Из опыта работы по подготовке к государственной итоговой аттестации
Надежда ХАДАРИНА, учитель математики высшей квалификационной категории IT-лицея КФУ До сих пор одним из самых «больных» мест всех школ остаётся успеваемость школьников. Проблема школьной успеваемости...
Надежда ХАДАРИНА,
учитель математики высшей квалификационной категории IT-лицея КФУ
До сих пор одним из самых «больных» мест всех школ остаётся успеваемость школьников. Проблема школьной успеваемости – одна из центральных в педагогике и педагогической психологии.
Как подготовить учащихся к итоговой аттестации? Этот вопрос волнует всех. Переживают учителя, беспокоятся родители, а дети, как они относятся к итоговой аттестации? Выпускники разные, и реакция у всех тоже различная. Каким же образом избежать неудовлетворительных оценок или очень низких баллов?
В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ можно выделить следующие составляющие:
1) информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
2) предметная готовность или содержательная (знание структуры заданий ОГЭ по математике, умение решать тестовые задания);
3) психологическая готовность (состояние готовности – настрой, внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
При организации работы с родителями учащихся приоритетными направлениями являются обеспечение их информацией о процедуре проведения итоговой аттестации и уровне готовности их детей. Рекомендуется осветить следующие вопросы: результаты и рекомендации по итогам мониторингов знаний учащихся; общие положения проведения итоговой аттестации; сроки и общие правила проведения аттестации; порядок подачи апелляции; оценка результатов итоговой аттестации. Также нужно проводить индивидуальные консультации для родителей учащихся по степени готовности учащихся к сдаче ОГЭ по математике, необходимой коррекции в подготовке.
С учащимися проводятся инструктажи по правилам поведения на экзамене, правилам заполнения бланков. Обучение заполнению бланков является неотъемлемым элементом подготовки к экзаменам. Работа с учащимися в этом направлении ведется также отдельно на консультациях.
Преподавание любого школьного предмета, в частности математики, является сложным процессом. Эффективность этого преподавания зависит от многих факторов. Приведем некоторые из них, на наш взгляд, наиболее существенные:
• методическая и математическая подготовка учителя;
• учебная программа и учебные пособия для учащихся;
• качество предыдущей подготовки учащихся;
• рациональное использование времени урока и структура урока;
• система контроля над уровнем знаний учащихся;
• индивидуальный подход к обучению учащихся.
Остановимся на этих факторах подробнее.
1. Главной задачей учителя является создание и организация условий, инициирующих учебную деятельность школьников, ведущую к образовательным результатам, отвечающим новым запросам общества. Учитель выступает в роли исследователя, консультанта, организатора, руководителя проектов и навигатора эффективной работы.
2. Составить планирование таким образом, чтобы осталось достаточное число часов на повторение. Количество часов можно сэкономить на тех темах, которые не требуют выработки навыков, а проходят в плане ознакомления, а также сократить число часов на отработку навыков «невостребованных» тем.
Для эффективной подготовки к итоговой аттестации учащихся необходима тренировка и еще раз тренировка. Нужно довести решение заданий до автоматизма.
3. При подготовке учащихся к ОГЭ очень важно знать уровень знаний учащихся. Поэтому в начале учебного года мы проводим входные мониторинговые контрольные работы для выявления остаточных знаний учащихся.
По результатам:
۷ делим учащихся на «гомогенные» группы по трем уровням подготовки: «продвинутый», «средний» и «низкий», в результате чего и определяются учащиеся «группы риска»;
۷ определяем «западающие» темы каждого ученика.
На первом этапе работы по подготовке учащихся к ОГЭ необходимо провести работу по коррекции знаний учащихся. «Слабые» ученики не могут сразу усваивать большой объем материала. Поэтому можно практиковать модули, а затем уже объединять материал в блоки. Для этого можно предложить зачетный лист ученика. Зачетный лист составляется по каждой теме. Перечисляются все проверочные работы, которые планирует провести учитель, и которые определяют уровень овладения учащимися базовыми знаниями по данной теме. Например:
Зачетный лист №1 | |||||
Ученика 9А класса: ФИО | |||||
Тема «Квадратичная функция» | |||||
№работы | Содержание учебного материала | Датавыполнения | Датакоррекции | График дополнительныхзанятий | |
Дата | Итог |
Дата______ Подпись учителя________
Дата_______ Подпись родителей________
После проведения проверочной работы в зачетный лист выставляется отметка. Если ученик получил неудовлетворительную отметку, ему предоставляется возможность отработать свои ошибки, затем обязательно пересдать. Для дополнительных занятий по решению задач есть «карточки помощи». Это образец с решением и аналогичные задания.
Пробелы в знаниях учащихся ведут к потере интереса к изучаемому предмету и, конечно, к отсутствию знаний. Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях, надо всех учащихся научить обращаться сразу за консультацией.
4. Система контроля является необходимым условием повышения качества обучения. Использование многочисленных тестов, которые безусловно необходимы, приводит к тому, что учитель не видит причин допущенных ошибок. Тщательное отслеживание результатов учеников, конечно, требует дополнительного времени. На уроках повторения разбираются типовые задачи по теме. На дом задаются аналогичные задания. На следующем уроке выясняются затруднения, которые возникли у учеников, прорабатываются эти задачи. Затем проводится зачет по теме.
Ученики, не сдавшие зачет, обязаны проработать дополнительный вариант и сдать заново зачет.
Для контроля знаний учащихся можно предложить диагностическую карту.
Диагностическая карта | ||||
Ученика 9А класса: ФИО | ||||
№ задания | Дата зачета | Подпись учителя | Дата коррекции | Подпись учителя |
1 | ||||
20 |
Через определенное число уроков повторения проводится зачет по определенному модулю.
Диагностическая карта | ||||||||||||||||||||
Ученика 9А класса: ФИО | ||||||||||||||||||||
Датазачета | Модуль «Алгебра» | Модуль «Геометрия» | Модуль «Реальная математика» | |||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 8 | 9 | 10 | 13 | 14 | 15 | 20 | |||||||||||
Затем цикл повторяется по другим темам.
Итоговое повторение необходимо проводить не только на уроках, но и на дополнительных уроках (в рамках дополнительных часов математики, консультациях).
5. Необходимо создать на уроке ситуацию успеха: помочь «сильному» реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности; «слабому» – выполнить посильный объем работы. В обучении применять различные формы групповой работы, взаимопроверку, самоконтроль. Для этого в арсенале учителя есть много педагогических технологий.
Приведем примеры некоторых технологий.
«Ищу ошибку» – на этапе закрепления нового знания класс разбивается на группы (3–5 учащихся разного уровня подготовки), каждая группа получает решение некоторого задания по теме, начинается проверка правильности решения:
а) каждый член группы проверяет индивидуально, исправляя ошибки синим цветом;
б) затем группа коллективно проверяет решение, исправляя ошибки зеленым цветом. На обратной стороне карточки дают ссылки на вопросы теории;
в) проверяет учитель, исправляя ошибки красным цветом.
Таким образом, изученный материал многократно проговаривается и повторяется.
«Конотоп» (контрольный опрос учащихся с включением игровых элементов) – в классе определяются консультанты (сильные ученики, они следят за работой, дают «платную» информацию, штрафуют за неправильный ответ); научные эксперты (сидят с готовыми ответами); технические эксперты.
Карточка ответов команды
Фамилия, имя | № карточки, баллы | Всего баллов |
Петров Александр | ||
«Покупка информации» | ||
Премия | ||
Штраф | ||
Итого набрано баллов |
«Взаимоконтроль» – заранее в классе определяются те, кто будет опрашивать и «консультанты».
Карточка ответов ученика
Дата | Тема, вопрос | Вид контроля | Отметка | Кто опрашивал | Подпись | Примечание |
6. Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет решать следующие задачи:
– повышать качество обучения, преодолевать формализм в знаниях учащихся;
– повышать наглядность обучения и как следствие этого делать доступным для учащихся такой материал, который при обычных способах изложения недоступен;
– повышать темп изложения учебного материала;
– освободить от чисто технической работы и использовать сэкономленное время для творческой деятельности;
– облегчить труд учителя и учащихся.
Поэтому при подготовке к итоговой аттестации учащихся необходимо использовать для карточек зачета задания открытого банка ОГЭ и ЕГЭ по математике, проводить онлайн-тестирования учащихся, использовать возможности сайтов при проведении уроков.
7. Важно, чтобы каждый ученик в процессе изучения математики определил для себя планируемый результат подготовки, на какую отметку он должен сдать экзамен. Это не значит, что «потолок» должен занижаться, или оставаться неизменным, но на него нужно ориентироваться как ученику, так и учителю. Учителю необходимо ставить опережающую цель: дать «на выходе» для выпускника результат выше, чем планировалось.
Следует учить школьников «технике сдачи теста». Эта техника включает в себя следующие моменты:
۷ обучение жесткому контролю времени
۷ обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий. Ученики обычно знают, какие задания для них являются наиболее сложными. Сначала выполнить задания, в которых школьник ориентируется хорошо
۷ обучение прикидке границ результатов, анализу ответа на предмет соответствия действительности, минимальной подстановке как приему проверки ответа. Следует учить проверке результатов сразу, а не «если останется время». Необходимо после решения задания приучать учеников внимательно перечитывать условие и вопрос (что нужно было найти)
۷ обучение «спирального движения» по тесту. Сначала просмотреть тест от начала до конца, отмечая для себя задания, которые кажутся ученику простыми и понятными и выполняются с ходу. Именно их выполнить первыми. Так необходимо делать несколько раз «по спирали» и делать то, что «созрело» к данному моменту
Целенаправленная и систематическая работа с выпускниками позволяет более эффективно повысить качество обучения, активизировать работоспособность и познавательную деятельность учащихся, повысить качество сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
Комментарийлар