Логотип Магариф уку
Цитата:

Анализ рассказа И.А.Бунина «Холодная осень»

(мастер-класс по русской литературе в IX классе)Равия КУЛИЕВА,учитель русского языка и литературы Актанышской средней школы № 2Цели: привитие умений и навыков выразительного и осмысленного чтения лите...

(мастер-класс по русской литературе в IX классе)

Равия КУЛИЕВА,


учитель русского языка и литературы Актанышской средней школы № 2


Цели: привитие умений и навыков выразительного и осмысленного чтения литературного произведения, умения анализировать лирическое произведение; указать на связь рассказа с биографией самого писателя.


Оборудование урока: книга «И.А.Бунин. Жизнь и творчество»; слайды с портретами, фотографиями писателя; текст рассказа «Холодная осень»; иллюстрации к рассказу (сделанные самими учащимися); книги с рассказами писателя, слайды.


Словарная работа:


Пасьянс – особая раскладка игральных карт по определенным правилам для развлечения или гадания.


Капот – женская домашняя одежда свободного покроя.


Накидка – верхняя одежда без рукавов, род плаща.


Отупение – состояние крайней усталости и безразличия.


Ход урока.


1. Организационный момент.


2. Вступительное слово учителя.


- В сороковые годы И.Бунина начинает интересовать поздний Тютчев, в поэзии которого усиливается мотив воспоминания, мрачные чувства теснят светлые. Поэзия и проза 40-х годов Бунина проникнуты сходными настроениями. В прозе звучит мотив прощания с жизнью. Сердце живет воспоминаниями. Для Бунина эти воспоминания прекрасны. Память дает радость свидания с дорогим, хотя и навсегда ушедшим. Память сохраняет очарование былого:


Как, господи, благодарить


Тебя за все, что в мире этом


Ты дал мне видеть и любить


В морскую ночь, под звездным светом.


Писатель всю жизнь искал ответ на вопрос: что такое человеческая жизнь, в чем ее смысл, как связана она с миром.


Перед нами один из поздних рассказов Ивана Бунина «Холодная осень», который был написан в мае 1944 года. Это рассказ из книги «Темные аллеи». Жена Ивана Александровича Вера Николаевна Муромцева писала: «Эти рассказы появились отчасти потому, что хотелось уйти во время войны в другой мир».


3. Один из учеников кратко излагает содержание рассказа «Холодная осень».


Анализ лирического произведения (рассказ «Холодная осень»).


1. Определите тему рассказа.


2. Определите идею рассказа.


3. Назовите главных героев рассказа.


4. Определите композицию рассказа.


5. Почему рассказ так построен?


- Чтение стихотворения «Холодная осень» А.Фета. (Читает один из учащихся.)


Какая холодная осень!


Надень свою шаль и капот;


Смотри: из-за дремлющих сосен


Как будто пожар восстает.


Сияние северной ночи


Я помню всегда близ тебя,


И светят фосфорные очи,


Да только не греют меня.


7. Язык рассказа. В какой части рассказа больше художественно-изобразительных средств и почему?


8. Назвать художественно-изобразительные средства. (Например, эпитеты: холодная осень, чернеющие сосны, северная ночь, фосфорные очи, черное небо, чистые ледяные звезды, черные сучья, минерально блестящие звезды; олицетворения: пожар восстает.)


9. А какие слова передают состояние героев? (Незначительные слова, преувеличенно спокойные, тайные мысли и чувства, притворная простота…)


10. Где происходят действия? (В саду.)


11. Сад – символ чего? (Родного дома, родины.)


12. “Мы стояли в отупении, чувствуя удивительную несовместимость между нами и окружавшим нас радостным, солнечным, сверкающим изморозью на траве утром».


 - Для чего автор использует антитезу? (Чтобы показать, насколько сильно герои переживали разлуку.)


Выступления учащихся.


1. В апреле 1922 г., уже будучи эмигрантом, Бунин написал строки, обращенные будто к прошлому, но проникнутые живой скорбью прощания с Родиной:


У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.


Как горько было сердцу молодому,


Когда я уходил с отцовского двора,


Сказать прости родному дому!


У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.


Как бьется сердце, горестно и громко,


Когда вхожу, крестясь, в чужой наемный дом


Своей уж ветхою котомкой!


2. В Париже, где поселились Бунины, находилось немало русских писателей, художников, меценатов, приехавших сюда после событий октября 1917 г. Бунины были тепло приняты писателями-эмигрантами. Бунин давал вечера, читал лекции. Материально жизнь уладилась. Но внутреннее бытие по-прежнему было мучительным, если не трагическим. Неоднократно жена писателя Вера Николаевна напишет в дневнике: «Ян чувствует себя слабым, больным, в большой нерешительности. Больше же всего ему хотелось бы уехать в Россию».


Учитель:


- Вернемся к рассказу. Прошло тридцать лет. Что потеряла героиня из того, что имела? (Самых близких, сад, дом, родину.)


 - Как она об этом рассказывает? (Равнодушно: эти 30 лет жизни для нее - «ненужный сон».)


- Какова развязка рассказа? (Ученик читает последний абзац рассказа.)


- Определение жанра произведения и особенностей, характерных жанру «новелла».


- Какое впечатление произвела на вас новелла?


Чтение рецензий учащимися к рассказу «Холодная осень», составленных самими учащимися.


Подведение итогов.

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ