Формирование социальной компетенции учащихся с помощью современных образовательных технологий
Диляра МУРАВЬЕВА,классный руководитель, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории гимназии № 27 г. Казани, победитель республиканского конкурса «Учитель года - 2014» в номи...
Диляра МУРАВЬЕВА,
классный руководитель, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории гимназии № 27 г. Казани, победитель республиканского конкурса «Учитель года - 2014» в номинации «Классный руководитель года». Закончила Казанский государственный университет по специальности "Филолог". С 2001 года работает в МБОУ "Гимназия №27 с татарским языком обучения" Вахитовского района г. Казани. Мама троих детей.
В настоящее время социализация все чаще определяется как двусторонний процесс*. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в определенную социальную среду. С другой стороны, в процессе социализации он воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду. Иными словами, человек в процессе социализации не только обогащается опытом, но и реализует себя.
Исходя из того, что современное общество нуждается в социально интегрированных личностях, я определила для себя следующую цель работы в качестве классного руководителя – создание условий для наиболее полной самореализации индивидуальных способностей, возможностей, потребностей, развития приоритетных характеристик, обеспечивающих успешное социальное самоопределение.
Для достижения данной цели поставила перед собой следующие задачи:
оказать помощь в выделении приоритетов в жизни и учёбе и определении путей их достижения;
сформировать навык межличностного взаимодействия и его использования в различных ситуациях;
воспитать культурно-нравственную личность с четко выраженной гражданской позицией, патриотов своей страны.
Реализацию этих задач я осуществляю через ученическое самоуправление. Средством реализации стала «Образовательная программа личностного развития старшеклассников, формирования системы компетенций межличностного общения «Основы лидерства».
Мониторинг реализации программы показал, что старшеклассники, прошедшие данный курс на базовом, начальном уровне,
знают:
- стратегию управления своим внутренним миром;
- диалогические методы коммуникации;
- основные условия и механизмы саморазвития личности;
умеют:
- принимать рациональные решения;
- осознанно выстраивать коммуникативное взаимодействие;
- управлять эмоциональным состоянием;
- разрабатывать и реализовывать социально-значимые проекты;
владеют:
- техникой речи, техникой публичного выступления;
- приемами бесконфликтного поведения со сверстниками, способами решения конфликтных ситуаций;
- техникой организации и управления временем;
- навыками достижения личной победы каждого участника программы;
- навыками достижения общей победы участников программы;
- навыками развития волонтёрства и вовлечения в эту деятельность ближайшего окружения;
- навыками саморазвития успешной личности.
Эффективность реализации программы выявила необходимость создания программы и для учащихся V-IX классов, как подготовительного курса. Программа предназначена для классных руководителей, психологов, педагогов-организаторов. Она состоит из 5 обучающих модулей:
1-й год обучения – «Я и команда»;
2-й год обучения – «Я и люди вокруг меня»;
3-й год обучения – «Я – оратор»;
4-й год обучения – «Я – лидер»;
5-й год обучения – «Я и мое будущее».
В основе программы лежат следующие составляющие:
- теоретический курс и практические занятия; основными интерактивными методами и технологиями обучения являются моделирование ситуаций, ролей, мозговой штурм, диалогические ситуации, рефлексия опыта, групповая работа, командное взаимодействие, деловые и ролевые игры;
- достижение личной победы каждого участника программы; основными достижениями является личностный рост, сформированность умений и навыков на которые направлена программа;
- достижение общей победы - активное волонтёрство, оказание социальной помощи тем, кто в ней нуждается – воспитанникам домов – интернатов, детских социальных приютов, детям с ограниченными возможностями здоровья, ветеранам, одиноким людям и т.д.
Почему именно так расположены модули? Когда мы берем класс, для нас важно, чтобы он стал единой командой. Поэтому в первый год обучения нам необходимо выстроить работу по ее созданию. За основу взяли проектный метод обучения.
Реализация проектов сплотила класс. Но выявила проблемы другого плана: неумение общаться, конфликты в процессе работы. Поэтому второй год обучения был направлен на их устранение. С VIII класса начинаются научно-практические конференции для старшеклассников. Четвертый год, по которому мы будем работать, направлен на формирование лидерских качеств. IX класс – формирование профессионального самосознания.
Для меня организация участия класса в социально значимых проектах – приоритетное направление в работе. Девиз детской общественной организации СНТ гимназии «Мы не равнодушны». Мы не только принимаем активное участие в различных благотворительных акциях и мероприятиях, проводимых городской организацией «Я казанец», районной «Вахитовец», но и сами являемся их организаторами.
Говорят, если любишь человека, научи его работать. Для моих учеников работа – учение. Я хочу, чтобы оно проходило с увлечением. А о том, насколько я приближаюсь к своей цели, мне помогает узнать тест. Предлагаю ребятам перерисовать рожицы и поставить галочку в той клетке, которая соответствует их отношению к учебной деятельности.
Передо мной простая задача – чтобы каждый участвующий в совместной деятельности смог переместить «птичку» хоть на одну клетку влево!
* Вопросы социализации школьников исследовались многими педагогами. В основу моей работы легли труды Мудрика А.В., Караковского В.А., Новикова Л.И., Селинова Н.Л., Фельдштейна Д.И.
Комментарийлар