Национальное образование в удмуртской школе

Мария НИКОЛАЕВА, Римма ПЕТРОВА, Виктор КАМАЕВ, учителя удмуртского языка и литературы Средне-Кушкетской средней школы

Наша республика стала родным домом для представителей более ста национальностей. И все жители этого дома заинтересованы в его благополучии и процветании. Но никто не забывает о своих корнях.

Использование национальной культуры как базы воспитания и образования личности трудно переоценить. Этнокультурная направленность образования в Республике Татарстан является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры народов, проживающих в республике, создание условий для становления высокообразованной личности. Реализуя процесс интеграции учебного процесса, необходимо учитывать этническое своеобразие и национальную специфику.

Наша школа является центром удмуртской национальной культуры нашего района. У нас обучаются дети из шести удмуртских деревень. Язык обучения – русский. С I класса учащиеся изучают русский, татарский, родной (удмуртский) и английский языки.

Учебный процесс строится в соответствии с учебными планами и программами, реализуется национально-региональный компонент (НРК), определенный учебным планом. НРК формирует у учащихся национальное самосознание, воспитывает истинных носителей лучших образцов национальной культуры, последователей и продолжателей творческого наследия предыдущих поколений.

Родной язык и литература являются основой развития самостоятельного, творческого мышления, связной речи, памяти и воображения, основой становления творческой личности, способной создавать национальные и общечеловеческие ценности. Это лучшее средство познания истории народа, его духа, воспитания и уважения к родному народу, краю. Удмурты говорят: «Не научившись любить свой народ, не сможешь уважать людей других наций, их язык». Изучение родного языка не самоцель, а основа общего развития ребёнка. В первые годы обучения ребёнку легче рассуждать, анализировать, умозаключать на родном языке. Учителя нашей школы ищут новые приемы, методы, обеспечивающие не только прочное усвоение знаний, но и духовное, культурное обогащение учащихся, умело используют художественные произведения удмуртских писателей и поэтов, фольклор, народное искусство для воспитания у детей чувства подлинной любви к своей земле и своему народу.

В нашей школе ведётся большая работа по сохранению и возрождению лучших традиций народной культуры. Ежегодно проводим месячники родного языка и литературы, День родного языка, олимпиады по удмуртскому языку и литературе. Победители школьного этапа олимпиад становятся призерами и победителями муниципальных, республиканских и межрегиональных олимпиад.

Одним из основных условий реализации национального образования является воспитательный процесс. Для организации мероприятий школьникам приходится посещать музеи, встречаться с людьми старшего поколения, узнавать особенности народных традиций. Это позволяет заинтересовать обучающихся, учит применять полученные знания в реальной жизни.

Начиная с 1990 года, в кабинете удмуртского языка и литературы выпускается газета «Пинал куараос» («Юные голоса»), целью которой является приобщение учащихся к журналистской и писательской деятельности. Лучшие материалы печатаются на страницах районной газеты «Азьлане» («Вперёд»), газеты для детей и подростков Удмуртской Республики «Зечбур!» («Здравствуй!») и на страницах детского журнала «Кизили»(«Звёздочка»). Многие выпускники школы поступают на факультеты удмуртской филологии УдГУ и ГГПИ.

Ежегодно учащиеся и коллектив учителей принимают участие в республиканском национальном празднике «Гырон быдтон» («Праздник плуга»), в межрегиональных мероприятиях, конференциях. Организуются встречи с писателями, народными фольклорными коллективами «Айкай», «Шулдыр жыт», «Зардон», проводятся вечера-встречи с учащимися Лельвижской, Нырьинской школ Кукморского района, а также Ципьинской, Малолызинской школ нашего района.

Учителя родного языка и литературы активно участвуют и выступают в научно-практических конференциях, конкурсах, тематических семинарах, выставках. На базе школы проводятся районные и межрегиональные семинары, конференции по проблемам национального образования.

По воспитанию и привитию традиций, обычаев и культуры удмуртского народа в школе работают кружки: «Мои истоки», для учащихся I – IV классов (руководитель – учитель высшей квалификационной категории В.Никитин), «Мир народного творчества», для учащихся V – XI классов (руководитель –учитель высшей квалификационной категории М.Николаева), «Инвожо» («Гвоздика») (руководитель – учитель высшей квалификационной категории В.Камаев). Так, предметными результатами изучения курса «Мои истоки» являются:

• усвоение первоначальных сведений о народе, культуре, об особенностях материальной и духовной культуры соседствующих народов и народов финно-угорской языковой группы, взаимодействия их культур;

• составление генеологии своей семьи;

• умение вести поисковую работу по выявлению знатоков традиционного национального этикета, обрядов;

• пропагандировать этнокультурные знания на различных культурных мероприятиях села, района, республики, организовать национальные игры;

• проводить экскурсии по школьному музею.

На уроках технологии большое внимание уделяется изучению декоративно-прикладного искусства своего народа. Декоративно-прикладное искусство – одно из ярких явлений в жизни любого народа, где воплощены национальные традиции и национальное самосознание. Особо привлекает учащихся праздничный наряд девушки-удмуртки. В своём праздничном наряде она вся блестит, т.к. на груди у неё нагрудное украшение – «камали».

В воспитании и обучении истории и культуры народа, большую роль играет фольклорный ансамбль «Инвожо». Программа работы фольклорного кружка «Инвожо» направлена на истинное возрождение интереса к истории народа, его культурным ценностям, традициям и обычаям удмуртского народа.

Фольклорный ансамбль «Инвожо» ежегодно принимает участие в различных республиканских и районных фестивалях, конкурсах. Ансамбль – дипломант I степени в номинациях «Народные обряды» (2005г.), «Декоративно-прикладное искусство» (2007 г.), «Фольклор» (2013г.) в республиканском молодёжном фестивале народного творчества «Ватан»; дипломант республиканского детско-юношеского фестиваля национальных культур «Радуга – Салават күпере» (2013 г.) и республиканского фестиваля детских фольклорных коллективов «Звонкая капель» («Моңлы тамчы») (2013). Ансамбль неоднократно выступал на мероприятиях Удмуртской Республики, Кировской области и Марий Эл.

Вопросы национального образования и воспитания периодически обсуждаются на методических и педагогических советах, родительских, научно-практических конференциях, семинарах: «Поликультурное образование как фактор сохранения культурного многообразия», «Национальная школа и современные проблемы образования», «Особенности изучения удмуртского языка и литературы в поликультурной среде».

«Народ не должен терять своего нравственного авторитета ни при каких обстоятельствах. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальное отличие сохранится и XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Эти слова учёного Д.Лихачёва обращены к школе. Школа сегодня должна стать домом экологии национальной культуры, а национальная культура – частью души ребёнка, началом порождающим личность.

Добавить комментарий