Логотип Магариф уку
Цитата: Только посредством образования может человек стать человеком (Иммануил Кант)

Игра на уроках русского языка как средство развития орфографической зоркости у младших школьников

Татьяна ГОРБЕНКО,учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы № 12 г. КазаниИрина ЗЕНИНА,учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы № 12 г....

Татьяна ГОРБЕНКО,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы № 12 г. Казани


Ирина ЗЕНИНА,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы № 12 г. Казани


«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».


Н.С. Рождественский


Как известно, орфографическая грамотность закладывается в младших классах. Значит, задача учителя начальных классов – формировать орфографическую зоркость учащихся, которая является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.


Что же такое орфографическая зоркость? Это умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях, которые предназначены для записи или уже записаны, орфограммы, а также быстро определить их типы. Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая развитость являются одной из главных причин допускаемых учащимися ошибок. Сформировать грамотное письмо учащегося – задача не из легких. Довольно часто школьники хорошо усваивают теорию, но страдают от неумения грамотно писать. Поэтому, заниматься выработкой орфографических навыков необходимо постоянно, тем более что приемы работы разнообразны. Из этого разнообразия учителю нужно выбрать и апробировать те, которые более всего подходят для работы в отдельном классе.


Одной из форм работы над формированием у младших школьников орфографической зоркости является игра. Ни для кого не секрет, что тормозом в обучении школьников является и недостаточное развитие реальных учебных возможностей всех учеников. Кто-то поймет сразу. А кому-то разъяснит, растолкует игра. Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в современной школе, делающей ставку на активизацию личности школьника. Игра – это и самостоятельная технология для освоения, понятия темы, раздела и элемент более обширной технологии; игровая деятельность может занять целый урок или его часть (введение, объяснение, закрепление, упражнение, контроль).


Значение игры невозможно исчерпать развлекательным её приложением. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в воспитание, в творчество, модель человеческих отношений и проявлений в труде.


Многолетний опыт работы учителей начальных классов МБОУ СОШ № 12 позволяет активно использовать в практике различные виды игр на уроках русского языка. Дети с разным уровнем развития с удовольствием «решают» грамматические задачки, головоломки, ребусы, шарады, путешествуют по станциям Страны Грамотеев, соревнуются в конкурсах и эстафетах по русскому языку, отвечают на «хитрые вопросы» царицы Грамматики.


Особой популярностью у учащихся пользуются командные игры. Например, при изучении темы «Правописание безударных окончаний прилагательных женского рода в винительном и творительном падежах», играют все дети. Класс делится на три команды. Каждая команда получает карточки, на которых записаны сочетания существительных женского рода в именительном падеже с прилагательными (синяя лента, прямая линия…). Каждой паре детей нужно записать эти сочетания в винительном (пишет один ученик) и творительном (пишет другой ученик) падежах. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание. А при изучении неопределенной формы глагола в игре «Аукцион» команды за определенное время (3 - 5 мин) должны записать как можно больше глаголов в неопределённой форме, состоящих из одного слога (спать, бить, мыть, сшить, дать). Побеждает команда, участники которой записали наибольшее число глаголов.


Работая над словарными словами, используем такие игры как игра «Молчанка» (первый способ: ученик выходит к доске и записывает слово, которое учитель прошепчет на ушко; второй способ – учитель показывает карточку со словом, в котором пропущена буква, дети пишут + взаимопроверка), «Метод ярких ассоциаций» (когда учащиеся находят ассоциативный образ, связанный со словарным словом), «Слог потерялся» (-зина (корзина), - оро- (ворона, сорока), «Путаница» (правильно расставить слоги, чтобы получилось слово), «Эрудит»( (дети отгадывают слово по его лексическому значению: городская наземная электрическая железная дорога (Трамвай)


Ребусы, шарады, кроссворды, метаграммы и головоломки с загадками очень оживляют уроки русского языка в любом начальном классе, развивают у детей речь, логическое мышление, обогащают словарный запас, учат мыслить детей образами, картинками. Во время игры не бывает детей, не участвующих в работе. В игре проявляется самостоятельность и творчество каждого ученика, каждый работает в меру своих сил и способностей.


На уроках русского языка ученики должны заучить много правил. В этом им тоже помогает игра. Например, при изучении правила определения ударного гласного в словах, дети с удовольствием играют в «Запоминалочку»:


Мы в слове слог ударный


Найдем э-ле-мен-тар-но.


А когда его найдем,


Громче всех произнесём


и инсценируют грамматические сказки («Волшебник Ударение»)


Игры - упражнения могут проводиться как в устной, так и в письменной форме. Устные формы игры являются более экономными по времени. Они обычно предшествуют письменным работам учащихся, подготавливая формирование орфографических навыков, предупреждая ошибки. Устные игры целесообразны и в том случае, когда на уроке уже было много письменных упражнений, и внимание учащихся к ним ослабло.


Благодаря играм дети не только развивают орфографическую зоркость и внимание, но и не устают на уроках, не боятся ошибаться, с радостью открывают новые знания и находятся в ситуации успеха. А победы учащихся в олимпиадах и турнирах разного уровня подтверждают актуальность и необходимость использования разнообразных игр на уроках русского языка среди многих форм и методов обучения младших школьников.


Учителю надо помнить, что игра – не самоцель, а средство развития познавательной активности учащихся. Игры надо подбирать с учетом способностей детей класса. Чтобы знать, что от ребенка требовать, надо знать, что он может.


Приложение:
Грамматические игры.
1. «Буквы рассыпались»: составь слово из букв (Т Е У Х П – петух).
2. «Найди гласную»: С С С ? Р => С (О; Ы) Р Н Н

3. «Не ошибись»: а) напиши 3 названия животных с «Ь» на конце; б) ученик называет слово, которое должно быть подлежащим, остальные составляют предложение.


4. «Угадай-ка»: составь пословицу из данных слов, при чем бери из них столько букв, сколько указано в скобках: Уха (1), капуста (2), фара (2), халат (2), глагол (3), коза (2), велосипед (3), веник (2), имя (1).


5. «Третий лишний»: а) горка, гора, горе (родственные слова); б) поход, походка, ходить (часть речи); в) Саша, Таня, дежурный (заглавная буква в имени) и т.д.


6. «Не подведи свой ряд» а) записать родственные слова: сад / летать / стол; б) найти родственные слова и записать их в два столбика: сад, сажать, сажа, лето, летать, полет.


7. «Кто больше?»: существует много вариантов. а) подбери слова с разделительным «Ъ», «Ь» б) слова с НН, ММ, СС в) слова с данным корнем (например, -ход-) г) с буквой «Б» на конце (парные согласные) д) подбери существительные, которые состоят из одного корня и т.д.


8. Шарады
Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
 
Я – сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения.
Хочу – преображусь в название
Блестящей, шелковистой ткани.
 
Мы – для пильщиков подставка.
Мы – для кучера сиденье.
Но попробуй-ка поставь-ка
Нам другое ударенье.
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами.
9. «Грамматическая арифметика»
БА + большой деревянный сосуд = ?
БА + пресноводное животное с клешнями = ?
БА + приятный полезный напиток = ?
БА + музыкальный звук = ?
• Тоска + пар + шов = молочный продукт
• Лик + пена = птица

10. «Путаница»: составить из слогов и предлога с народную примету о весенних месяцах: МАРТ АП ГРО РЕЛЬ ЗОЙ МАЙ ВО ТРА ДОЙ ВОЙ С


11. Загадки (отгадки – словарные слова)
Неживая, а идет,
Неподвижна, а ведет (дорога)
Маленькие домики по улице бегут.
Мальчиков и девочек по улице везут (машина)
Чудо-птица – алый хвост –
Полетела в стаю звезд (ракета)
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет (сорока)
Вместе с месяцем девятым
Школьный год пришел к ребятам (сентябрь)
Чем жара стоит сильнее,
Тем он слаще и краснее (помидор)
По рекам – по волнам
Плавает все лето.
Хорошо, что он зимой
Отдохнет за это (пароход)

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ