Древний Восток
(Внеклассное мероприятие по истории. V класс)Адиля ХАЙДАРОВА, учитель истории и обществознания I квалификационной категории средней школы №24 г.АльметьевскаОгромную роль в воспитании учащихся играют в...
(Внеклассное мероприятие по истории. V класс)
Адиля ХАЙДАРОВА,
учитель истории и обществознания I квалификационной категории средней школы №24 г.Альметьевска
Огромную роль в воспитании учащихся играют внеклассные мероприятия по предмету. Они помогают проявить индивидуальные способности ребят, умение работать в группах, развивать чувство коллективизма. В нашей школе – это традиция. Для участников обязательным является творческий подход к решению поставленной задачи. Это вызывает живой интерес как участников мероприятия, так и зрителей, которые представляют свои творческие проекты. На мероприятие приглашаются учащиеся старших классов, родители, учителя-предметники. Мероприятие проводится в торжественной обстановке в форме интеллектуальной игры «Умники и умницы».
Цель игры: обобщить и систематизировать знания по теме «Древний Восток». выявить лучших знатоков истории среди V классов.
Воспитательная задача: воспитать интерес к предмету, к поиску дополнительных материалов по истории; убедить учеников через игру, что знания – это сила.
Оборудование: эмблема, портреты Конфуция, Тутанхамона; творческие работы учащихся; три дорожки – зеленая, желтая, красная: медали для участников игры, стол для Ареопага.
Ход мероприятия
Ведущий. Уважаемые гости, ребята! Позвольте представить членов ареопага, игроков, пожелать им удачи и везения. Мы начинаем нашу игру.
I. Конкурс по русскому языку.
Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.
1. Из-за д…лекого г…ризонта н…слись и прибл…жались ни…кие обл…ка.
2. Р…ка покрылась пузыр…ками когда спл…шной п…лосой хлес…нул прол…вной дождь.
3. Ре…кие капли д…ждя п…дали на з…млю и в каждой капл… отр…жалось солнце.
(Члены Ареопага проверяют работы и оглашают результат.)
II. Конкурс красноречия.
Темы для агонистов:
1. «Я случайно попал в Египет» – 1-й агон.
2. «Индия – страна лотоса» – 2-й агон.
3. «Китай» – 3-й агон.
(Ареопаг подводит итоги и выявляет победителей по результатам двух конкурсов.)
Три дорожки.
Зеленая дорожка – 4 этапа. Можно ошибаться два раза.
Желтая дорожка – 3 этапа. Можно ошибаться один раз.
Красная дорожка – 2 этапа. Ни разу ошибаться нельзя, если ошибся, то предлагается блиц.
(Участник, занявший I место, выбирает дорожку по цвету первым. Участник, занявший II место, выбирает дорожку по цвету вторым. Третьему участнику достается оставшаяся дорожка.)
I агон.
Задание для 1-й группы участников. Что означают эти термины?
Зеленая дорожка. Шадуф. (Приспособление для полива садов и огородов.)
Желтая дорожка. Иероглифы. (Знаки – рисунки.)
Красная дорожка. Шудры. (Слуги, одна из каст – четвертая.)
Задание. Выбор темы:
1. Письменность. 2. Правители. 3. Изобретения. 4. Религия. 5. География. 6. Мудрецы Востока. 7. Военное дело 8. Мифы. 9. Крылатые выражения.
Блиц для красной дорожки
1. На чем писали в Индии? (На пальмовых листьях.)
2. В какой стране впервые появился сахар? («Сакхара», Индия.)
(Определяется 1-й полуфиналист.)
II агон.
Задание для 2-й группы участников. Что означают эти термины?
Зеленая дорожка. Фараон. (Правитель Египта.)
Желтая дорожка. Сфинкс. (Это тело льва с головой человека.)
Красная дорожка. Рельеф. (Выпуклое изображение на камне.)
Блиц для красной дорожки
1. Что такое Библия? (Книга.)
2. В какой стране научились выращивать чайные кусты? (Китай.)
3. Какой народ придумал шахматы и арабские цифры? (Индийский.)
(Определяется 2-ой полуфиналист.)
III агон
Задание для 3-й группы участников. Что означают эти термины?
1. Пирамида. (Гробница фараона.)
2. Саркофаг. (Резной каменный гроб.)
3. Обелиск . (Каменные «иглы фараонов».)
Блиц для красной дорожки
1. В какой стране впервые появилась монета отчеканенная из золота и серебра в VII веке до н.э.? (Лидия.)
2. Что такое мумия? (Высушенное тело обмотанное бинтами.)
3. Где были изобретены бумага и компас? (В Китае.)
(Определяется третий полуфиналист.)
Финал.
Задания на финал.
1. Какое второе название имели страны: Египет. (Кемет, Та-Кемет или Черная земля.) Китай. (Поднебесная.) Двуречье. (Мессопотамия, Междуречье.)
2. Какая страна в Персидской державе имела женское название? (Лидия.)
3. Столицу какого в древности государства называли «логовищем львов» и «город львов»? (Ниневия, Ассирия.)
Блиц.
1. В чем была сила Самсона? (В волосах.)
2.За сколько дней бог создал землю? (6 дней.)
3.В чем был секрет добывания пурпурной краски? (На дне моря были раковины с улитками из которых делали пурпурную краску.)
Египет.
1. Как звали французского ученого, который разгадал тайну египетской письменности? (Шампольон.)
2. Фараон, чья гробница сохранилась до наших дней в первозданном виде? (Тутанхамона.)
3. В виде кого изображали богиню неба? (Коровы.)
4. Самая высокая пирамида? Какова ее высота? (Пирамида Хеопса была построена в 2600 г. до н. э., 1500 м.)
Китай.
1. На чем писал китайский мудрец Конфуций? (На бамбуковых дощечках.)
2. Конфуций считал, что воспитанного человека можно узнать по… (манерам).
3. Чем китайские иероглифы отличаются от египетских? (Китайские означают целое слово.)
4. Какое сооружение в Китае видно из космоса? (Великая китайская стена.)
Ассирия.
1. Сколько ног было у ассирийского быка и как ассирийцы изображали его? (Изображали с человеческим лицом, крылатым и с пятью ногами.)
2. В 612 г. до н.э. Ниневия была осаждена союзниками и захвачена. Кем? (Мидийцами.)
3. Найдя библиотеку Ашшурбанапала, ученые восстановили миф … (о потопе), сказание о…(Гильгамеше).
4. В VIII –VII вв. до н.э. ассирийские цари завоевали…(Вавилон, Тир, Библ, Сидон, часть Палестины).
Персидская держава.
1. Как Кир убедил персов воевать с мидийцами? (Приказывал каждому очистить большой участок с колючим кустарником.)
2. При Дарии I было много тайных осведомителей, которых называли… (глаза и уши царя).
3. Страна египтян – … (Египет), страна китайцев – … (Китай), страна персов – (Персида).
(Определяется победитель. Награждение. Берется интервью у победителя.)
Приложение
Задания по темам и их ответы.
Письменность: как называется…
1. Письмо, основанное на передаче звуков специальными знаками – рисунками. (Иероглифы.)
2. Письмо, основанное на передаче звуков специальными значками – клинышками. (Клинопись.)
3. Письмо, основанное на передаче звуков согласных. (Буквенное.)
4. Как появилось выражение писать с красной строки и где? (В Египте, выделяли начало новой мысли красной краской.)
Правители: где правили и чем знамениты?
1. Хаммурапи. (Вавилон, законы.)
2. Тутмос III. (Египет, завоевания.)
3. Соломон. (Мудрость.)
4. Ашшурбанапал. (Ассирия, библиотека.)
5. Ашока. (Объединение страны, Индия.)
6. Цинь Шихуанди. (Великая китайская стена.)
7. Кир и Дарий I. (Персидская держава, создание огромной державы.)
Изобретения.
1. Материал для письма, изобретенный в Древнем Китае. (Бумага.)
2. Прибор похожий на ложку, помогавший китайским купцам не заблудиться. (Компас.)
3. Египтяне придумали сосуд с маленьким отверстием внизу: сколько воды выливалось, столько и …(времени и утекло, водяные часы).
Религии.
1. Этого бога египтяне считали главным, могущественным и прекрасным. (Ра.)
2. Эту богиню-покровительницу женщин и их красоты египтяне изображали в виде черной кошки. (Бастет.) 3. Этот бог в Древнем Египте был богом пустыни, бурь и непогоды. (Сет.)
Географические названия.
1. Египет расположен…(в северо-восточной Африке).
2. Где находится Двуречье…( в Западной Азии).
3. Индия находится…(в Южной Азии)).
4. Китай расположен… (в Восточной Азии).
5. Финикия расположена…(на восточном побережье Средиземного моря).
Мудрецы Востока.
1. Юный царевич, живший в прекрасном дворце и даже не предполагавший, что существует горе, боль и смерть. Но однажды он понял, что старость неизбежна, что не вечно будет здоров, задумался о смерти и решил стать отшельником. (Гаутама.) 2. Жил за 5 веков до н.э., излагал содержание старинных книг. «Благородный человек винит себя, а ничтожный других», - говорил он. «Нужно соблюдать те порядки, которые установлены с давних времен». (Конфуций.)
Военное дело.
1. В какой стране в середине в II тысячелетия до н.э. стали использовать боевые колесницы? (В Египте.)
2. Впервые широко стали использовать конницу при сражениях… Кто? (Ассирийцы.)
3. Как называется сооружение для взятия крепостей? (Таран.)
4. Кто придумал средство для переправы через реки и какое?
Крылатые выражения.
Как возникли крылатые выражения и в каких случаях их можно употреблять сейчас?
1.«Вавилонское столпотворение»
2. «Труба иерихонская»
3. «Соломоново решение»
4. «Валтасаров пир»
5. «Богат как Крез»
6. «Ноев Ковчег»
7. «Двенадцать колен Израилевых»
Мифы.
1. Бог сотворил чудесный райский сад и в нём поселил первого человека. (Миф о первых людях.)
2. Спустя много дней вода стала убывать и вершина горы Арарат поднялась над водной. Пучиной. (Миф о всемирном потопе.)
3. Однажды Сет явился на пир в царский дворец. Слуги несли за ним большой роскошный гроб. (Миф о Осирисе и Исиде.)
4. Когда-то все люди говорили на одном языке и жили вместе между реками Тигр и Евфрат. (Миф о «вавилонском столпотворении».)
Комментарийлар