Логотип Магариф уку
Цитата:

Факторы и барьеры саморазвития инновационного мышления учителей естественнонаучного профиля

Юлия ШРЕТЕР,доцент отделения управления и экономики образовательных учреждений ПМЦПКиППРО КФУ, кандидат педагогических наукНовые требования в порядке аттестации на высшую квалификационную категорию мо...

Юлия ШРЕТЕР,


доцент отделения управления и экономики образовательных учреждений ПМЦПКиППРО КФУ, кандидат педагогических наук


Новые требования в порядке аттестации на высшую квалификационную категорию мотивируют учителя к инновационно-педагогической деятельности. Это молодая наука, в России ее основы начали разрабатываться только в конце 80-х гг. прошлого века, т.е. немногим более 25 лет назад. И её методология находятся все еще в стадии активной научной разработки.


И по поводу этой науки существуют различные мнения. Так, например, Н.К.Чапаев считает, что на эти инновационные поиски в педагогике сегодня возлагают настолько серьезные надежды, что это позволило философам определить их как «характерные для деятелей образования суеверия, некую педагогическую алхимию, обещающую вот-вот все превратить в золото или драгоценные камни» [5, с.92].


 «Инновация педагогическая» в современной литературе определяется как целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.


Различают частнометодический, методический и общедидактический уровни  инноваций.


Частнометодический уровень имеют инновации, результаты которых важны для решения частных практических вопросов, связанных с методикой преподавания, обучения или воспитания. Методический уровень практической значимости имеют инновации, результаты которых важны для решения общих вопросов методики преподавания, обучения и воспитания. Общедидактический уровень практической значимости имеют инновации, значение которых распространяется на многие предметы, на всю область дидактики или теорию воспитания.


В соответствии с определением термина «инновации» обычно подразумевают внедрение этих новых (и полезных!) элементов в учебный процесс в системе образовательного учреждения:



  • цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;

  • стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;

  • систему контроля и оценки уровня образования;

  • систему финансирования;

  • учебно-методическое обеспечение;

  • систему воспитательной работы;

  • учебный план и учебные программы;

  • деятельность учителя и обучающегося.


В процессе развития инноваций, учитывают:



  • абсолютную новизну (отсутствие аналогов и прототипов);

  • относительную новизну;

  • псевдоновизну (оригинальничание), изобретательские мелочи [4] .


Инновационно-образовательная деятельность педагога это творческая деятельность, связанная с решением инновационных задач его желание заниматься инновационной деятельностью идет тремя путями:



  1. Возникновение потребности-убеждения в инновационной деятельности.

  2. Формирование установки на инновационную деятельность.

  3. Бессознательное стремление к инновационно-образовательной деятельности, самообразованию.


Инновационно-педагогическое мышление определяют как «интегративно включающее в себя системное, креативное, критическое и рефлексивное направление на поиск и внедрение уже существующих педагогических инноваций или на разработку применимых собственных педагогических инноваций в образовательной деятельности»[4].


В процессе своей инновационной педагогической деятельности педагог решает следующие задачи:



  • использование новой информации;

  • введение новых методов, технологий в обучение;

  • введение новых методов, технологий в воспитание;

  • освоение новых методов, технологий мониторинга качества образования;

  • использование передового педагогического опыта;

  • освоение новых методов, технологий мониторинга качества воспитания;

  • разработка и освоение новых форм и методов обучения;

  • использование ИКТ;

  • развитие учащихся;

  • разработка и освоение новых форм и методов обучения;

  • воспитание учащихся;

  • информационно-методическое обеспечение образования;

  • планирование и организация педагогического эксперимента

  • разработка контрольно-измерительных материалов;

  • разработка педагогической концепции инновации;

  • [2].


Это хорошо отражено в определении творческой самореализации учителя И.В. Золотухиной «Творческая самореализация учителя - это включение его в педагогическое творчество, в процессе которого учитель осуществляет творческие замыслы в решении инновационных задач, позволяющих личности максимально полно реализовать свои способности» [1, с.52]. Решение инновационных задач это, прежде всего, нахождение эффективных способов решения  сложных требующих больших усилий  творческих задач. А развитие инновационного мышления педагога это, прежде всего развитие его креативного мышления. Все эти категории подчиняются и выводят нас на теорию развития и саморазвития творческих качеств, теорию творческого саморазвития и творческой самореализации личности (В.И.Андреев).


Для творческой самореализации педагога в инновационно-образовательной деятельности характерна многомерность: это творческая деятельность педагога по осуществлению творческих замыслов (процесс творческой самореализации), с другой стороны, это синтез способностей, позволяющих личности педагога полностью мобилизоваться и реализовать себя в соответствующем виде деятельности.


Принцип многомерности к рассмотрению сущности и природы саморазвития инновационного мышления и творческой самореализации педагога в условиях инновационного образования приводит нас к реальному составлению ее из двух частей: инвариантной и вариативной. Под инвариантной моделью саморазвития инновационного мышления и творческой самореализации педагога мы рассматриваем научно-обобщенную, нормативную характеристику, обобщенно-научную норму данного процесса. В условиях современного образовательного учреждения, педагог может творчески самореализовать себя как педагог-исследователь, как воспитатель-исследователь и как методист-исследователь. Эти направления саморазвития инновационного мышления и творческой самореализации являются вариативной частью, а сам процесс осуществления творческого замысла в условиях инновационного образования, а также потребности-способности к саморазвитию инновационного мышления педагога и творческой самореализации - инвариантной частью [1].


Таким образом, инвариантная часть представляет собой необходимый «комплект» потребностей-способностей к саморазвитию инновационного мышления. Это: ценностные ориентации, личностные качества, свойства характера. Потребности-способности к развитию и саморазвитию инновационного мышления базируются на профессиональной и методологической культуре педагога и обеспечивают, с опорой на профессиональные компетенции, педагогу высокую результативность творческой самореализации во всех основных видах деятельности. И поскольку развитие личностных социально-профессиональных особенностей педагога – и как процесс, и как результат ее развития, – происходит под влиянием наследственности, среды и образования, мы выходим на зависимость личностных социально-профессиональных особенностей, (которые формируют потребности-способности) педагога от наследственности, среды и образования (Ю.К.Бабанский) [3].


Следует подчеркнуть, что потребности-способности к саморазвитию инновационного мышления являются одним из главных компонентов творческой самореализации педагогов в условиях инновационного образования и выступают как синтез способностей личности к целенаправленной творческой деятельности.


Опираясь на И.В. Золотухину перечислим способности к творческой самореализации педагога в инновационно-образовательной деятельности: способность к творческому саморазвитию; способность к творческой деятельности; способность видеть инновационную проблему; способность к прогнозированию; способность к внедрению инновации; способность к исследовательской работе; способность к программированию своей деятельности; способность к генерированию инновационных идей; способность к творческой рефлексии; способность к воплощению творческого замысла.


Рассмотренный компонентный состав творческой самореализации педагога позволяет утверждать, что следует развивать инвариантную составляющую творческой самореализации – способности к развитию и саморазвитию инновационного мышления, Так как они являются устойчивым ядром и обеспечивают творческую рефлексивную деятельность педагога.


Базовой основой эффективной инновационно-образовательной деятельности являются факторы и барьеры развития и саморазвития инновационного мышления педагога. Это такие личностные социально-профессиональные особенности педагога, которые имплицированны в содержание образования и интегрированы в технологии инновационного обучения:



  • участие или авторская разработка концепции развития образовательных учреждений;

  • участие в работе инновационных площадок;

  • участие в различных конкурсах инновационных педагогических проектов;

  • подготовка учебно-методических пособий, научных публикаций, работа над кандидатской или докторской;

  • повышение квалификации в условиях стажировок в инновационно-образовательных учреждениях в России и (или) за рубежом;

  • подготовка и проведение инновационных уроков, лекций, семинаров и других видов и форм учебных занятий и воспитательных мероприятиях;

  • участие в научных семинарах, педагогических конференциях, круглых столах;

  • освоение новых педагогических теорий, идей, концепций;

  • общение с творческими инновационно-ориентированными людьми;

  • поиск резервных возможностей качества образования, воспитания;

  • стремление и способности к максимальной творческой самореализации;

  • систематическое саморазвитие, ориентация на профессионально-творческое саморазвитие;

  • творческий, доброжелательный микроклимат в педагогическом коллективе;

  • систематическая ориентация администрации учебного заведения на инновации в образовании.


Эффективность инновационно-образовательной деятельности и как само собой разумеющееся при этом творческое саморазвитие педагога возможно лишь при осуществлении умения преодолевать барьеры к развитию и саморазвитию инновационного мышления.


Согласно опросам учителей естественнонаучного профиля всего лишь 10-15% педагогов участвуют в ииновационной деятельности. Этот низкий процент, согласно анкетированию связан с отсутствием необходимой мотивации или не желанием заниматься инновационной творческой деятельностью, что является существенным барьером в развитии и саморазвитии инновационного мышления.


В процессе руководства республиканскими инновационными  площадками «Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования (направления химия, биология)» и «Модели организации внеурочной деятельности школьников в соответствии с требованиями ФГОС ООО» нами были проанализированы инновационные разработки учителей естественнонаучного профиля, и были выявлены профессионально-педагогические барьеры творческого саморазвития педагогов в условиях инновационной деятельности:



  • недостаточно умений творчески использовать или адаптировать опыт коллег;

  • недостаточность интереса к педагогическим инновациям;

  • недостаточность методологической и исследовательской культуры;

  • недостаточность способностей к самоорганизации и самоуправлению, а отсюда и перспективного плана саморазвития;

  • недостаточность творческой инициативы;

  • отсутствие хорошо спланированной опытно-экспериментальной работы;

  • отсутствие возможности связи с наукой (в школе или ссузе);

  • недостаточность грамотности руководящего состава;

  • и очень часто непонимание смысла понятия «педагогическая инновация».


Можно добавить, что барьерами развития и саморазвития инновационного мышления педагога так же служат:



  • низкая квалификация;

  • недостаточный уровень инновационной направленности учебного заведения;

  • низкий уровень заработной платы;

  • отсутствие информации об инновационных технологиях организации учебно-воспитательного процесса;

  • слабая учебно-материальная база;

  • отсутствие умений и навыков планировать и организовывать свою экспериментально-исследовательскую деятельность;

  • низкий уровень творческого потенциала.


Анализ социального статуса учителей естественнонаучного профиля показывает, что большинство из них (особенно молодых) не видят особых социальных перспектив в профессии педагога. Складывается тенденция падения социального и культурного статуса педагога в обществе. Поэтому у большинства из них потеряны прежние и не выстроены новые ориентиры собственно профессиональной карьеры педагога.


Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующий вывод, что факторы и барьеры развития и саморазвития инновационного мышления учителей естественнонаучного профиля при недостаточности условий для их позитивного проявления становятся препятствующими барьерами, тормозящими эффективную творческую самореализацию, и эффективное развитие и саморазвитие инновационного мышления педагога.


 


Литература



  1. Золотухина И.В. Сравнительный анализ творческий самореализации учителей инновационных и традиционных школ: дисс.на соиск. кандидата пед. наук. – Казань: Казанский государственный университет, 1997. – 172с.

  2. Кульбеда В.В. Задачный подход к саморазвитию педагогических компетенций учителя в инновационной деятельности: дисс. ... кандидата пед. наук. – Казань: Казанский государственный университет, 1997. – 200 с.

  3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методологические основы.– М.: Просвещение, 1982. – 192с.

  4. Реан, А.А. Психология и педагогика: учебник для вузов / А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с.

  5. Чапаев Н.К. Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции: дисс. ... доктора пед. наук. – Екатеринбург, – 350 с.

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ