Юрий Казаков: «Сегодня преподаватели химии должны тесно работать с предприятиями»
В этом году августовское совещание педагогического сообщества планируется провести сразу на нескольких площадках. Одной из самых передовых является Лицей-интернат для одаренных детей с углубленным изу...
В этом году августовское совещание педагогического сообщества планируется провести сразу на нескольких площадках. Одной из самых передовых является Лицей-интернат для одаренных детей с углубленным изучением химии при КНИТУ-КХТИ.
Редакция журнала «Магариф» была приглашена его руководством на завершающий учебный год праздник – вручение аттестатов и награждение дипломами на выпускном бале. Особенно порадовало то, что среди гостей было много молодых ученых и руководителей. Среди них был непосредственный куратор – временно исполняющий обязанности ректора Казанского национального исследовательского технологического университета Юрий Михайлович Казаков. Молодой, динамичный, одетый в модный джинсовый костюм, он отвечает на наши вопросы, рассказывает об идее создать передовую инженерную школу и отправить будущих студентов, выпускников на новое предприятие СИБУРа на Дальнем Востоке.
Юрий Михайлович, Вы являетесь доктором технических наук и возглавляете один из самых престижных вузов Татарстана – КНИТУ-КХТИ. Как Вы познакомились с жизнью Химического лицея?
– С педагогическим коллективом Химического лицея я знаком два года – с момента моего назначения 1 июля 2020 года временно исполняющим обязанности ректора Казанского национального исследовательского технологического университета. Это была одна из моих поездок, в рамках которых я знакомился с деятельностью всех структурных подразделений университета. Химический лицей является филиалом нашего вуза.
– Означает ли это, что вуз несет дополнительную финансовую нагрузку по содержанию Лицея для одаренных детей?
– Со стороны КНИТУ есть определенная финансовая поддержка, хотя основное финансирование на содержание лицея выделяется Республикой Татарстан. Самый весомый наш вклад – это участие профессорско-преподавательского состава университета в процессе обучения лицеистов. Это – профессорские школы, проектное обучение, кружковое движение, подготовка к олимпиадам разного уровня. Наши профессора читают лицеистам лекции, проводят практические и лабораторные занятия. Совместно с обучающимися они готовят научно-исследовательские проекты, которые в дальнейшем защищаются в университете. И, безусловно, мы заинтересованы в выпускниках, поскольку они действительно получают углубленные знания в тех областях, которые необходимы в наших специальностях. Конкурс в лицее очень высокий, и в его стенах обучаются одаренные школьники. Эта формулировка, может, кому-то нравится, кому-то нет. Однако это действительно соответствует реалиям жизни. Высокий конкурс позволяет отобрать лучших из лучших. В этом учебном году прекрасный выпуск – 12 выпускников, которые получат золотые медали. Такой результат непросто достичь в обычной школе, и это – заслуга прежде всего педагогов лицея и университета.
– Казанский (Приволжский) федеральный университет оплачивает повышенную стипендию студентам – выпускникам Казанского лицея им. Лобаческого, который является структурным подразделением альма-матер. Как вы поощряете своих лицеистов, решивших продолжить обучение в КНИТУ?
– Для привлечения талантливых абитуриентов, которые имеют высокие баллы, в независимости от того, окончили они Химический лицей КНИТУ или любую другую школу, мы устанавливаем на первый семестр повышенную стипендию. В целом, у нас есть повышенные стипендии для тех студентов, которые демонстрируют хорошие показатели в учебе и науке, принимают активное участие в социальной и спортивной жизни вуза.
– Мне доводилось слышать, что со второго курса ряда престижных федеральных вузов студентов для работы в своих предприятиях отбирают крупные работодатели. Сегодня за чайным столом собрались представители промышленной элиты. В чем преимущество учебы в Химлицее?
– В процессе обучения в лицее самое важное – это возможность окунуться в жизнь вуза, познакомиться с потенциалом нашего университета, его педагогами и научными школами, предприятиями-партнерами, еще не будучи студентами. Лицей так же, как и сам вуз – практикоориентирован. С момента основания на его базе существуют специализированные Газпром-классы, профильный класс от компании «Йокогава-электрик», и имеется своя проектная зона – школа «Орбиталь». Здесь закладываются фундамент и дальнейшая лояльность к университету. Во-вторых, мы привлекательны для всех студентов с высокой степенью трудоустройства всех выпускников. Она достаточно высокая не только в Татарстане, но и в России, и составляет более 90 процентов на разные предприятия. В-третьих, университет имеет высокую конкурентоспособность за счет устоявшихся давних связей с промышленными партнерами. Мы являемся опорным университетом «Газпрома». В марте этого года мы стали первым партнерским вузом СИБУРа, который является крупным нефтехимическим холдингом России.
Мне бы хотелось рассказать о новом проекте. КНИТУ подал заявку для участия в масштабном федеральном проекте «Передовые инженерные школы», который был анонсирован Минобрнауки России. Как сообщил Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, в создании передовой инженерной школы могут принять участие все университеты страны. Сегодня поставлена новая задача – подготовка инженеров новой формации вузами совместно с высокотехнологичными компаниями. С этой целью победителям будут выделяться гранты на создание передовых инженерных школ по ключевым направлениям развития науки и технологий. Мы подали заявку по химическим технологиям, где основное направление – малотоннажная химия. Этот проект подразумевает элитарную подготовку инженеров современного уровня. Всего три вуза Татарстана заявились для участия, и наш проект был одним из них. Мы надеялись на победу и получили одобрение. 30 июня все три проекта передовых инженерных школ, которые создадут в стране на базе крупных университетов и предприятий, были утверждены на заседании Правительства Российской Федерации.
– В прошлом году свое пятилетие отмечал Инженерный лицей Казани, руководство которого активно сотрудничает со школами Балтасинского, Высокогорского районов. Планируется ли открытие новых лицеев с углубленным изучением химии и биологии в других районах Татарстана, или Химический лицей останется единственным в Зеленодольском районе?
– Мы по подобной схеме стали работать с Менделеевским районом, потому что существует запрос от одного из ключевых работодателей – компании АО «Аммоний». Кроме того, большой запрос от руководства района. В этом направлении мы тесно работаем с главой района Радмиром Беляевым.
Наши педагоги, соответственно, принимают участие в преподавании химии, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Был похожий запрос от компании СИБУР, и мы заинтересованы в том, чтобы подтянуть уровень преподавателей химии. Речь идет о школах города
Свободный, где СИБУР строит Амурский газохимический комплекс.
– В российских регионах и в самом Татарстане из-за неудовлетворительной зарплаты наблюдается нехватка кадров по ряду специальностей, в том числе по химии. Для того, чтобы подготовить учеников – победителей Всероссийских олимпиад, педагоги должны обладать глубокими знаниями по химии и обладать современными технологиями. Какая у вас имеется материальная поддержка вузовских преподавателей?
– Если говорить о материальном стимулировании профессорско-преподавательского состава КНИТУ, то у нас существует рейтинговая система, которая учитывает их достижения и вклад в развитие образования и науки. Соответственно, материальное вознаграждение выплачивается ежемесячно в течение года. Если говорить про университет, то важна связь профессорско-преподавательского состава с заводами. Сегодня преподаватель должен повышать свою квалификацию не только через чтение современной научной и педагогической литературы, но и
через знакомство, прохождение практик на современных промышленных предприятиях.
Редакция журнала «Магариф» была приглашена его руководством на завершающий учебный год праздник – вручение аттестатов и награждение дипломами на выпускном бале. Особенно порадовало то, что среди гостей было много молодых ученых и руководителей. Среди них был непосредственный куратор – временно исполняющий обязанности ректора Казанского национального исследовательского технологического университета Юрий Михайлович Казаков. Молодой, динамичный, одетый в модный джинсовый костюм, он отвечает на наши вопросы, рассказывает об идее создать передовую инженерную школу и отправить будущих студентов, выпускников на новое предприятие СИБУРа на Дальнем Востоке.
Юрий Михайлович, Вы являетесь доктором технических наук и возглавляете один из самых престижных вузов Татарстана – КНИТУ-КХТИ. Как Вы познакомились с жизнью Химического лицея?
– С педагогическим коллективом Химического лицея я знаком два года – с момента моего назначения 1 июля 2020 года временно исполняющим обязанности ректора Казанского национального исследовательского технологического университета. Это была одна из моих поездок, в рамках которых я знакомился с деятельностью всех структурных подразделений университета. Химический лицей является филиалом нашего вуза.
– Означает ли это, что вуз несет дополнительную финансовую нагрузку по содержанию Лицея для одаренных детей?
– Со стороны КНИТУ есть определенная финансовая поддержка, хотя основное финансирование на содержание лицея выделяется Республикой Татарстан. Самый весомый наш вклад – это участие профессорско-преподавательского состава университета в процессе обучения лицеистов. Это – профессорские школы, проектное обучение, кружковое движение, подготовка к олимпиадам разного уровня. Наши профессора читают лицеистам лекции, проводят практические и лабораторные занятия. Совместно с обучающимися они готовят научно-исследовательские проекты, которые в дальнейшем защищаются в университете. И, безусловно, мы заинтересованы в выпускниках, поскольку они действительно получают углубленные знания в тех областях, которые необходимы в наших специальностях. Конкурс в лицее очень высокий, и в его стенах обучаются одаренные школьники. Эта формулировка, может, кому-то нравится, кому-то нет. Однако это действительно соответствует реалиям жизни. Высокий конкурс позволяет отобрать лучших из лучших. В этом учебном году прекрасный выпуск – 12 выпускников, которые получат золотые медали. Такой результат непросто достичь в обычной школе, и это – заслуга прежде всего педагогов лицея и университета.
– Казанский (Приволжский) федеральный университет оплачивает повышенную стипендию студентам – выпускникам Казанского лицея им. Лобаческого, который является структурным подразделением альма-матер. Как вы поощряете своих лицеистов, решивших продолжить обучение в КНИТУ?
– Для привлечения талантливых абитуриентов, которые имеют высокие баллы, в независимости от того, окончили они Химический лицей КНИТУ или любую другую школу, мы устанавливаем на первый семестр повышенную стипендию. В целом, у нас есть повышенные стипендии для тех студентов, которые демонстрируют хорошие показатели в учебе и науке, принимают активное участие в социальной и спортивной жизни вуза.
– Мне доводилось слышать, что со второго курса ряда престижных федеральных вузов студентов для работы в своих предприятиях отбирают крупные работодатели. Сегодня за чайным столом собрались представители промышленной элиты. В чем преимущество учебы в Химлицее?
– В процессе обучения в лицее самое важное – это возможность окунуться в жизнь вуза, познакомиться с потенциалом нашего университета, его педагогами и научными школами, предприятиями-партнерами, еще не будучи студентами. Лицей так же, как и сам вуз – практикоориентирован. С момента основания на его базе существуют специализированные Газпром-классы, профильный класс от компании «Йокогава-электрик», и имеется своя проектная зона – школа «Орбиталь». Здесь закладываются фундамент и дальнейшая лояльность к университету. Во-вторых, мы привлекательны для всех студентов с высокой степенью трудоустройства всех выпускников. Она достаточно высокая не только в Татарстане, но и в России, и составляет более 90 процентов на разные предприятия. В-третьих, университет имеет высокую конкурентоспособность за счет устоявшихся давних связей с промышленными партнерами. Мы являемся опорным университетом «Газпрома». В марте этого года мы стали первым партнерским вузом СИБУРа, который является крупным нефтехимическим холдингом России.
Мне бы хотелось рассказать о новом проекте. КНИТУ подал заявку для участия в масштабном федеральном проекте «Передовые инженерные школы», который был анонсирован Минобрнауки России. Как сообщил Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, в создании передовой инженерной школы могут принять участие все университеты страны. Сегодня поставлена новая задача – подготовка инженеров новой формации вузами совместно с высокотехнологичными компаниями. С этой целью победителям будут выделяться гранты на создание передовых инженерных школ по ключевым направлениям развития науки и технологий. Мы подали заявку по химическим технологиям, где основное направление – малотоннажная химия. Этот проект подразумевает элитарную подготовку инженеров современного уровня. Всего три вуза Татарстана заявились для участия, и наш проект был одним из них. Мы надеялись на победу и получили одобрение. 30 июня все три проекта передовых инженерных школ, которые создадут в стране на базе крупных университетов и предприятий, были утверждены на заседании Правительства Российской Федерации.
– В прошлом году свое пятилетие отмечал Инженерный лицей Казани, руководство которого активно сотрудничает со школами Балтасинского, Высокогорского районов. Планируется ли открытие новых лицеев с углубленным изучением химии и биологии в других районах Татарстана, или Химический лицей останется единственным в Зеленодольском районе?
– Мы по подобной схеме стали работать с Менделеевским районом, потому что существует запрос от одного из ключевых работодателей – компании АО «Аммоний». Кроме того, большой запрос от руководства района. В этом направлении мы тесно работаем с главой района Радмиром Беляевым.
Наши педагоги, соответственно, принимают участие в преподавании химии, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Был похожий запрос от компании СИБУР, и мы заинтересованы в том, чтобы подтянуть уровень преподавателей химии. Речь идет о школах города
Свободный, где СИБУР строит Амурский газохимический комплекс.
– В российских регионах и в самом Татарстане из-за неудовлетворительной зарплаты наблюдается нехватка кадров по ряду специальностей, в том числе по химии. Для того, чтобы подготовить учеников – победителей Всероссийских олимпиад, педагоги должны обладать глубокими знаниями по химии и обладать современными технологиями. Какая у вас имеется материальная поддержка вузовских преподавателей?
– Если говорить о материальном стимулировании профессорско-преподавательского состава КНИТУ, то у нас существует рейтинговая система, которая учитывает их достижения и вклад в развитие образования и науки. Соответственно, материальное вознаграждение выплачивается ежемесячно в течение года. Если говорить про университет, то важна связь профессорско-преподавательского состава с заводами. Сегодня преподаватель должен повышать свою квалификацию не только через чтение современной научной и педагогической литературы, но и
через знакомство, прохождение практик на современных промышленных предприятиях.
Сюмбель ТАИШЕВА
Комментарийлар