Русский язык
Учитель русского языка и литературы Олуязской средней школы Кукморского района Гульназ Назмиева подготовила конспект урока, посвященного теме «Местоимение». Цели урокаПознавательный аспект: повторить...
Учитель русского языка и литературы Олуязской средней школы Кукморского района Гульназ Назмиева подготовила конспект урока, посвященного теме «Местоимение».
Цели урока
Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по теме «Местоимение», проверить уровень усвоения знаний с помощью заданий разного типа, продолжить знакомство учащихся с типами заданий ЕГЭ.
Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции – речь, внимание, критическое мышление, креативность, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени.
Воспитательный аспект: совершенствование навыков межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств, чувства сострадания.
Задачи:
– уметь находить местоимения в тексте и определять их разряды;
– закрепить навыки правописания местоимений;
– употреблять местоимения как средство связи в тексте.
Оборудование: мультимедейный проектор, презентация, песня «Притяжательные местоимения» из «Радионяни», раздаточный материал: буклеты, тесты, отрывки из сочинений.
Межпредметные связи: информатика, музыка, литература.
1. Организационный момент.
– Добрый день, мои дорогие ученики, я очень рада видеть вас и заниматься вместе с вами. Я попрошу вас в листах самоконтроля оценить результаты вашей деятельности на уроке.
2. Введение в тему. Актуализация знаний.
– В латинском языке это слово имело название «прономен». «Про» – это предлог «вместо» и существительное «номен» – «имя», то есть слово «Прономен» буквально означает «вместо имени». Как вы думаете, какая часть речи так называлась?
– Местоимение.
– Почему?
– Так как местоимение заменяет имена существительные, прилагательные, числительные.
– Итак, о чем мы с вами будем говорить на уроке?
– О местоимении.
– Что нам нужно знать о местоимении, чтобы хорошо сдать единый государственный экзамен по русскому языку. Давайте обратимся к заданиям ЕГЭ, при выполнении которых необходимы знания о местоимении.
Работа по презентации.
Слайд 1.
– Какие ошибки вы видите в образовании форм местоимений?
– Неправильная форма притяжательных местоимений, неправильное употребление личных местоимений с предлогами.
– Значит, что мы должны знать?
– Образование форм местоимений (задание 7 ЕГЭ).
Слайд 2.
– С местоимением, которым выражено подлежащее, сказуемое нужно привести в соответствие (задание 8 ЕГЭ).
Слайд 3.
– Какие знания проверяются заданиями 13 и 14 ЕГЭ?
– Умение правильно писать местоимения.
Слайд 4.
– Местоимение – это средство связи предложений в тексте. Нужно знать разряды местоимений (задание 2 и задание 25 ЕГЭ).
Сообщение темы и целей урока.
– Таким образом, тема нашего урока «Местоимение. Подготовка к ЕГЭ». Цели нашего урока: 1) повторить разряды местоимений, правила правописания и образования местоимений; 2) развивать умения правописания и образования местоимений, согласования местоимения в роли подлежащего со сказуемым, употребления в предложениях местоимений как средства связи.
3. Обобщение и систематизация знаний. Закрепление.
– Итак, первое, что нам требуется, – это знание разрядов местоимений. Давайте вспомним разряды местоимений. Если ответ верный, встаем, если ответ неправильный, садимся на свои места.
Вопросы:
– Личных местоимений всего восемь. (Восемь: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.)
– Себя возвратное местоимение. (Да.)
– Вопросительные и относительные местоимения по форме это одни и те же местоимения. (Да.)
– Отрицательные и неопределенные местоимения образуются от относительных местоимений. (Да.)
– Указательные местоимения не изменяются по родам. (Нет, изменяются.)
– Сам, самый, весь, всякий, любой, другой, иной, каждый – определительные местоимения. (Да.)
– Какой разряд был не назван?
– Притяжательные.
– Какие местоимения относятся к этому разряду?
– Послушаем веселую песню из «Радионяни» «Притяжательные местоимения», заметьте, на какие ошибки в речи обращает внимание «Радионяня».
Прослушивание песни.
– Итак, какие ошибки встречаются в речи очень часто?
– Нельзя говорить ихний, евонный, ейный.
– Разряд какого местоимения не был правильно назван?
– Каждый. Это определительное местоимение.
– Ребята, к концу урока мы с вами сделаем буклет-памятку для сдающего ЕГЭ по теме «Местоимение». Теперь откройте буклеты и напишите название разрядов местоимений в соответствующую колонку.
Заполнение буклета (приложение 1).
– А теперь еще раз закрепим наши знания о разрядах местоимений и выполним интерактивный тест на сайте.
Интерактивный тест на сайте.
– Вспомните неопределенные и отрицательные местоимения. По очереди, не повторяясь, проговорите местоимение громко для своей команды и запишите на одном листочке (листочков 12). Ровно через 2 минуты на всех листочках должны быть написаны местоимения.
– Как вы записали неопределенные местоимения с приставкой кое-, с суффиксами -нибудь, -то, -либо? А как пишутся местоимения никакой и некто, никого и некого?
Составляем 2 предложения, используя по три местоимения в каждом предложении. Знакомим товарищей по команде со своим лучшим предложением.
– Как вы написали падежные формы местоимений ни у кого, кое у кого?
– Раздельно.
– По правописанию местоимений вас ожидает ещё одно задание. Это задание 14, где вам нужно различать местоимения и союзы, местоимения и наречия. Откройте ваши буклеты. Там есть подсказка по выполнению задания 14, прочитайте и выполните тест, поставьте себе оценку. (Приложение 2.)
Работа с текстом.
– Вспомните, пожалуйста, что такое текст.
– Текст – это предложения, связанные по смыслу и грамматически. Предложения в тексте посвящены определенной тематике, в тексте есть основная мысль.
– Как связываются предложения в тексте?
– Цепной и параллельной связью.
– Назовите средства связи предложений в тексте.
– Местоимения, лексический повтор, антонимы, синонимы.
– Итак, опять прозвучало слово местоимение. Задание 25 проверяет ваше умение работать со средствами связи в предложении. Откройте ваши буклеты, найдите задание 25. Прочитаем тексты и выполним задание.
– Проблематика этих текстов?
– Поднимается проблема сочувствия.
– Вспомните, в каких произведениях русской литературы звучала тема сочувствия, сострадания?
– Герой рассказа А. Куприна «Чудесный доктор» доктор Пирогов показывает пример сострадания, спасая от гибели семью Мерцаловых.
– Дина, героиня произведения Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», несмотря на национальные различия, помогает солдату Жилину убежать из плена.
– В рассказе А.П. Чехова «Тоска» повествуется о старике Ионе, у которого умер сын. Ему хочется рассказать о своем горе кому-нибудь, но не нашлось такого человека. Иногда одного слова хватает, чтоб выразить свое сочувствие, облегчить горе человека.
– Вспомните Юшку А. Платонова, стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Два богача». В этих произведениях мы видим высшее проявление сочувствия.
– Подчеркните найденное местоимение и номер предложения. В этом задании проверяется ваше знание разрядов местоимений, ваше умение видеть, какое слово замещает местоимение из предыдущего предложения. Редактирование текста. (Приложение 2.)
– Осталось самое последнее задание, где вы должны показать ваши умения употреблять местоимения в письменной речи. Перед вами лежат отрывки из сочинений, где ученик допустил ошибки, попытайтесь исправить эти ошибки и объяснить.
4. Рефлексия.
– Ребята, что у вас получилось хорошо, что еще вам нужно повторить?
– Как вы оценили свою работу на уроке?
5. Домашнее задание
1). По фразеологическому словарю выписать фразеологизмы с местоимениями разных разрядов. 2). Выполнить задания ЕГЭ на виртуальном факультативе.
Продолжение в документе
Комментарийлар