Логотип Магариф уку
Цитата:

«Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством»

(Урок-мастерская по рассказу Бориса Екимова «Ночь исцеления». VII класс)Римма Усманова,учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Актанышской средней школы №2 с углублённым...


(Урок-мастерская по рассказу Бориса Екимова «Ночь исцеления». VII класс)


Римма Усманова,


учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Актанышской средней школы №2 с углублённым изучением отдельных предметов Актанышского района; победитель I этапа Всероссийского конкурса «Сельский учитель»


 


Цели урока:


1) образовательные: выявление художественной идеи произведения; расширение представления учащихся о роли ключевых слов-мотивов в рассказе; раскрытие смысла названия произведения и постижение нравственных уроков, заключенных в идейно-тематическом содержании рассказа;


2) развивающие: формирование умений анализа, самоанализа и размышлений по поставленной проблеме; развитие умений аргументации собственной точки зрения, освоение культуры устного и письменного общения и навыков исследовательской деятельности, самостоятельной работы с текстом; совершенствование умения презентовать результаты своих исследований;


3) воспитательные: формирование нравственно-эстетических норм поведения; воспитание ответственности, толерантности, милосердия.


Тип урока: урок «открытия» нового знания.


Методы организации учебной деятельности: частично-поисковый, исследовательский, метод критического мышления.


Дидактическое пространство урока: стенд «Портретная фотогалерея наших любимых бабушек»; презентация плэйкаста; Большой толковый словарь русского языка (гл. ред. С.А.Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998), распечатанный текст рассказа на каждого ученика.


Планируемые результаты


Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение.


Личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к оценке чужих поступков и самооценке своих действий; стремление к речевому самосовершенствованию.


Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, прогнозирование, контроль и коррекция, оценка деятельности.


Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах, с учителем и сверстниками; соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.


Ход урока


I. Стадия вызова. Актуализация субъективных знаний обучающихся (пробуждение интереса к изучению новых знаний, эмоциональная подготовка к познанию)


1. Презентация плэйкаста «Бабушки на картинах художников».


Подберите слова-ассоциации, которые возникли у вас при рассмотрении картин с бабушками (приветливая улыбка, вкусная стряпня, беззаботное детство, мягкие и тёплые руки, дом без бабушки – не дом, понимание, внимание, любовь и др.)


Кто, кроме бабушки, составляет сюжет картин? (Дедушка, другие бабушки-старушки, внуки.)


Постановка учебной задачи:


– А что ещё вас заинтересовало?


– Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?


– Показаны ли образы бабушек в литературе? Какие сюжеты о бабушках представлены писателями и поэтами?


2. Прогнозирование по заголовку.


– Сегодня нас ждёт интересная встреча с психологически тонким, глубоко содержательным рассказом известного современного прозаика Бориса Петровича Екимова (родился в 1938 году) «Ночь исцеления».


Что ожидаете от такого необычного названия произведения? (Высказывания учащихся и запись на доске.) (Что-то трагическое; представляются картины страшной ночи; возможно, в роли главного героя произведения выступит бабушка; рассказ о том, как кто-то исцелился, выздоровел…)


II. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала


1. Выразительное чтение первой части рассказа («…он ходил на почту, в город звонить…. Она перестанет. Мы пробовали») (В целях интриги текст рассказа пока ученикам не даётся.)


2. Построение проекта выхода из затруднения. Экспериментальный этап.


Ребята, представим себе, что мы – писатели. Давайте проведём литературный эксперимент: придумаем продолжение рассказа, ответив на вопрос «Как поступит мальчик: воспользуется советом матери, или придумает свой вариант разрешения проблемы?» (Работа в группах, каждая группа вырабатывает свой вариант решения и представляет классу.)


Учитель. Ваш небольшой пока ещё опыт жизни подсказал разнообразные пути выхода из экстремально сложной для подростка ситуации. Жизнь складывается по-разному. Она состоит то из радостей и достижений, то из потерь и страданий. Бывают такие моменты, когда человек оказывается в жизненном тупике, обстоятельства складываются так, что выйти из них кажется невозможным. Именно к такому моменту человеческой судьбы обращается Б.П.Екимов и рассматривает самый правильный и мудрый путь выхода из сложившейся ситуации.


III. Смысловое чтение второй части рассказа (Учащиеся получают распечатанный текст на отдельных листочках, продолжают читать рассказ по нему, делают необходимые пометки, так как данный лист послужит рабочим материалом для классного и домашнего творчества.)


IV. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи


1. Практическая работа в группах. Кластер. Определение основных смысловых единиц текста.


1-я  группа – выпишите ключевые слова-характеристики бабы Дуни.


2-я группа – выпишите ключевые слова-характеристики Гриши.


3-я группа – проследите, как в течение рассказа меняется эмоциональное и душевное состояние героев через авторские описания.


2. Анализ деятельности каждой из групп, защита выполненного задания.


 3. Аналитическая работа по рассказу:


– О чём же рассказ «Ночь исцеления»? (О доброте Гриши; о том, как внук помог бабушке; о воспоминаниях о войне; об одиночестве бабы Дуни; об исцелении души; о переживаниях бабы Дуни.)


– Сравните конец рассказа у писателя и у вас. Хотелось бы изменить придуманный вам способ исцеления или предложить другой? Поразмышляйте.


– Чем объяснить, что Гриша нашёл единственно верный способ исцеления бабушки?


Ожидаемые ответы:


– Гриша понял душевное состояние бабы Дуни. Все события, которые пережила баба Дуня во время войны и после неё, встали перед его глазами. Перенёс её душевную боль в своё сердце. Её горе стало его горем.


– Гриша намного ближе к бабушке, чем его родители. Мальчик избавляет бабушку от переживаний, исцеляя её. Внук проявляет любовь, милосердие, сострадание.


– Как вы понимаете данные слова: милосердие, сострадание? Попробуйте дать им определение.


Вот как даются толкования этих слов в «Большом толковом словаре русского языка» под редакцией С.А.Кузнецова:


*Милосердие – готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия.


*Сострадание – сочувствие, жалость, вызываемые чьим-нибудь страданием, несчастьем.


(Толкования записываются в словарик нравственных понятий для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.)


– Какие новые открытия сделали вы для себя? (Поражён благородными поступками Гриши; какое мужество и терпение имеет ребёнок; какое взрослое мировосприятие мальчика; я бы никогда не догадалась о таком чудодейственном способе исцеления…)


– Ребята, хочется познакомить вас с ещё одной поучительной для вас информацией. Знаете ли вы, что означает имя главного героя? (В переводе с греческого имя Григорий означает бодрствующий. Энергия этого имени весьма значительна. Эту энергию Гриша начинает ощущать с самого раннего детства, она призывает его действовать без оглядки, стремиться к осуществлению своей цели. Имя полностью подтверждает смелые поступки юного героя.)


V. Контроль, оценка и самооценка знаний способов действий


– Что объединяет последняя фраза рассказа и его название? («Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придёт исцеление»; «Ночь исцеления».)


– Какие ассоциации возникают при слове «исцеление»? (Возрождение, излечение, выздоровление, восстановление, воскрешение, очищение.)


Исследовательская работа в 3 группах: распределение обязанностей в группе, заполнение таблицы


 


 


 


Пути исцеления участников описываемого случая














Исцеление бабушки



Исцеление Гриши



Исцеление читателя


– перестала кричать

– полное спокойствие
– началось выздоровление от душевных ран– постепенно успокоился
– выработал терпение,
исцелился от собственного равнодушия
– повзрослел, сам найдя способ помочь бабушке– сочувствие, вызванное горем двух близких людей
– возникла готовность помочь герою
– собственное исцеление от чёрствости

Анализ деятельности каждой из групп, публичная защита


– Обменяйтесь своими открытиями и оцените работу коллег-исследователей по плану, указанному в рабочем листе:


1. Цели и задачи исследования.


2. Результаты работы.


3. Выводы по исследованию.


VI. Подведение итогов урока-мастерской, информация о домашнем задании:


– Какой урок извлекли из рассказа Б.Екимова? К каким размышлениям подводит нас автор?


Примерные ответы учащихся:


– Рассказ показал, как сложно строить мосты понимания и доверия между собой и другими. Как тяжело учиться вести себя правильно, учиться терпеть, понимать и не перейти за черту человечности.


– Всегда надо смотреть в сторону тех, кому труднее, чем тебе. И, наконец, человек должен помнить, что он на земле не один; он должен уметь и прийти на помощь, и принять помощь от других.


Нравственная проповедь учителя:


– Готовясь к уроку и работая вместе с вами на уроке, я тоже очень многому научилась, очень многое поняла и попробовала сформулировать следующие выводы:


– Забота о других, сострадание – непременное условие жизни, сердечность – его главное богатство. Уважение старших – закон жизни каждого человека.


– Взросление человека бывает не только возрастное, но и нравственное, когда человек впервые осознаёт ответственность за другого и пытается ему помочь. Взросление начинается с бескорыстной готовности разделить боль, утешить страдающего. И именно этот момент в судьбе юного героя Гриши и делает писатель основным мотивом в рассказе «Ночь исцеления». Б.Екимов навёл нас на размышление о добре и мужестве, о трагедии одиночества, о милосердии и гуманизме.


На память о нашем уроке хочется подарить вам, дорогие ребята, закладки со словами-напутствиями великих людей:


«Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека» (Саади)


«Самое главное человеческое качество умение сопереживать, сострадать кому-то и в горе, и в радости» (В. Сухомлинский)


«Думай хорошо, и мысли созреют, и добрые поступки» (Л.Н.Толстой)


Домашнее задание


Учитель. Выберите одно из предложенных вариантов:


1) Напишите письмо Грише, выразив свое отношение к нему.


2) Напишите сочинение в формате ОГЭ: 15.3. Как Вы понимаете значение слова милосердие? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое милосердие», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведите два примера-аргумента: один пример из прочитанного рассказа, другой – из вашего жизненного опыта.


3) Выполните творческое задание: как бы об этой истории рассказали родители Гриши. Составьте по аналогии собственный рассказ.


VII. Рефлексия учебной деятельности


– Какой этап урока показался самым интересным? Какой самым успешным?


– Какое задание оказалось самым трудным? Какое самым познавательным?


– Соотнесите своё эмоциональное состояние после напряжённой работы на уроке с пословицами и поговорками:


1) Дело мастера боится. 2 Друг за дружку держаться – ничего не бояться. 3) Семь раз отмерь, один раз отрежь. 4) Сделал дело – гуляй смело. 5) Без усилий нет успеха.


 


Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ