Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка
Раиля Хакимова, заместитель директора по УР, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории гимназии №125 Привычная картина: ребёнок у телевизора, ребёнок с телевизионной приста...
Привычная картина: ребёнок у телевизора, ребёнок с телевизионной приставкой, ребёнок с плеером, учащийся у компьютера… При всей важности технологического прогресса нельзя потерять из вида ту истину, что предпосылкой овладения электронными средствами информации всегда будет умение осознанно читать и грамотно говорить.
Долгое время в жизни школьника оказывается невостребованным такой компонент обучения как языковая и коммуникативная компетенция.
Цель работы: показать формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и во внеурочной деятельности в условиях гимназии с этнокультурным компонентом.
Для достижения цели нужно решить следующие задачи:
1) Обобщение опыта по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы;
2) Методы и приемы, используемые учителем на уроках, для формирования ключевых компетенций;
3) Необходимость продуктивной работы над речевой деятельностью учащихся,
4) Создание условий на уроках русского языка для речетворчества учащихся.
Целью обучения является формирование у обучаемых языковой и коммуникативной компетенции. Кроме названных, я применяю на уроках лингвистическую, культуроведческую, информационную компетенции.
Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц. Коммуникативная компетентность равна коммуникативная способность + коммуникативное знание + коммуникативное умение, адекватные коммуникативным задачам и достаточные для их решения.
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.
Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. “Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.
На уроках русского языка предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.
Коммуникативная компетенция – это не только способность понимания чужих и порождение своих собственных высказываний, речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения, она включает в себя знания основных речеведческих понятий: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умение анализировать текст. В связи с этим коммуникативный подход требует новых методов, форм и средств обучения, особой организации учебного материала в разделах «Развитие речи» и «Культура речи» на уроках русского языка. Кроме того, коммуникативный подход предполагает изучение языковых единиц с учетом их функций и взаимодействия в речи, усвоение особенностей функционирования грамматических форм и структур в различных типах и стилях речи, т. е. изучение фактов языка в единстве их формы, значения и функции.
Владение языком означает умение действовать, соблюдая нормы русского литературного языка и правила культуры речи. Каждый культурный человек должен быть знаком с разноаспектными словарями и справочниками по русскому языку и уметь ими пользоваться во всех сомнительных случаях.
К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в развитии коммуникативной компетентности. Каковы причины?
- снижение уровня читательской культуры;
- снижение уровня индивидуального словарного запаса;
- низкий уровень сформированности индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности.
Это отражается на результатах и качестве речевых умений, способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации и продуктивности.
Совершенствуя речевую деятельность учащихся, опираюсь на самые разнообразные виды и жанры высказывания на литературные темы, которые при обучении создают условия для разностороннего речевого и эстетического развития личности ученика.
Начиная с V класса, ученики учатся читать и пересказывать тексты различного содержания. Комплексный анализ текста – один из самых продуктивных видов деятельности детей в гимназии с этнокультурным компонентом. С V класса дети работают в сборниках В.Малюшкина «Комплексный анализ текста», это рабочая тетрадь учеников.
Система работы с лингвистическим и художественным текстами необходима, так как она даёт подготовку к государственной (итоговой) аттестации учащихся.
Как известно, конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, языковая и речевая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке (закреплению) практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей.
Формирование коммуникативной компетенции происходит не только на уроках, но и во время внеурочной деятельности учеников. Это могут быть театральные постановки, литературно-музыкальные композиции. Со II класса проводим читательские конференции. Считаю необходимыми посещения театров, музеев, кинотеатров с целью отработки умения обсуждать, строить правильную монологическую речь и диалог.
Применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве.
Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ.
Комментарийлар