Логотип Магариф уку
Цитата:

Культура Казанской губернии конца XIX века

(Внеклассное мероприятие в форме исторического салона с элементами театрализации)Рамзия ШАМГУНОВА,учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории средней школы №24 г.Альметьевска Це...

(Внеклассное мероприятие в форме исторического салона с элементами театрализации)


Рамзия ШАМГУНОВА,


учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории средней школы №24 г.Альметьевска


 



Цель исторического салона: ознакомление с развитием культуры конца XIX в., ее своеобразием, противоречивостью; знакомство с выдающимися произведениями музыкального, изобразительного, театрального искусств конца XIX в.


Задачи:


– продолжить формирование умения учащихся высказывать суждения при изучении вопросов культуры; умения учащихся работать с дополнительной литературой, источниками, наглядными ТСО;


– способствовать воспитанию у учащихся любви к культурным ценностям; формированию национального самосознания.


Ход мероприятия


Учитель. Добрый день, уважаемые гости и участники мероприятия! Сегодняшний исторический салон посвящен теме «Культура Казанской губернии конца XIX в.».


Развитие искусства в татарском обществе шло замедленно из-за постоянного и сильного противодействия мусульманской религии и духовенства. Однако национальная культура все же пробивала себе дорогу, находя горячую поддержку, прежде всего у молодежи. В либерально-демократических кругах поощрительно относились к постановкам в домашних условиях первых оригинальных пьес. В некоторых домах организовывались домашние концерты, молодежь начинает обучаться музыке.


Казанцы в тот период получали информацию чаще всего от тех, кого лично знали. И сегодня информацию по всем интересующим нас вопросам мы получим из «первых уст». И так… Представим конец XIX в. 1899 г. Казанская губерния. Мы находимся в одном из домов.


Хозяйка дома. Здравствуйте! Исәнмесез! Я рада вас всех видеть. Располагайтесь. Я сейчас…


1-ый столик «Творчество Ф.Шаляпина»


1-й учасник. Да! Божественный голос! Великолепно! Это Федор Иванович Шаляпин – гениальный певец. Здесь на своей родине, в Казани, он впервые вышел на сцену.


2-й участник. Я сама 15 мая этого года побывала на концерте Федора Ивановича Шаляпина. Он родился в Казани 1(13) февраля 1873 г. в семье мелкого канцелярского служащего. С юношеских лет увлекался театром. С 1891 г. с украинской опереточной труппой разъезжал по городам России. В 1892–1893 гг. занимался у оперного певца Д.Усатова в Тбилиси, где начал профессиональную сценическую деятельность. Он исполнил партии Мефистофеля («Фауст»), Мельника («Русалочка»). В 1894 г. был принят в труппу Мариинского театра, спел несколько партий, однако дирекция не обратила внимания на его талант. По приглашению С.Мамонтова он поступил в Московскую частную русскую оперу, где раскрылось его дарование. За годы работы в театре Шаляпин исполнил почти все актерские партии своего репертуара: Сусанин («Иван Сусанин». Глинка), Мельник («Русалка». Дарогомыжский), Б.Годунов, Валам и Досифей («Б.Годунов» и «Хованщина». Мусоргский), Иван Грозный и Сальери («Псковитянка» и «Моцарт»). С этого года Шаляпин – ведущий солист Большого и одновременно Мариинского театров. Шаляпин сочетает в себе дар певца и драматического актера.


Хозяйка. Большое спасибо! Казань всегда с нетерпением ждет Федора Ивановича!


2-й столик – «Казанский русский театр»


1-й участник. Я слышал, что Казанский театр превратился в один из лучших театров страны. А преемник Петра Медведева – Михаил Бородай – вновь поставил «Недоросль». Вот и газета «Волжский вестник» пишет о театре. Казанская пресса дает игре высокую оценку.


2-й участник. Да. Казанский русский театр стремится удовлетворить запросы нового зрителя, подбирая репертуар и исполнителей. Много делал в этом отношении великолепный артист и организатор театральных трупп П.Медведев. С 1867 г. Петр Медведев поставил «Горе от ума», «Недоросль», «Борис Годунов», «Маскарад», «Ревизор», многие пьесы Островского, Шекспира, Шиллера и др. классиков. Кроме драматических спектаклей, осуществлялись также оперные постановки «Иван Сусанин», «Русалка», «Демон», «Аскольдова могила».


Кстати, медведевский театр оказывал благотворное влияние на молодую татарскую драматургию, еще не имевшую собственной сцены.


На сцене Казанского русского театра дебютировали выдающиеся артисты М.Савина, В.Давыдов, П.Стрепетова.


С 1893 г. достойным преемником П.Медведева является Михаил Бородай. Недавно труппа Бородая гастролировала по волжским городам.


Хозяйка. А вот и они! Просим!


(Сцена из пьесы Фонвизина «Недоросль».)


3-й столик – «Казанские газеты»


1-й участник. Вот ведь… популярная газета «Казанский биржевой листок» опять дает отчеты Государственного банка, пишет о бирже. Торговый оборот Казани в 1861 г. – 5 млн. 300 тыс. рублей, в 1874 г. – 15 млн., в 1881 г. – 19 млн. рублей. Далее о купцах, …рост населения,… строительство…


2-й участник. А «Казанские губернские ведомости» находятся под бдительным наблюдением губернатора, поэтому в газете ни слова лишнего. Так пишут об освещении улиц Казани газовыми и керосиновыми фонарями, о работе конно-железной дороги. С мая 1897 г. осуществляется работа по устройству электрического освещения. Плата за освещение составляет 1,5 копейки в час.


3-й участник. А лучшей провинциальной газетой с 1884 г. является «Волжский вестник». В ней напечатано произведение В.Короленко. Газета затрагивает острые общественно-политические и экономические вопросы, сообщает о крестьянских выступлениях.


4-й участник. «Казанский телеграф» значительную часть издания заполнил коммерческими объявлениями. Интересно… напечатан сентиментальный роман. Отмечается о последней картине И.Шишкина «Корабельная роща».


1 столик – «Выдающийся художник И.И. Шишкин»


1-й участник. Кто из нас не слышал о таком городе – Елабуга? Здесь родился, провел детство и работал великий художник Иван Иванович Шишкин.


Родился И.Шишкин в 1832 г. в небогатой купеческой семье. Вспоминают, что он рано научился читать, а рисовал, говорят, он даже ночью – при мерцании свечки. Любил подолгу бродить по сосновым лесам.


Осенью 1852 г. он уехал в Москву и поступил в училище живописи, ваяния и зодчества. Через несколько лет он перешел в Петербургскую Академию художеств. Блестяще ее закончил, много и упорно работая. Стал знаменитым академиком живописи. Написанная в 1874 г. картина «Елабуга» является воспоминанием о родных местах. Художника называют «богатырем русского леса». Через леса он показывал в своих произведениях силу и былинную мощь Родины, ее душевную щедрость и красоту.


Но, к сожалению, в прошлом году он умер, оставив потомкам свою последнюю большую картину «Корабельная роща».


2-й участник. Существуют и другие таланты на нашей земле. Укрепляются связи с прогрессивными художниками Москвы и Петербурга, с передвижниками. В 1874 г. в Казани впервые показана передвижная выставка «Товарищества передвижных художественных выставок», на которой казанцы увидели полотна Крамского, Пряшникова, Мясоедова.


Казанская губерния – «кузница» мастеров


3-й участник. О значительной фигуре, хозяине ичижного производства купце Галееве пишут: «3 лавки на Сенной, постоянная торговля в Казани, Троицке, Оренбургской губернии, на Нижегородской, Мензелинской, Ирбитской и других ярмарках. Снабжает обувью Петербург, Москву и крупные города Сибири и Средней Азии».


Хозяйка. Вот на мне тоже галеевские сапожки. Изделия фирмы Галеева экспонируются на многих выставках и имеют успех. Хотя, успех должен принадлежать не купцу Галееву, а сотням безымянных мастеров и мастериц, которые создают подлинные шедевры народного прикладного искусства.


2-й столик


1-й участник. У нас в губернии создавались и создаются подлинные шедевры. В наше время наибольшее художественное значение имеет продукция Кокшанского керамического завода. Там изготавливается художественная посуда, плитки для пола. Им выложены полы в коридорах Казанского университета, в здании Главного вокзала в Вене.


2-й участник. Заслуживают внимание гончарное искусство и кружевоплетение в Рыбной Слободе и в селах на правом берегу Камы. Стекольный завод казанского купца Сайдашева получил широкую известность, а основной центр меховой промышленности – Мамадышский уезд.


3-й участник. Наиболее крупным центром развития татарского ювелирного искусства является Казань. Основная продукция казанских ювелиров – женские украшения (ожерелья, нагрудники, браслеты, серьги) (показ).


4-й участник. Большое значение имеет татарская вышивка. II половина XIX в. – период расцвета «цветочного стиля» (показ). Цветочный букет восходит к понятию «древо жизни» – источник жизни скота и благополучия человека. Распространение получили татарские тканые узорные полотенца (показ).


Учитель. Дорогие гости и участники салона, вот и подошла к концу наша встреча. Спасибо за внимание.

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

БАШКА ЯЗМАЛАР

Ишетми калмагыз

Аудиоязмалар

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


ТӘКЪДИМ ИТӘБЕЗ