорошо, заинтересовать ученика вам удалось, он действительно прочел книгу и готов обсудить ее на уроке. Но вот вопрос: как правильно это сделать?
Если раньше с обсуждением художественных произведений на уроках литературы была настоящая беда, то сейчас ситуация выравнивается. По крайне мере, принцип «свободы» становится одним из ключевых методик в системе современного преподавания.
Что я подразумеваю под «свободой»? Прежде всего, это давать ученику возможность говорить, высказывать свое мнение. Пусть он ошибается, пусть говорить не совсем то, что нужно, но пусть только говорит.  Не только ученик должен слышать и слушать учителя, но и учитель должен слышать и слушать ученика –  это самое главное. Учитель литературы должен забыть фразы, вроде: «Ты не прав», «Ты ошибаешься», «Это не верно». В литературе не было, нет и вряд ли будет что-то однозначное. Литература – это прежде всего мысль, а не формула или теорема. И поэтому ученику нужна эта свобода: свобода думать и свобода мыслить.

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ