Что необходимо знать педагогу при переходе на ФГОС ОО (часть 1)

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.

Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Поэтому актуальным вопросом является то, каким должен быть урок в современных условиях.

Чем же отличается современный урок от традиционного?

Во-первых, урок — это форма организации обучения   группы учащихся одного возраста, постоянного состава, с единой для всех программой обучения. Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию делятся на четыре группы, каждый из которых имеет свои цели.

Рассмотрим современные типы уроков. 

 Уроки «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Содержательная цель: формирование системы понятий.

Структура урока «открытия» нового знания

1)      этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (1-2 мин);

2)      этап актуализации и пробного учебного действия (5-6 мин);

3)      этап выявления места и причины затруднения (2-3 мин);

4)      этап построения проекта выхода из затруднения (5-6 мин);

5)      этап реализации построенного проекта (4-5 мин);

6)      этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (4-5 мин);

7)      этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (4-5 мин);

8)      этап включения в систему знаний и повторения (4-5 мин);

9)      этап рефлексии учебной деятельности на уроке (2-3 мин).

 Алгоритм урока «открытия» нового знания

  1. Мотивирование: актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.
  2. Рефлексия изменившихся условий: понимание места и причины затруднения, определение границы между знанием и незнанием.
  3. Постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи.
  4. Разработка проекта выхода из затруднения (цель, способ, алгоритм, план, средство…).
  5. Реализация готового проекта – «открытие» новых знаний.
  6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  8. Включение в систему знаний и повторение.
  9. Рефлексия учебной деятельности на уроке, включающая в себя экспресс-диагностику учителя и самоанализ учащихся.

 Алгоритм конструирования урока «открытия» нового знания 

1. Выделить и сформулировать новое знание.

2. Смоделировать способ открытия нового знания.

3. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.

4. Определить необходимые ЗУН и способы их повторения.

5. Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и ЗУНов.

6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации.

7. Смоделировать проблемную ситуацию и диалог.

8. Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.

9. Определить приёмы организации и проведения первичного закрепления.

10. Подобрать задания для этапа повторения по уровням.

11. Провести анализ урока по конспекту.

12. Внести при необходимости коррективы в план конспекта.

Уроки рефлексии.

Деятельностная цель: формирование и развитие способностей учащихся к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция   изученных    способов действий – понятий (по предмету), алгоритмов и т.д.

Структура урока  рефлексии

1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности (1-2 мин);

2) этап актуализации и пробного учебного действия (8-12 мин);

3) этап локализации индивидуальных затруднений (6-7 мин);

4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений (2-3 мин);

5) этап реализации построенного проекта (4-5 мин);

6) этап обобщения затруднений во внешней речи (2-3 мин);

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (2-3 мин);

8) этап включения в систему знаний и повторения (4-5 мин);

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке (3-4 мин).

Алгоритм конструирования урока рефлексии

1. Составить список знаний – понятий, алгоритмов, правил, способов действий и т.д., которые требуют тренинга и коррекции ошибок. Подобрать соответствующие эталоны. Определить шаги учебной деятельности, которые будут зафиксированы учащимися на данном уроке.

2. Подобрать задания для самостоятельной работы на применение перечисленных знаний.

3. Определить способы организации самопроверки самостоя­тельных работ № 1 и № 2.

4. Подготовить образцы и эталоны для самопроверки.

5. Подобрать задания для актуализации знаний. Продумать формы организации повторения и способ фиксации эталонов.

6. Продумать организацию работы с алгоритмом исправления ошибок и, при необходимости, составить диалог для его коррекции на уроке.

7. Спроектировать деятельность учащихся, зафиксировавших отсутствие затруднений (подобрать задания более высокого уровня сложности, продумать способ их предъявления и проверки, проду­мать возможность их включения в консультационную деятельность и пр.)

8. Продумать формы организации работы в классе на каждом этапе урока.

9. Продумать форму организации этапов мотивации и реф­лексии учебной деятельности.

10. Сконструировать диалоги для организации фронтальной работы на всех этапах урока (обратить особое внимание на этапы локализации затруднений и построения проекта).

11. В случае организации групповой работы сформулировать задания и способы организации обратной связи по результатам работы групп.

12. Подобрать задания для этапа повторения, продумать ар­гументацию выбора этих заданий для учащихся.

Уроки общеметодологической направленности (систематизации знаний).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий школьного курса предмета и построение обобщённых норм  учебной деятельности.

Структура урока общеметодологической направленности

1)                 этап самоопределения к деятельности (1-2 мин);

2)                 этап актуализации знаний и фиксации затруднения в деятельности (5-6 мин);

3)                 этап постановки учебной задачи (2-3 мин);

4)                 этап построения проекта выхода из затруднения (5-6 мин);

5)                 этап первичного закрепления во внешней речи (4-5 мин);

6)                 этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (5-6 мин);

7)                 этап включения в систему знаний и повторения (15-20 мин);

8)                 этап рефлексии деятельности (5-6 мин).

 Уроки развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование и развитие  способностей учащихся к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных  понятий (литературных, математических, исторических и др.) и  алгоритмов.

Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения, имеет свою структуру.

Структура урока развивающего контроля

1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности (2-3 мин);

 2) этап актуализации и пробного учебного действия (5-7 мин);

 3) этап локализации индивидульных затруднений (12-15 мин);

 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений (4-6 мин);

 5) этап реализации построенного проекта (7-8 мин);

 6) этап обобщения затруднений во внешней речи (3-4 мин);

 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (5-7 мин);

 8) этап решения заданий творческого уровня (5-6 мин);

 9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности (2-3 мин).

Каждому типу соответствуют определенная форма (вид) урока. 

Типы уроков Виды (формы) уроков
1. Уроки «открытия» нового знания Урок-лекция, урок-путешествие, урок-экспедиция, урок-инсценировка, учебная конференция, урок-экскурсия;  мультимедиа-урок,

проблемный урок,

Урок-беседа

Урок-исследование

Урок смешанного типа

Урок-игра и др.2. Урок рефлексииУрок-практикум;  урок-сочинение;  урок-диалог;

урок — деловая или ролевая игра;  комбинированный урок; повторительно-обобщающий урок; диспут; игра (КВН, Счастливый случай, «Поле чудес», конкурс, викторина); театрализованный урок; урок-суд; урок-совершенствование; заключительная конференция; заключительная экскурсия; урок-консультация; урок-анализ контрольных работ; обзорная лекция; обзорная конференция; урок-беседа

путешествие;  экспедиция и т.д.3. Урок развивающего контроляУрок-опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой)

Урок-письменный опрос

Урок-зачет

Урок-контрольная (самостоятельная) работа

Урок смешанного вида

Урок-викторина

Конкурсы

Смотр знаний

Защита творческих работ, проектов

Творческий отчет

Контрольная работа, собеседование

Тестирование и др.4. Уроки общеметодологической направленностиУрок самостоятельных работ

Урок-практикум

Урок-семинар

Урок-обзорная лекция

Урок-дискуссия

Урок-конференция

Урок-игра

Урок самостоятельной письменной работы обобщающего содержания

Урок коллективного анализа контрольных работ учащихся и др.

Во-вторых, современный урок отличается деятельностью учителя и учащихся.

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа
Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)
Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)
Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)
Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает
Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия
Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Требования ФГОС ОО к современному уроку

Целеполагание (технология SMART)

Specific – конкретная;

Measurable – измеримая;

Achievable – достижимая;

Realistiс – реалистичная;

Timed – определённая по

времениУчащиеся  должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке (левополушарные);

Они должны знать и план (способы) достижения поставленных задач (правополушарные)МотивацияУчитель формирует интерес как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективные мотивы – решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержанияПрактическая значимость  знаний и способов деятельностиУчитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности.Отбор содержанияКачественно отработаны планируемые результаты урока, определенные программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролюИнтегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности. Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урокаВыполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя в целях обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого ученикаНаличие блоков самостоятельного получения знанийРабота с различными источниками информацииОрганизация парной или групповой работыРазвитие коммуникативной компетенции и освоение нормы работы в коллективеИспользование системы контроля и взаимоконтроляСредство рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельностиРефлексияОсознание себя в процессе деятельностиКачественная положительная оценка

деятельности обучающихсяФормирование положительной учебной мотивацииПсихологический комфорт и условия здоровьесбережения

Выполнение данных требований определяет роль учителя как управленца, а обучающихся – как активных субъектов деятельности, что становится решающими предпосылками реализации целевых установок Стандарта. (Систему требований к уроку можете прочитать в книге: Ривкин Е. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. – Волгоград: Учитель, 2014, с.38-43.)

В-третьих, ФГОС ОО нацеливают учителей на обеспечение практико-ориентированного характера образовательной деятельности. Следовательно, учителю необходимо знать вопросы, связанные с выполнением практической части образовательных программ. Е.Ю. Ривкин определяет задачи практических работ:

— создать условия для достижения обучающимися программных предметных и метапредметных результатов;

— обучать предметным и метапредметным способам учебной деятельности по получению информации из разнообразных источников, ее обработке, анализу; презентации и самооценке результата;

— способствовать развитию компетенций продуктивной совместной деятельности и других личностных результатов.

Алгоритм деятельности учителя по проведению практической работы Е.Ю. Ривкиным представлено в следующей таблице.

Функции управления Деятельность учителя Пояснения
Мотивационно-целевая Постановка учебной задачи (или ее совместная с обучающимися формулировка) Какой конкретный результат мы должны получить? О чем конкретно мы сделаем вывод?
Мотивация Для чего нужен данный результат?
Информационно-аналитическая Проведение беседы Какая информация необходима для достижения поставленной задачи? Какие имеющиеся знания мы можем использовать? Какой информации недостает? Какие информации можно использовать? Какие источники информации будут оптимальными, почему?
Планово-прогностическая Коллективное планирование (обучающиеся под руководством учителя) Определить этапы деятельности (план выполнения работы). Объяснить логику выполнения деятельности в данной последовательности. На каждом этапе определить: — источники информации;

— способы деятельности (вплоть до порядка отдельных действий);

— прогнозируемый результат этапа;

-Критерии и способы диагностики достижения промежуточных и окончательного результатов;

— время выполненияОрганизационно-исполнительскаяОказание помощи по просьбе участников деятельности, организация взаимопомощи и взаимодействияРаспределение ролей (обязанностей) между участниками деятельности. Выполнение планаКонтрольно-диагностическаяОрганизация обсуждения результатов работы, выводовСамоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя. Соотнесение результата с поставленной задачей. Формулировка обучающимися вывода. Рефлексия (выявление сложностей, возникающих у обучающихся в процессе работы, их причин и способов устранения)Регулятивно-коррекционнаяРегулирование образовательного процесса, внесение коррекции в деятельность обучающихсяОтработка недостаточно усвоенных знаний, приемов практической деятельности

Таким образом, обучающиеся становятся активными участниками процесса выполнения учебной задачи на всем протяжении подготовки и проведения практической работы. Данный алгоритм не противоречит порядку выполнения любой учебной задачи по реализации основной образовательной программы.

 В-четвертых, уточним, что же нового появляется в содержании урока при реализации ФГОС второго поколения? В чем плюсы?

— Знание принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений.

— Выполнение программно-методических требований к уроку.

— Знание типологии урока.

— Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.

— Планирование воспитательной функции урока.

— Комплексное планирование задач урока.

— Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.

— Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.

— Практическая направленность учебного процесса.

— Включение в содержание урока упражнений творческого характера.

— Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.

— Знание разных технологий развивающего обучения и их  дифференцированное применение.

— Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.

— Формирование надпредметных способов учебной деятельности (например, анализирование от предмета к явлению, процессу, понятию).

— Работа по мотивации учебной деятельности  — формирование мотивации познания.

— Создание условий для проявления самостоятельности учащихся.

— Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.

— Включение компьютеров в педагогические технологии.

— Дифференциация домашних заданий.

— Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.

— Обеспечение благоприятных гигиенических условий.

— Обеспечение эстетических условий.

— Общение – сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.

В-пятых, знать современную структуру урока и ее элементы.

Современная структура урока в рамках ФГОС ОО.

Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты:

— учебная задача;

— учебные действия;

— действия самоконтроля и самооценки.

Учебная деятельность – самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает.

Учебная задача — цель, которую перед собой ставит ученик (Чему? Зачем?)

Учебное действие — система существенных признаков понятия или алгоритм  (Как?)

Самоконтроль определение правильности выполненного действия (Правильно?)

Самооценка — определение правильности выполненного действия (Хорошо? Можно лучше?)

 

Гульшат Ахбарова, профессор ИРО РТ, доктор педагогических наук

Тамара Скиргайло, профессор ИРО РТ, доктор педагогических наук

Роза Исмагилова, ведущий научный сотрудник ИРО РТ, кандидат педагогических наук

(Окончание в «Мәгариф» № 7, 2014)

One thought on “Что необходимо знать педагогу при переходе на ФГОС ОО (часть 1)

Добавить комментарий