Факторы и барьеры саморазвития инновационного мышления учителей естественнонаучного профиля
Юлия ШРЕТЕР,доцент отделения управления и экономики образовательных учреждений ПМЦПКиППРО КФУ, кандидат педагогических наукНовые требования в порядке аттестации на высшую квалификационную категорию мо...
Юлия ШРЕТЕР,
доцент отделения управления и экономики образовательных учреждений ПМЦПКиППРО КФУ, кандидат педагогических наук
Новые требования в порядке аттестации на высшую квалификационную категорию мотивируют учителя к инновационно-педагогической деятельности. Это молодая наука, в России ее основы начали разрабатываться только в конце 80-х гг. прошлого века, т.е. немногим более 25 лет назад. И её методология находятся все еще в стадии активной научной разработки.
И по поводу этой науки существуют различные мнения. Так, например, Н.К.Чапаев считает, что на эти инновационные поиски в педагогике сегодня возлагают настолько серьезные надежды, что это позволило философам определить их как «характерные для деятелей образования суеверия, некую педагогическую алхимию, обещающую вот-вот все превратить в золото или драгоценные камни» [5, с.92].
«Инновация педагогическая» в современной литературе определяется как целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.
Различают частнометодический, методический и общедидактический уровни инноваций.
Частнометодический уровень имеют инновации, результаты которых важны для решения частных практических вопросов, связанных с методикой преподавания, обучения или воспитания. Методический уровень практической значимости имеют инновации, результаты которых важны для решения общих вопросов методики преподавания, обучения и воспитания. Общедидактический уровень практической значимости имеют инновации, значение которых распространяется на многие предметы, на всю область дидактики или теорию воспитания.
В соответствии с определением термина «инновации» обычно подразумевают внедрение этих новых (и полезных!) элементов в учебный процесс в системе образовательного учреждения:
- цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;
- стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;
- систему контроля и оценки уровня образования;
- систему финансирования;
- учебно-методическое обеспечение;
- систему воспитательной работы;
- учебный план и учебные программы;
- деятельность учителя и обучающегося.
В процессе развития инноваций, учитывают:
- абсолютную новизну (отсутствие аналогов и прототипов);
- относительную новизну;
- псевдоновизну (оригинальничание), изобретательские мелочи [4] .
Инновационно-образовательная деятельность педагога это творческая деятельность, связанная с решением инновационных задач его желание заниматься инновационной деятельностью идет тремя путями:
- Возникновение потребности-убеждения в инновационной деятельности.
- Формирование установки на инновационную деятельность.
- Бессознательное стремление к инновационно-образовательной деятельности, самообразованию.
Инновационно-педагогическое мышление определяют как «интегративно включающее в себя системное, креативное, критическое и рефлексивное направление на поиск и внедрение уже существующих педагогических инноваций или на разработку применимых собственных педагогических инноваций в образовательной деятельности»[4].
В процессе своей инновационной педагогической деятельности педагог решает следующие задачи:
- использование новой информации;
- введение новых методов, технологий в обучение;
- введение новых методов, технологий в воспитание;
- освоение новых методов, технологий мониторинга качества образования;
- использование передового педагогического опыта;
- освоение новых методов, технологий мониторинга качества воспитания;
- разработка и освоение новых форм и методов обучения;
- использование ИКТ;
- развитие учащихся;
- разработка и освоение новых форм и методов обучения;
- воспитание учащихся;
- информационно-методическое обеспечение образования;
- планирование и организация педагогического эксперимента
- разработка контрольно-измерительных материалов;
- разработка педагогической концепции инновации;
- [2].
Это хорошо отражено в определении творческой самореализации учителя И.В. Золотухиной «Творческая самореализация учителя - это включение его в педагогическое творчество, в процессе которого учитель осуществляет творческие замыслы в решении инновационных задач, позволяющих личности максимально полно реализовать свои способности» [1, с.52]. Решение инновационных задач это, прежде всего, нахождение эффективных способов решения сложных требующих больших усилий творческих задач. А развитие инновационного мышления педагога это, прежде всего развитие его креативного мышления. Все эти категории подчиняются и выводят нас на теорию развития и саморазвития творческих качеств, теорию творческого саморазвития и творческой самореализации личности (В.И.Андреев).
Для творческой самореализации педагога в инновационно-образовательной деятельности характерна многомерность: это творческая деятельность педагога по осуществлению творческих замыслов (процесс творческой самореализации), с другой стороны, это синтез способностей, позволяющих личности педагога полностью мобилизоваться и реализовать себя в соответствующем виде деятельности.
Принцип многомерности к рассмотрению сущности и природы саморазвития инновационного мышления и творческой самореализации педагога в условиях инновационного образования приводит нас к реальному составлению ее из двух частей: инвариантной и вариативной. Под инвариантной моделью саморазвития инновационного мышления и творческой самореализации педагога мы рассматриваем научно-обобщенную, нормативную характеристику, обобщенно-научную норму данного процесса. В условиях современного образовательного учреждения, педагог может творчески самореализовать себя как педагог-исследователь, как воспитатель-исследователь и как методист-исследователь. Эти направления саморазвития инновационного мышления и творческой самореализации являются вариативной частью, а сам процесс осуществления творческого замысла в условиях инновационного образования, а также потребности-способности к саморазвитию инновационного мышления педагога и творческой самореализации - инвариантной частью [1].
Таким образом, инвариантная часть представляет собой необходимый «комплект» потребностей-способностей к саморазвитию инновационного мышления. Это: ценностные ориентации, личностные качества, свойства характера. Потребности-способности к развитию и саморазвитию инновационного мышления базируются на профессиональной и методологической культуре педагога и обеспечивают, с опорой на профессиональные компетенции, педагогу высокую результативность творческой самореализации во всех основных видах деятельности. И поскольку развитие личностных социально-профессиональных особенностей педагога – и как процесс, и как результат ее развития, – происходит под влиянием наследственности, среды и образования, мы выходим на зависимость личностных социально-профессиональных особенностей, (которые формируют потребности-способности) педагога от наследственности, среды и образования (Ю.К.Бабанский) [3].
Следует подчеркнуть, что потребности-способности к саморазвитию инновационного мышления являются одним из главных компонентов творческой самореализации педагогов в условиях инновационного образования и выступают как синтез способностей личности к целенаправленной творческой деятельности.
Опираясь на И.В. Золотухину перечислим способности к творческой самореализации педагога в инновационно-образовательной деятельности: способность к творческому саморазвитию; способность к творческой деятельности; способность видеть инновационную проблему; способность к прогнозированию; способность к внедрению инновации; способность к исследовательской работе; способность к программированию своей деятельности; способность к генерированию инновационных идей; способность к творческой рефлексии; способность к воплощению творческого замысла.
Рассмотренный компонентный состав творческой самореализации педагога позволяет утверждать, что следует развивать инвариантную составляющую творческой самореализации – способности к развитию и саморазвитию инновационного мышления, Так как они являются устойчивым ядром и обеспечивают творческую рефлексивную деятельность педагога.
Базовой основой эффективной инновационно-образовательной деятельности являются факторы и барьеры развития и саморазвития инновационного мышления педагога. Это такие личностные социально-профессиональные особенности педагога, которые имплицированны в содержание образования и интегрированы в технологии инновационного обучения:
- участие или авторская разработка концепции развития образовательных учреждений;
- участие в работе инновационных площадок;
- участие в различных конкурсах инновационных педагогических проектов;
- подготовка учебно-методических пособий, научных публикаций, работа над кандидатской или докторской;
- повышение квалификации в условиях стажировок в инновационно-образовательных учреждениях в России и (или) за рубежом;
- подготовка и проведение инновационных уроков, лекций, семинаров и других видов и форм учебных занятий и воспитательных мероприятиях;
- участие в научных семинарах, педагогических конференциях, круглых столах;
- освоение новых педагогических теорий, идей, концепций;
- общение с творческими инновационно-ориентированными людьми;
- поиск резервных возможностей качества образования, воспитания;
- стремление и способности к максимальной творческой самореализации;
- систематическое саморазвитие, ориентация на профессионально-творческое саморазвитие;
- творческий, доброжелательный микроклимат в педагогическом коллективе;
- систематическая ориентация администрации учебного заведения на инновации в образовании.
Эффективность инновационно-образовательной деятельности и как само собой разумеющееся при этом творческое саморазвитие педагога возможно лишь при осуществлении умения преодолевать барьеры к развитию и саморазвитию инновационного мышления.
Согласно опросам учителей естественнонаучного профиля всего лишь 10-15% педагогов участвуют в ииновационной деятельности. Этот низкий процент, согласно анкетированию связан с отсутствием необходимой мотивации или не желанием заниматься инновационной творческой деятельностью, что является существенным барьером в развитии и саморазвитии инновационного мышления.
В процессе руководства республиканскими инновационными площадками «Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования (направления химия, биология)» и «Модели организации внеурочной деятельности школьников в соответствии с требованиями ФГОС ООО» нами были проанализированы инновационные разработки учителей естественнонаучного профиля, и были выявлены профессионально-педагогические барьеры творческого саморазвития педагогов в условиях инновационной деятельности:
- недостаточно умений творчески использовать или адаптировать опыт коллег;
- недостаточность интереса к педагогическим инновациям;
- недостаточность методологической и исследовательской культуры;
- недостаточность способностей к самоорганизации и самоуправлению, а отсюда и перспективного плана саморазвития;
- недостаточность творческой инициативы;
- отсутствие хорошо спланированной опытно-экспериментальной работы;
- отсутствие возможности связи с наукой (в школе или ссузе);
- недостаточность грамотности руководящего состава;
- и очень часто непонимание смысла понятия «педагогическая инновация».
Можно добавить, что барьерами развития и саморазвития инновационного мышления педагога так же служат:
- низкая квалификация;
- недостаточный уровень инновационной направленности учебного заведения;
- низкий уровень заработной платы;
- отсутствие информации об инновационных технологиях организации учебно-воспитательного процесса;
- слабая учебно-материальная база;
- отсутствие умений и навыков планировать и организовывать свою экспериментально-исследовательскую деятельность;
- низкий уровень творческого потенциала.
Анализ социального статуса учителей естественнонаучного профиля показывает, что большинство из них (особенно молодых) не видят особых социальных перспектив в профессии педагога. Складывается тенденция падения социального и культурного статуса педагога в обществе. Поэтому у большинства из них потеряны прежние и не выстроены новые ориентиры собственно профессиональной карьеры педагога.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующий вывод, что факторы и барьеры развития и саморазвития инновационного мышления учителей естественнонаучного профиля при недостаточности условий для их позитивного проявления становятся препятствующими барьерами, тормозящими эффективную творческую самореализацию, и эффективное развитие и саморазвитие инновационного мышления педагога.
Литература
- Золотухина И.В. Сравнительный анализ творческий самореализации учителей инновационных и традиционных школ: дисс.на соиск. кандидата пед. наук. – Казань: Казанский государственный университет, 1997. – 172с.
- Кульбеда В.В. Задачный подход к саморазвитию педагогических компетенций учителя в инновационной деятельности: дисс. ... кандидата пед. наук. – Казань: Казанский государственный университет, 1997. – 200 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методологические основы.– М.: Просвещение, 1982. – 192с.
- Реан, А.А. Психология и педагогика: учебник для вузов / А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с.
- Чапаев Н.К. Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции: дисс. ... доктора пед. наук. – Екатеринбург, – 350 с.
Комментарийлар