Личностно-ориентированное образование в I классе
Динара ЯСАВЕЕВА, учитель начальных классов высшей квалификационной категории гимназии № 125 Начальное образование – это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступе...
Начальное образование – это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, т. е. личности, желающей и умеющей учиться.
Мною были поставлены следующие задачи:
• обучение деятельности – умению ставить цели, организовать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий;
• развитие личностных качеств – ума, воли, чувств и эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
• формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.
В своей работе я опираюсь на следующие принципы:
• принцип деятельности. Он заключается в такой организации обучения, когда ребенок получает знание не в готовом виде, а добывает его сам в процессе своей собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания. Этот принцип является основным механизмом реализации развивающей функции образования;
• принцип психологической комфортности. Обязательным требованием к организации процесса обучения детей является сохранение их здоровья. Для этого необходимо снять по возможности все стрессообразующие факторы учебного процесса. Он предполагает: создание в классе спокойной доброжелательной атмосферы; веру в силу ребёнка; осознание им процесса учения; понимание учителем и родителями функциональной роли знаний. Моя роль, как учителя, заключается в том, чтобы создать на уроке атмосферу, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя как дома;
• принцип вариативности. Он предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, т. е. понимание возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Обучение, в котором реализуется принцип вариативности, снимает у учащихся страх перед неудачей. Я учу детей воспринимать ошибку не как трагедию, а как сигнал для её исправления. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни, в случае неудачи – не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь.
В нашей гимназии существует школа раннего развития «Светлячок» для детей 5 – 6 летнего возраста. Ребята посещают подготовительные курсы по подготовке к школе, что положительно сказывается на их всестороннее развитие, а так же на адаптационный период в сентябре месяце I класса. Адаптация в I классе – особый и сложный период в жизни ребенка: он усваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности – учебную, изменяется социальное окружение – появляются одноклассники, учителя и школа, как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни. Ребенок, психологически не готовый к обучению в том или ином аспекте школьной зрелости, испытывает трудности в адаптации к школе и может быть дезадаптирован.
В этом году я являюсь учителем I класса. Благодаря предшкольной подготовке класс был сформирован за год. У меня была возможность увидеть и раскрыть личностные качества каждого ребёнка. Адаптация прошла легко. Ребята быстро освоились и влились в школьную жизнь. Я постоянно участвую и помогаю в процессе становления личности каждому ребенку. Класс – это центр учебно-воспитательной работы.
В моем классе созданы все условия для самоутверждения и самовыражения каждого ученика, максимальное использование возможностей дополнительного образования, учет потребностей и интересов учащихся при организации их деятельности. Для работы в этом направлении были приглашены педагоги дополнительного образования. В гимназии работают хореографический и вокальный кружок. Весь класс занимается в театральном и шахматном кружках. Игра в шахматы – это интеллектуальное развитие личности. А театральное искусство – это кладезь всех направлений, участвующих в становлении личности ребёнка.
Для гармоничного развития личности ребёнка необходим союз учителя и родителей, создание условий партнёрства и сотрудничества с родителями. Только вместе с родителями можно успешно решать проблемы детей, помня педагогическую истину: всё хорошее о детях говорить вслух, трудности решать индивидуально.
Список литературы:
1. Маслоу А. Теория человеческой мотивации. – СПб.: Евразия, 1999.
2. Нечаева Н.В., Рощина Н.Н.. Педагогическая система развивающего обучения Л.В. Занкова: Учебное пособие. – Самара: изд. дом «Федоров», 2006.
Комментарийлар