Логотип Магариф уку
Цитата:

Готовимся к олимпиаде (Итоги республиканской олимпиады по русскому языку. IX класс)

Зульфия ЮСУПОВА, доцент КФУ, кандидат педагогических наук, председатель жюриВ 2012/2013 учебном году в республиканском туре олимпиады* по русскому языку для учащихся IX — XI классов с родным (нерусски...

Зульфия ЮСУПОВА, доцент КФУ, кандидат педагогических наук, председатель жюри


В 2012/2013 учебном году в республиканском туре олимпиады* по русскому языку для учащихся IX — XI классов с родным (нерусским) языком обучения приняли участие более 180 учащихся. Задания для олимпиады были составлены с учетом школьной программы. Они были ориентированы на то, чтобы учащиеся смогли продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка, знание семантической системы современного русского литературного языка, навыки морфемного и словообразовательного анализа, знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте, навыки морфологического анализа слова, знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности. Кроме того, впервые в 2012/2013 учебном году были включены задания лингвокультуроведческого характера, позволяющие выявить, насколько учащиеся имеют представление о русском языке как национально-культурном феномене, отражающем духовно-нравственный опыт народа, основные нравственные ценности.


 Анализ работ участников олимпиады.
IX класс

1. В первом задании девятиклассники должны были продемонстрировать знания и умения в области морфемики и словообразования русского языка.


В качестве отгадки можно было предложить слова подсолнечник или подсолнух (разг.).


Морфемный состав слов подсолнечник и подсолнух одинаков: они оба состоят из приставки, корня, суффикса и нулевого окончания. Словообразовательный анализ слов подсолнечник и подсолнух показывает, что они образованы приставочно-суффиксальным способом: 1) слово подсолнечник образовано от основы слова солнце путем одновременного присоединения приставки под- и суффикса –ник (продуктивный тип; сравните модели: подстаканник, подоконник и др. ); слово подсолнух образовано от основы слова солнце одновременным присоединением приставки под- и суффикса –ух (непродуктивный тип). Аналогичным способом могут быть образованы слова разных частей речи, например: существительные подоконник (от основы существительного окно), побережье (от основы существительного берег) и др.; наречия слева (от основы прилагательного левый), заново (от основы прилагательного новый) и др.; прилагательные настенный (от основы существительного стена), приморский (от основы существительного море) и др.; глаголы покашливать (от основы глагола кашлять), озвучить (от основы существительного звук) и др.


Анализ работ девятиклассников показал, что большинство правильно угадали слово-отгадку (подсолнечник или подсолнух), однако при выполнении морфемного и словообразовательного разбора слов некоторые допустили неточности такого характера, как: 1) неправильное выделение морфемных частей слова; 2) смешение морфемного и словообразовательного анализа; 3) неправильное определение способа образования слова; 4) смешение морфемного и морфологического разбора слова. Кроме того, некоторым участникам не удалось вспомнить и написать слова, образованные тем же способом, что и слово-отгадка.


2. Второе задание позволило определить, насколько девятиклассники помнят глухие согласные (парные и непарные), а также разбираются в использовании выразительных средств русского языка.


В качестве правильных примеров следовало выписать из поэтического текста слова солнце, блещут, трепещут, в которых есть непарные глухие звуки. Кроме того, надо было написать непарные глухие звуки, которые не встречаются в тексте стихотворения [х], [ч]. Средства выразительности, которые использовал поэт в данном отрывке — это звукопись (достигается искусной фонетической организацией речи: подбором слов близкого звучания, виртуозным сочетанием звуков, повторением одного и того же звука или сочетанием звуков; употреблением слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого предмета), чтобы передать звуки весны, поэт использовал аллитерацию — повторение одинаковых или сходных согласных звуков: глухих согласных с, ц, щ; сонорных л, н, р. Также в отрывке использовано такое средство выразительности, как олицетворение — перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия: деревья радостно трепещут, купаясь в небе голубом.


Анализ ответов участников олимпиады показал, что в целом слова с глухими согласными были правильно выписаны. Однако в некоторых работах наблюдалась путаница между глухими непарными и звонкими непарными согласными звуками. Что касается средств выразительности, то отрадно заметить, что многие назвали звукопись (аллитерацию), но не все определили наличие олицетворения в поэтическом тексте.


3. Данное задание позволило проверить, насколько участники олимпиады разбираются в функциях ударения в русском языке. Как известно, перестановка ударения может менять лексическое и грамматическое значение слова. Данные слова следовало распределить таким образом: 1) перестановка ударения меняет лексическое и грамматическое значение слова: дорога (сущ. жен. рода, ед. числа, им.п. —  дорога (прилаг. в краткой форме, жен. рода, ед. числа); село (глагол прошед. вр., ед. числа, ср. рода) — село (сущ. ср. рода, ед. числа, им. п.); заросли (сущ. мн. числа, им. или вин п.) — заросли (глагол прошед. вр., мн.числа). Аналогичные примеры: пища (сущ. жен. рода, ед.числа, им.п.) —  пища (деепричастие).


2) перестановка ударения меняет грамматическое значение слова: голоса (сущ. муж. рода, ед. числа, род. п.) — голоса (сущ. мн. числа, им. или вин. п.), руки (сущ. мн. числа, им. или вин. п.) — руки (сущ. жен. рода, ед. числа, род. п.), насыпать (глагол сов. вида (что сделать?) — насыпать (глагол несов. вида ( что делать?). Аналогичные примеры: ноги (сущ. мн. числа, им. или вин. п.) — ноги (сущ. жен. рода, ед. числа, род. п.); ходите (глагол изъяв. накл., настоящего вр., 2-лица, мн. числа) — ходите (глагол повелит. накл., 2-лица. мн. числа).


При выполнении данного задания учащиеся продемонстрировали разный уровень подготовки. Одни представили довольно полный ответ, другие не обратили внимания на то, что ударение может менять не только грамматическое, но и лексическое значение слова. Кроме того, многим не удалось подобрать подходящие примеры.


4. Четвертое задание было направлено на определение уровня понимания, употребления учащимися фразеологических оборотов русского языка. Фразеология, как в зеркале, отражает многовековой опыт трудовой и духовной деятельности русского народа, его нравственные ценности. Девятиклассники должны были данные фразеологизмы объединить по значению в следующие группы: 1) трудолюбие: умелые руки; золотые руки; мастер на все руки; 2) поступки: водить за нос; распускать руки; держать себя в руках; заварить кашу; расхлебывать кашу; 3) состояние: из рук все валится; глаза слипаются; навострить уши; 4) характер: тяжел на подъем; легок на подъем.


Фразеологизмы-антонимы: заварить кашу — расхлебывать кашу; тяжел на подъем — легок на подъем.


Фразеологизмы-синонимы: умелые руки, мастер на все руки, золотые руки.


Анализ работ показал, что не все участники смогли правильно выполнить данное задание: во-первых, у девятиклассников трудности возникли с объединением фразеологизмов по значению в отдельные семантические группы: 1) трудолюбие; 2) поступки людей; 3) состояние человека; 4) характер человека; во-вторых, некоторые не смогли указать синонимичные фразеологизмы. Однако при этом практически все участники смогли правильно указать фразеологизмы-антонимы.


5. При выполнении пятого задания участники должны были продемонстрировать свои знания, умения и навыки в области русской пунктуации, морфологии.


Приведем текст с правильным употреблением пропущенных знаков препинания:


Многие из нас говорят: «Мы любим Родину!» Это очень важные слова, и надо иметь на них право! А это право надо завоевать трудом, учебой, борьбой, жизнью! Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело. И главное — беречь Родину. Не давать в обиду врагам, которые идут на нее с оружием. Для человека все должно быть дорого на своей родине: и ее народ, и ее земля, и ее история, и ее завтрашний день. Будущее Родины в руках подрастающего поколения. Помните об этом, ребята! (Ю.Яковлев)


В данном тексте постановку знаков препинания регулируют следующие пунктуационные правила: знаки препинания 1) при прямой речи; 2) в сложных предложениях (а именно в сложносочиненных предложениях с соединительным союзом и; в сложноподчиненных предложениях с союзными словами когда, который); 3) в простых предложениях, осложненных однородными членами; 4) в простых предложениях, осложненных обращением; 5) тире между подлежащим и сказуемым; 6) в эмоционально окрашенных и неокрашенных предложениях.


Выделенные в тексте слова являются следующими частями речи: одной — порядковое числительное (в зависимости от контекста может выступать в роли имени прилагательного); которые — относительное местоимение (в данном тексте в сложноподчиненном предложении выступает как союзное слово); все — определительное местоимение с собирательным значением, указывающее на совокупность явлений или полноту охвата чего-либо (в данном тексте выступает в роли имени существительного); дорого — прилагательное в краткой форме; подрастающего — причастие.


Большинство участников правильно расставили знаки препинания в тексте, только в некоторых работах наблюдалось смешение знаков препинания при прямой речи и диалоге; неточное употребление тире (в данном тексте это тире между подлежащим и сказуемым); неправильное употребление знаков препинания при однородных членах. При выборе знака препинания некоторые учащиеся руководствовались собственными интонационными паузами, что не позволило правильно расставить знаки препинания. При определении частеречной принадлежности выделенных слов многие успешно справились, однако некоторые не смогли правильно указать часть речи, поскольку не учли контекст и явление переходности одних частей речи в другие. Некоторые девятиклассники путали 1) прилагательное с наречием (В предложении Для человека все должно быть дорого на своей родине… дорого — это краткое прилагательное, отвечает на вопрос каково?, согласуется с подлежащим все в среднем роде, единственном числе, именительном падеже, выполняет роль составного именного сказуемого); 2) прилагательное с причастием и деепричастием (В предложении Будущее Родины в руках подрастающего поколения. — подрастающегодействительное причастие настоящего времени, среднего рода, единственного числа, родительного падежа; отвечает на вопрос какого? выполняет роль согласованного определения; образовано от основы глагола подрастают).



6. При выполнении шестого задания девятиклассники должны были продемонстрировать знания и умения в распознавании двусоставных и односоставных предложений.


Из текста следовало выписать 1) двусоставное предложение, осложненное однородными членами: Для человека все должно быть дорого на своей родине: и ее народ, и ее земля, и ее история, и ее завтрашний день. (Двусоставное, потому что есть и подлежащее и сказуемое.) 2) односоставное предложение, осложненное однородными членами: А это право надо завоевать трудом, учебой, борьбой, жизнью. (Односоставное, потому что есть только один главный член — сказуемое: тип данного односоставного предложения — глагольное, безличное.)


Анализ ответов показал, что многие участники продемонстрировали хорошие знания, умения и навыки распознать двусоставные и односоставные предложения.


7. В седьмом задании участники должны были указать только те пары слов, в которых представлены разные слова и мотивировать свой ответ. Разные слова представлены в следующих парах: 1) трое (собир. числ., отвечает на вопрос сколько?) — втроем (наречие, отвечает на вопрос как?); 2) пять (количест. числ., отвечает на вопрос сколько?) — пятый (поряд. числ., отвечает на вопрос который по счету?) В остальных парах представлены формы одного и того же слова, например: красивый (прилаг., начальная форма) — красивее ( прилаг., в форме сравнительной степени); она (личное мест., 3-лица, жен. рода, ед. числа, им.п.) — ей (личн. мест., 3-го лица, жен. рода, ед. числа, дат.п. (кому? Ей у нас хорошо); уйти (глагол в форме инфинитива, сов. вида) — ушел (глагол изъявит. накл, прошед вр., муж.рода, ед.числа).


Анализ олимпиадных работ показал, что большинство участников справились с заданием, дали четкое аргументированное обоснование своего ответа. В некоторых работах наблюдалась поверхностная аргументация: была указана только частеречная принадлежность слов; ошибочное указание, что она — ей, красивый —  красивее — это разные слова.


8. Восьмое задание было направлено на проверку лингвистического кругозора девятиклассников. Участникам олимпиады следовало вспомнить родственные с русским другие славянские языки. Как известно, русский язык относится к группе славянских языков. Славянская группа языков — одна из самых крупных в индоевропейской семье. Число говорящих на современных славянских языках составляет около 300 млн. человек. К славянским языкам относятся три подгруппы: восточнославянская, южнославянская и западнославянская. К восточнославянским относятся русский, белорусский, украинский; южнославянскую составляют болгарский, македонский, сербскохорватский, словенский и мертвый старославянский; в западнославянскую группу входят чешский, словацкий, польский и др. В ближайших родственных связях русский язык находится с украинским и белорусским языками. Восточные и южные славяне, кроме хорватов, пользуются кириллицей, одной из древнейших славянских азбук, созданных в IX веке братьями Кириллом и Мефодием, а западные славяне и хорваты пользуются латинским алфавитом (латиницей).


Ответы небольшого количества участников отличались правильным лингвистическим подходом, довольно подробным изложением, однако в остальных работах наблюдался поверхностный подход, отсутствие знаний в области славянских языков. Некоторые путали славянскую группу с балтийскими и германскими группами. Не все смогли назвать ближайших родственных языков по отношению к русскому: чаще указывали белорусский, реже украинский.


9. Девятое задание носило лингвокультуроведческий характер. Кроме того, девятиклассники должны были правильно назвать отгадку, подобрать не менее 3 прилагательных, с которыми может сочетаться это слово, написать о том, что символизирует собой данный цветок в русской культуре.


В стихотворении речь шла о ромашке. К существительному ромашка можно подобрать такие прилагательные, как полевая, садовая, луговая, загадочная, красивая, скромная, белая и др. Этот цветок в русской культуре символизирует собой образ родины, образ девушки, судьбу, простоту и чистоту, скромность. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры из художественных произведений, русского фольклора.


Большинство участников правильно назвали отгадку (правда, были и работы, в которых в качестве отгадки назывались другие слова). При указании образа-символа девятиклассники в первую очередь называли простоту, чистоту, скромность, но в меньшей степени образы родины, девушки, судьбы.


* С полным текстом анализа олимпиадных работ можно ознакомиться на сайте журнала «Магариф» (http://www.magarif-uku.ru/)




Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ