Водород. Нахождение в природе и получение
(Урок химии в 8 классе) Диана САЕТГАРЕЕВА, учитель химии и биологии высшей квалификационной категории средней школы № 7 города Бавлы
Цель: познакомить обучающихся с водородом как химическим элементом и простым веществом, сформировать представления о его физических свойствах, методах получения и нахождении в природе.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Задачи:
Образовательные: охарактеризовать водород как элемент и как простое вещество, показать большое распространение водорода в природе, ознакомить учащихся с лабораторным и промышленным способами получения водорода и выяснить, какие свойства водорода лежат в основе методов его собирания.
Развивающие: развивать мышление учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, запоминать, работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль; формировать общеучебные умения и навыки.
Воспитательные: воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность исполнительной деятельности (дисциплинированность, ответственность), творческой деятельности (активность, увлеченность, наблюдательность, сообразительность, способность к самооценке).
Развитие специальных умений и навыков: наблюдать химические явления, наблюдать за демонстрационными опытами, делать выводы по результатам опытов, применять полученные знания для объяснения новых фактов.
Планируемые результаты:
Личностные:
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе образовательной деятельности.
Метапредметные:
– определять учебные задачи, уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, использовать для решения познавательных задач различные источники информации, осуществлять самоконтроль, аргументировать свое мнение, наблюдать, оперировать понятиями; владеть различными формами устных и публичных выступлений, оценивать различные точки зрения;
Предметные:
– знать план характеристики химического элемента и простого вещества, способы получения водорода.
– уметь характеризовать водород как химический элемент и простое вещество, распознавать опытным путем водород.
Оборудование: проектор, ноутбук, штатив лабораторный (2 шт.), колба плоскодонная на 100 мл (6 шт.), мишура (2 шт.), звезда для елки, красители пищевые, гирлянда, карточки с заданиями.
Учебник: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия 8.
Ход урока:
- Организационный этап
– Добрый день, ребята! Скажите, какой праздник приближается? (Новый год.)
– Верно, поэтому в преддверии этого прекрасного праздника предлагаю вам нарядить елочку и получить новогоднее настроение.
- Этап актуализации знаний и мотивация к учебной деятельности
– Елочка у нас не простая, а химическая. Как вы думаете, чем заполнены колбы? (Колбы заполнены водой.)
– Да, колбы заполнены водой. И неспроста: ведь название элемента, которому мы посвятим урок, переводится с латинского языка как «рождающий воду». Как вы думаете, что это за элемент? (Водород.)
- Этап изучения нового материала
– Водород – самый распространенный химический элемент во Вселенной. Он является главной составной частью Солнца, а также многих звезд. Скажите, в каком виде водород присутствует на нашей планете? (В виде газа.)
– Все верно, тогда давайте вспомним, какие еще газы входят в состав воздуха? (прил. 1) (Азот, кислород, инертные газы, углекислый газ.)
– Сколько процентов мы получим при сложении всех объемных долей названных газов? Посчитайте, пожалуйста. (100 %)
– Какой вывод можно сделать? (Водород не входит в состав воздуха.)
– Верно, в основном водород встречается в виде соединений. На доске для вас зашифровано послание. Чтобы его открыть, нужно рассчитать массовую долю водорода в различных соединениях. (прил. 2)
– Итак, «Водород – чемпион». Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируйте положение водорода в Периодической системе Д.И. Менделеева и в парах найдите 5 причин, доказывающих наше послание.
(1. Порядковый № – 1;
2. Атомная масса – 1;
3. № группы – 1;
4. № периода – 1;
5. Валентность – 1)
– Отлично, раз он у нас чемпион – давайте познакомимся с ним поближе и изучим его физические свойства.
– Демонстрация видео. (прил. 3)
– Водород – какой он? (Газ, без цвета, легче воздуха.)
– Обратите внимание, опыт проводят не в вытяжном шкафу, что это значит? (Этот газ неядовит для человека.)
– Вторым (после воды) по популярности неядовитым соединением водорода является метан.
– Видели ли вы подобные автобусы на территории нашей республики? (прил. 1) (Отвечают «Да, видели» или «Нет, не видели».)
– Наверняка многие из вас будут учиться водить машину, получат права. И перед вами встанет вопрос: какой автомобиль выбрать – на газу или на бензине? Давайте разберемся и немного поспорим. Прошу вас поделиться на 2 группы: «за метан» и «за бензин» Каждая группа получает конверт, в котором описывается то или иное топливо. Ваша задача выдержать противостояние. (прил. 4)
(Самостоятельно делятся на 2 группы. Получают конверты с заготовленной информацией об изучаемых видах топлива. По очереди аргументируют высказывания.)
4. Этап закрепления изученного
– Итак, сегодня мы изучили важнейший из элементов. Не побоюсь сказать, но без него не было бы и нас, ведь мы на 75 % состоим из воды – соединения водорода с кислородом.
5. Рефлексия результатов деятельности
– В завершении урока я бы хотела узнать, насколько вы усвоили тему урока, остались ли у вас вопросы, поэтому прошу заполнить пропуски в карточке. (прил. 5)
Фотографии из личного архива
Комментарийлар