Логотип Магариф уку
Цитата:

Достижения спортсменов Татарстана – наша гордость

(Дидактический материал для комплексного изучения русского языка)Гульшат АХБАРОВА, Тамара СКИРГАЙЛО,профессора ИРО РТ, доктора педагогических наукПреподавание русского языка как государственного в усл...

(Дидактический материал для комплексного изучения русского языка)
Гульшат АХБАРОВА, Тамара СКИРГАЙЛО,
профессора ИРО РТ, доктора педагогических наук

Преподавание русского языка как государственного в условиях ФГОС начального общего и основного общего образования предполагает постановку новых задач в отборе и построении содержания обучения русскому языку. Частичная реализация этих задач возможна при создании нового дидактического материала, который позволит овладеть предметными знаниями и умениями и организовать дифференцированное групповое, парное и индивидуальное обучение.


Именно такими нам кажутся материалы об Универсиаде 2013 года, проведённой в Казани. Они не только помогут сформировать у учащихся предметные и метапредметные умения и навыки, универсальные учебные действия, но и способствуют расширению знаний о спорте, о родной стране, которая принимала летнюю Универсиаду; воспитанию чувства гордости за российских спортсменов, внёсших особый вклад в победу на летних Играх.


 Предлагаем тексты и задания к ним, которые учитель сможет использовать по своему усмотрению. При этом большое внимание должно быть уделено, на наш взгляд, организации самостоятельной учебной деятельности учащихся. А к самостоятельной работе учащиеся стремятся в том случае, если подобран интересный дидактический материал.


 


I.


1. Прочитайте текст, озаглавьте его.


Универсиада – это международные спортивные соревнования, проводимые международной студенческой спортивной федерацией (FISU) среди студентов всего мира. Название происходит от слов «Университет» и «Олимпиада». Таким образом, универсиада – это всемирные студенческие игры или всемирные университетские игры.


Всемирная универсиада – это второе по значимости и представительству Международное спортивное мероприятие после Олимпийских игр.


Основателем студенческих игр был французский педагог и учёный Жан Петижан. Первые международные студенческие соревнования состоялись в 1923 году, когда атлеты нескольких стран собрались в Париже на свою первую спортивную неделю.


Впоследствии в международном спортивном конгрессе университетов приняли участие представители университетов Европы, Азии, Америки, Австралии. И на конгрессе было принято решение регулярно проводить Всемирные студенческие игры. На сегодняшний день в Универсиаде принимают участие страны всего мира.


Организатором Игр на Универсиаде является Международная федерация студенческого спорта, в которую входит 141 государство. Россию в этой организации представляет Российский студенческий спортивный союз.


В 1928 году впервые были проведены зимние игры. Именно на зимней универсиаде 1928 года впервые появился талисман Игр. В настоящее время каждые студенческие игры обязательно имеют собственный талисман. Последними были проведены шестые студенческие игры в Лиллехаммере (Норвегия) в 1939 году.


После окончания войны по инициативе Франции Всемирные университетские игры были возобновлены в 1947 году. Они проводились в рамках Международного фестиваля молодежи и студентов под руководством Международного союза студентов (ИСУ). В 1948 году по инициативе ряда европейских стран была создана Международная федерация университетского спорта (ФИСУ), которая стала устраивать собственные «альтернативные» соревнования – Международные недели университетского спорта. В 1959 году ИСУ и ФИСУ впервые провели единые Всемирные студенческие игры в Турине. В них приняли участие 1400 студентов из 43 стран. Именно тогда по предложению итальянской делегации студентов родилось и новое название Игр – «Универсиада», означающее «универсальность», «единство», «университет».


Задания


2. К какому типу речи и стилю относится этот текст?


3. Объясните значения слов: представительство, атлет, конгресс, регулярно, талисман, альтернативный.                                                                                                                


4. Составьте ответы на вопросы:


1) Что такое Универсиада? От каких слов образовано слово «универсиада»?


2) Кто является основателем студенческих игр?


3) Кто сегодня принимает участие в студенческих играх?


5. Выпишите из текста 3 простых предложения с однородными членами. Какими членами предложения они являются, чем выражены?


6. Выпишите из текста 3 сложноподчиненных предложения. Объясните их.


7. Найдите в тексте собственные имена существительные, объясните их правописание.


8. Напишите словами сочетания существительных с числительными: из 43 стран, 1400 студентов, в 1959 году, 141 государство.


9. Объясните образование слова международный.


10. Разберите по составу слова впервые, название, происходит (по вариантам).


II.


1. Прочитайте текст.


Первая летняя Универсиада прошла в 1959 году в Турине (Италия). В ней приняли участие 985 спортсменов из 45 стран мира. В программу соревнований входило 7 видов спорта: легкая атлетика, баскетбол, фехтование, плавание, теннис, волейбол, водное поло.


Тогда же символ Международной студенческой организации была утверждена как буква «U» в окружении пяти разноцветных звезд, символизирующих пять континентов. Одновременно было решено в честь победителей Игр исполнять студенческий гимн. Это объясняется тем, что были в истории Всемирных универсиад и омраченные политиками моменты, когда в одной стране не желали видеть флаги Корейской Народно-Демократической Республики, в другой Китайской Народной Республики. И чтобы не срывать большой праздник, организаторы договорились с участниками на церемониях награждения включать «Гаудеамус», который неофициально считается во всем мире гимном студентов. Музыка к гимну была написана Иоганном Окенгеймом в 15 веке, текст же окончательно сформировался в конце 18 века.


За время проведения Всемирных универсиад их популярность постоянно растет. Рекорд по количеству участников на летних универсиадах – почти 8000 человек – был установлен на XXIII летней универсиаде в августе 2005 года в Измире (Турция), а рекорд по количеству представленных стран – 174 страны – в 2003 году в Дэгу (Южная Корея). Рекорд по представительству на зимних универсиадах был установлен на Всемирной универсиаде в Инсбруке (Австрия) – 2223 участника из 50 стран.


Существуют зимняя и летняя Универсиады. Эти мероприятия проводятся каждые 2 года, в них принимают участие студенты и аспиранты в возрасте от 17 до 28 лет.


Задания для работы в группах


2. Объясните на примерах значения слов и словосочетания: символ, фехтование, водное поло, церемония, неофициально, популярность.


3. Выпишите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным, объясните в нём знаки препинания, составьте схему.


4. Выпишите сложносочиненное предложение, объясните знаки препинания.


5. Найдите предложение с однородными дополнениями. Чем выражены дополнения? Объясните знаки препинания в предложении.


6. Выпишите причастия со словами, к которым они относятся. Укажите разряд, число и падеж причастий. Какими членами предложения они являются?


7. Разберите по составу слова: победителей, участников, представленных, всемирный (по выбору групп).


8. Составьте к тексту вопросы.


Задания для работы в парах


1. Выпишите из текста: в 1959 году, 985 спортсменов, из 45 стран, в 15 веке, в конце 18 века. Числительные пишите словами. Проверьте друг у друга написанное.


2. Найдите глаголы в неопределённой форме, объясните их правописание. Составьте с ними предложения.


III.


1. Прочитайте текст.


На Универсиадах представители Татарстана впервые участвовали в 1959 году, за эти годы 100 наших земляков приняли участие в летних и зимних Всемирных универсиадах, а более 20 из них стали чемпионами. На летней Универсиаде 2011 г. в Шеньчжене из 476 спортсменов 38 человек представляли Татарстан. В составе сборной Татарстана Казань представляли 28 атлетов, Тетюши – 5, Набережные Челны – двое, по 1 участнику было представлено от Нижнекамска, Бугульмы, Альметьевска. Рапиристка Камилла Гафурзянова из Казани стала двукратной победительницей этих Игр. Легкоатлетка Елена Мигунова, завоевавшая золото в командной эстафете, тоже наша землячка. Она закончила школу в г.Казани, затем Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, после чего поступила в аспирантуру КГУ на юридический факультет. Александр Фурасьев из Тетюш стал дважды призером Универсиады-2011 по стендовой стрельбе. Тяжелоатлет из Казани Андрей Деманов завоевал золотую медаль на Универсиаде в Шеньчжене, был знаменосцем нашей сборной. Кстати, именно он стал первым, кому был присвоен почетный статус Посла Универсиады 2013 года.


На право называться столицей Всемирных студенческих игр 2013 года претендовали Казань (Россия), Виго (Испания) и Гван Джу (Южная Корея). Южнокорейский город считался, пожалуй, сильнейшим конкурентом Казани в борьбе за Универсиаду-2013. Свои голоса за Казань отдали 20 из 27 членов исполнительного комитета Международной федерации студенческого спорта.


Решение о проведении Универсиады в Казани было принято на голосовании Международной федерации студенческого спорта (FISU) 31 мая 2008 года, состоявшемся в Брюсселе. Этому событию предшествовала серьезная борьба за Универсиаду 2011 года, которую Казань уступила китайскому городу Шеньчжень.


В поддержку проведения Универсиады-2013 в Казани 14 татарстанских марафонцев пробежали 4 тысячи километров в рамках сверхмарафона «Казань – Брюссель». Более 90 тысяч подписей было собрано в поддержку проведения соревнований в Казани в ходе сверхмарафона, который стартовал 9 мая в столице Татарстана и финишировал вечером 29 мая в столице Бельгии у здания штаб-квартиры FISU.


XXVII всемирная летняя универсиада 2013 года в г.Казани проходила с 6 по 17 июля 2013 года.


Задания для работы в группах


2. Найдите в тексте предложения с однородными членами, определите их как членов предложения. Какой частью речи выражены? Объясните знаки препинания.


3. Найдите предложение с причастным оборотом. К какому слову в предложении относится причастный оборот?


4. Назовите собственные имена существительные, что они обозначают? Объясните их правописание.


5. Напишите сочинение: 1) «Какие чувства вызвал у меня этот текст?»; 2) «Достижения спортсменов Татарстана – наша гордость»; 3) «Достижения спортсменов России – гордость нашей страны».


IV.


1. Прочитайте текст. Какое чувство вызвало у вас содержание текста?


Универсиада в Казани – это первое спортивное состязание столь крупного масштаба, проводимое в России со времён Олимпийских игр 1980 года в Москве.


В программу Игр 2013 вошли 27 видов спорта – 13 обязательных и 14 дополнительных.


На нынешних студенческих состязаниях был разыгран 351 комплект медалей. Вес одной медали составляет 290 граммов.


Российские спортсмены завоевали на Играх 292 медали, в том числе 155 золотых, 75 серебряных и 62 бронзовых. Большую долю медалей завоевали спортсмены Татарстана, входившие в Российскую сборную. Это 40 медалей: из них 20 золотых, 10 серебряных и 10 бронзовых.


По этим показателям сборная России на Играх-2013 превзошла достижение китайской команды, которая выиграла 75 золотых медалей на домашней Универсиаде 2011 года в Шэньчжэне.


В ходе проведения соревнований было установлено 67 рекордов Универсиады.


Задания


2. Объясните значения слов на примерах: земляк, рапиристка, эстафета, аспирантура, призер, стендовая стрельба, тяжелоатлет, почётный статус, претендовать, конкурент, марафонец.


3. Выпишите предложения с числительными, заменяя цифры словами. На какой вопрос отвечают имена числительные?


4. Укажите собственные имена существительные, объясните их правописание.


5. Найдите в тексте предложение, в котором и подлежащее, и сказуемое выражены существительными. Объясните знаки препинания.


6. Прочитайте предложения с причастными оборотами. Укажите слова, к которым они относятся. На какие вопросы отвечают?


7. Найдите в тексте сложное предложение с придаточным определительным. По каким признакам вы определите вид сложного предложения?


8. Назовите предложения с однородными членами. Какой частью речи выражены в них однородные члены? Докажите.


9. Найдите в тексте глаголы, определите в них приставки. Назовите глагол с несколькими приставками.


10. Прочитайте числительные в сочетании с существительными. Определите разряд числительных. Какие числительные употреблены в тексте: простые, сложные, составные?


11. Выпишите из текста цифровые доказательства достижений российских спортсменов. Сколько медалей завоевали спортсмены Татарстана, входившие в Российскую сборную?


12. Как вы назвали бы этот текст?


13. Используя выписанные данные, перескажите содержание текста.


V.


1. Прочитайте текст, озаглавьте его. Определите тип и стиль речи.


Деревня Универсиады — построенный в южной части города жилой микрорайон для проживания участников и официальных лиц во время проведения Универсиады, который до и после неё используется как кампус Казанского федерального университета. В Деревне располагаются Международный административно-информационный центр, а также первый в мире Музей Универсиады. С момента открытия в 2010 году Деревня обеспечила проведение около 400 различных спортивных и культурных мероприятий, в том числе студенческих и прочих международных чемпионатов по футболу, волейболу, шахматам и другим видам спорта. Деревня содержит всю необходимую инфраструктуру, а также имеет благоустроенную ограждённую территорию и пропускной режим. На время Универсиады в Деревне устроен самый большой временный павильон, когда-либо созданный в России, площадью 12 тысяч квадратных метров для ресторана с несколькими кухнями.


 29 июня 2013 года состоялось торжественное открытие Деревни Универсиады, в котором приняли участие президент Татарстана Рустам Минниханов, мэр Казани Ильсур Метшин, министр спорта Российской Федерации Виталий Мутко и президент Российского студенческого союза Олег Матицын. Стоимость строительства Деревни составила 14,4 миллиарда рублей.


Задания


2. Объясните на примерах: кампус, административно-информационный центр, официальные лица, инфраструктура, благоустроенная территория, павильон.


3. К какому виду сложных предложений относятся 1-е предложение? Объясните в нём знаки препинания.


4. Найдите предложение с причастным оборотом, определите, на какой вопрос он отвечает, к какому слову относится.


5. Прочитайте предложения с однородными членами. На какие вопросы отвечают эти однородные члены, какой частью речи выражены?


6. Выпишите из текста прилагательные с теми словами, к которым они относятся, определите их разряд.


7. Разберите по составу слова: проживания, проведения, располагаются, необходимую (по выбору учащихся).


8. Назовите глухие согласные в словах: официальных, обеспечила.


VI.


1. Прочитайте текст.


Универсиада в Казани привлекла внимание всей мировой общественности. Впервые в истории Всемирных летних Универсиад трансляция Игр в Казани осуществлялась сразу в более 100 странах. Игры транслировали 3 российские телекомпании и 13 международных СМИ. Было аккредитовано свыше 1350 журналистов, 1711 телерадиовещателей.


Международный вещательный центр функционировал с 29 июня по 18 июля.       Главный пресс-центр располагался на стадионе «Казань-Арена» и круглосуточно работал с 3 по 18 июля.


В летней Универсиаде-2013 приняли участие 11778 человек из 160 стран мира. В Казань в рамках проведения Игр прибыло более 150 тысяч гостей и туристов. Всемирная аудитория телезрителей, следивших за событиями Универсиады, составила около 3 миллионов человек.


В грандиозной церемонии открытия приняли участие 1270 артистов, 7000 спортсменов, 43000 зрителей, телеаудитория составила более одного миллиарда человек. Эти 211 минут транслировали 7 телекомпаний.


 События Универсиады активно освещались в интернете. Это 3555137 уникальных посетителей официального сайта Универсиады-2013, 2074440 просмотров страниц. Сайт работал на трёх языках, 3354 переведённой новости, 1748 переведённых материалов. Всё происходящее на Играх активно освещали журналисты. Ими сделаны 2742 интервью, 241 пресс-конференция разного уровня и тематики, в пресс-конференциях приняли участие 1782 журналиста.


Задания


2. Объясните на примерах значения слов и словосочетаний: привлечь внимание, мировая общественность, аккредитовать, телерадиовещатели, вещательный центр, функционировать, грандиозная церемония, уникальные посетители, официальный сайт, пресс-конференция, интервью.


3. Выпишите сложные слова, выделите в них корни.


4. Выпишите числительные с существительными, заменяя цифры словами.


5. Назовите разряд числительных по значению. Какими членами предложения они являются? Укажите их падеж.


6. Подготовьтесь к выступлению в роли журналиста, используя выписанные данные, расскажите туристам о трансляции Игр в Казани.


VII.


1. Прочитайте текст.


В подготовке к мировому спортивному событию в Казани Универсиада-2013 организаторы решили предоставить жителям и гостям города возможность не только поддержать любимых спортсменов на трибунах, но и насладиться произведениями искусства и мероприятиями. «Pro Город» составил путеводитель по Универсиаде. Например, прогуляться по самой короткой улице Казани.


На берегу озера Нижний Кабан в Старо-Татарской слободе можно найти самую короткую улицу в Казани – её длина составляет всего 100 метров! В самом узком месте ширина улицы и вовсе 3,5 метра. Улица Кунче предназначена для пешеходов и украшена стилизованными скамейками, фонарными столбами, широкими ступенями в старинном стиле, декоративными нишами с кожевенными изделиями и соответствующим инструментом.


Задания


2. Объясните на примерах: слобода, стилизованные скамейки, в старинном стиле, декоративные ниши с кожевенными изделиями.


3. Как вы поняли выражение «насладиться произведениями искусства»?


4. Из каких предложений в основном состоит этот текст? Охарактеризуйте эти предложения.


5. Найдите в тексте сложносочинённое предложение, объясните в нём знаки препинания.


6. Найдите в тексте существительные, обозначающие названия, объясните их правописание.


7. Найдите в тексте относительные прилагательные, объясните их правописание.


8. Просклоняйте сочетание 3,5 метра.


9. Найдите в тексте союзы, объясните их правописание (1-я группа).


10. Найдите в тексте предлоги, объясните их правописание (2-я группа).


11. Составьте к тексту вопросы.


12. Дайте название тексту.


VIII.


1. Прочитайте текст.


Двое казанских школьников стали героями Цирка дю Солей. Каждый вечер в парке Универсиады проходило уличное шоу Цирка дю Солей. На манеже с мастерами главные роли в шоу исполняли 11-летние казанцы – Азат Салахов и Эльвина Шарипова. Их отобрали на специальном кастинге, они – лучшие из лучших.


Оба участника имели спортивную подготовку и до участия в шоу. Девочка занимается гимнастикой, мальчик с шести лет ходит в цирковую школу.


Задания


2. Как вы понимаете уличное шоу, манеж, кастинг. Составьте предложения.


3. Произведите синтаксический разбор предложения: Их отобрали на специальном кастинге, они – лучшие из лучших. Объясните знаки препинания.


4. Укажите в каждом предложении главные члены. Чем они выражены?


5. Выпишите из текста дополнения (1-я группа), определения (2-я группа), обстоятельства (3-я группа). Какой частью речи они выражены?


6. Найдите в тексте собирательные числительные. Каким членом предложения они являются?


7. Просклоняйте по падежам: двое школьников, оба участника.


8. Напишите словами 11-летние казанцы.


9. Определите твёрдые и мягкие согласные в словах: героями, специальном, лучшие.


10. Как вы назовёте этот текст?


11. Как вы думаете, какими качествами личности обладают Азат Салахов и Эльвина Шарипова?


IX.


1. Прочитайте текст.


Сборная России по синхронному плаванию победила на летней Универсиаде-2013 с триумфом, завоевав золотые медали под шквал аплодисментов зрителей на трибунах. Этот отчаянный ритм тысяч ладоней болельщиков, вскочивших на ноги, заменил музыкальное сопровождение, которое вдруг резко оборвалось на последней минуте выступления наших девчат.


В первые секунды сбоя техники зал замер, в недоумении наблюдая, как спортсменки в полной тишине продолжают выполнять программу, поражая своими отточенными и уверенными движениями.


– Да что же это такое, что же это такое…, – растерянно всё повторяла зрительница. – Ну прямо как у Родниной!


Действительно, случай, произошедший с легендарной парой советских фигуристов Ириной Родниной и Александром Зайцевым, – самый известный в спортивной истории нашей страны. Тогда на чемпионате мира по фигурному катанию 1973 года в Чехословакии в середине выступления советской пары Родниной и Зайцева неожиданно отключилась музыка. Тем не менее, оба спортсмена не прервали выступления и откатали программу под аплодисменты, выиграв в итоге золотые медали.


 Вот и во Дворце водных видов спорта эта история повторилась точь-в-точь. Причём к счастью – с абсолютно таким же финалом. Восьмеро синхронниц, откатав с блеском программу, вышли из воды с гордо поднятыми головами. (В. Дынник)


Задания


2. Как вы понимаете синхронное плавание, триумф, шквал аплодисментов, отчаянный ритм, поражая отточенными движениями, легендарная пара, откатали программу?


3. Прочитайте предложения с деепричастными оборотами, объясните знаки препинания.


4. Произведите синтаксический разбор одного из предложений с деепричастным оборотом (по выбору учащихся).


5. Укажите, какими членами являются в этих предложениях деепричастные обороты.


6. Найдите в тексте прямую речь, объясните правописание.


7. Найдите в тексте указательные местоимения, охарактеризуйте их. Составьте с ними предложения.


8. Найдите в тексте определения. Какой частью речи они выражены?


9. Просклоняйте восьмеро синхронниц.


10. Разберите по составу слова недоумение, отточенный, спортсменка (по выбору учащихся).


11. Укажите в словах суффиксы вскочивших, повторилась, произошедший.


12. Что вы знаете об Ирине Родниной и Александре Зайцеве?


13. Какое чувство вызывает этот текст у вас?


14. Как бы ты рассказал своим друзьям о победе по синхронному плаванию на летней Универсиаде-2013?


X.


1. Прочитайте текст. Для какого стиля речи характерен этот текст?


В 2011 году в китайском Шэньчжэне прошли первые в истории студенческих Игр соревнования по тяжёлой атлетике. Разыгрывались медали в 15 категориях (8 – у мужчин, 7 – у женщин).


Перед Универсиадой в Казани Заслуженный мастер спорта СССР 1976 года, чемпион Олимпийских игр 1976 года в полулегком весе, тренер Николай Колесников отметил:


– На Универсиаде будут соревноваться тяжелоатлеты более чем из 50 стран. В более малой весовой категории стоит обратить внимание на азиатских спортсменов. Например, из Китая. Там тяжелоатлеты всегда являются сильными соперниками. Из более тяжёлой категории – иранцы, спортсмены из европейских стран. Из США приедет полный состав, это тоже нашим тяжелоатлетам стоит учитывать. А что касается сборной России, то она состоит из ведущих спортсменов. Все они будут в хорошей форме на Универсиаде. В нашей стране очень высокие требования в тяжёлой атлетике, поэтому третье или даже второе место нас не устроит, будем бороться только за золото. Наши студенты-тяжёлоатлеты высоко котируются, и все ребята будут стараться, чтобы не подвести страну.


 Кстати, во время соревнований по тяжёлой атлетике на Универсиаде в одном из перерывов провели силовое шоу от русского богатыря. В программе шоу: скручивание стального прута в четыре кольца, самой толстой сковороды в трубочку, разрывание телефонного справочника, надувание до разрыва грелки.


Задания


2. На примерах объясните: тяжёлая атлетика, категория, соперники, ведущие спортсмены, высоко котируются, силовое шоу.


3. Найдите в тексте простые распространённые предложения без сказуемого. Объясните знаки препинания.


4. Выпишите из текста сложные слова, объясните их образование.


5. Выпишите из текста качественные (1-я группа) и относительные (2-я группа) прилагательные. Чем они отличаются? Какими членами предложения они являются?


6. Найдите в тексте порядковые числительные. К каким словам они относятся? Поставьте к ним вопросы.


7. Определите окончания в словах: Олимпийских, полулегком, азиатских, ведущих, перерывов, разрывание.


8. Можем ли мы назвать патриотом России Николая Колесникова? Докажите свою точку зрения.

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ