Наше будущее зависит от чтения
Сулейманова Наиля Мансуровна,учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Большекокузской средней школы Апастовского районаЗдравствуйте, уважаемые родители! Я рада видеть вас...
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Большекокузской средней школы Апастовского района
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада видеть вас сегодня на нашем родительском собрании и приглашаю вас поговорить на важную, на мой взгляд, тему: “Почему наше будущее зависит от чтения?”
Вы знаете, что я более тридцати лет работаю в школе, и многие из вас были моими учениками, а сейчас мы встречаемся с вами уже как с родителями, и у нас общие заботы и проблемы. Несмотря на трудности, которые испытывает общество, страна, каждая семья, – приятно наблюдать, как изменился внешний облик сегодняшнего школьника: Дети приходят в школу чистые, аккуратные, нарядные, прямо как на праздник. А какие у них стильные гаджеты! И айфоны, и айпады, и часы…
Но меня тревожит вот что: так же ли красива душа нашего школьника? Почему в школах наблюдаются случаи краж, почему дети порой бывают так жестоки друг к другу, почему у них равнодушно-безразличное отношение к школьным (бесплатным!!!) учебникам и школьной мебели, что им ничего не стоит порвать книгу или испортить оборудование, почему у детей потребительское отношение ко всему?
Мне кажется, одна из серьезных причин такого состояния сегодняшних школьников – ослабление интереса к чтению, и это, по-моему, не только образовательная проблема, но и воспитательная. Вы согласны со мной?
Сколько книг вы прочитали за месяц? А ваши друзья? А ваши соседи? Сегодня ни для кого не секрет, что звание самой читающей страны мира Россия уже давно потеряла. Статистика утверждает, что больше всех на планете читают индусы — еженедельно житель Индии проводит за книгой в среднем 11 часов, тогда как россиянин — менее семи; Россия не входит даже в десятку самых читающих стран. А жаль: ведь когда-то мы гордились званием самой читающей страны.
Один из моих учеников пытался лет 7 назад доказать мне, что чтение – это пустая трата времени, это бесполезное занятие. «За время, потраченное на чтение книг, можно сделать столько полезного, – утверждал он , – помочь родителям, накормить домашнюю скотину, убрать во дворе снег, отремонтировать свой мотоцикл и т.д.» К сожалению, многие школьники и сегодня придерживаются такого же мнения. Небольшой опрос старшеклассников нашей школы показал, что 30,8% школьников не любят читать, причем, 15,4% указали, что их родители не читают, а 38,4% отметили, что у них дома вообще нет книг. Мне страшно подумать, но, возможно, в числе этих 38% есть и кто-то из вас, уважаемые родители?! А ведь еще Цицерон сказал: “Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души”.
А действительно, зачем нам читать?
Нил Гейман, английский писатель-фантаст, отвечая на этот вопрос, пишет: «…чтение художественной литературы, чтение для удовольствия является одной из самых важных вещей в жизни человека». Он приводит любопытный пример. Однажды он был в Нью-Йорке и услышал разговор о строительстве частных тюрем – это стремительно развивающаяся индустрия в Америке. Тюремная индустрия должна планировать свой будущий рост. Сколько камер понадобится? Каково будет количество заключенных через 15 лет? И обнаружилось, что можно предсказать все это очень легко, используя простейший алгоритм, основанный на опросах, какой процент 10-и и 11-летних не может читать. И, конечно, не может читать для своего удовольствия.
Думаю, в этом нет прямой зависимости, нельзя сказать, что в образованном обществе нет преступности. Но взаимосвязь между факторами видна.
Когда я перечитываю биографии известных людей, произведения писателей девятнадцатого – начала двадцатого веков, всегда ловлю себя на мысли: наверное, эти люди добились больших успехов в жизни, стали честными и благородными именно под влиянием книг, именно благодаря чтению.
Обычным в семьях того времени было явление, когда вечером все собирались за столом, и кто-то из взрослых читал вслух. Женщины занимались рукоделием, дети рисовали, кто-то, может быть, тихонько перешептывался, но именно в эти часы (и это очень важно) происходило духовное единение семьи, формировались нравственные основы личности человека.
А что мы наблюдаем сейчас? Дети целыми днями предоставлены сами себе, родители в трудах и заботах о том, чем накормить семью, во что одеть семью, где взять деньги, чтобы 1 сентября ребенок в школе не чувствовал себя ущемленным.
К сожалению, взрослые даже на секунду не задумываются: купить ли книгу или новый «крутой» телефон? А уж посидеть с детьми вечером перед сном минут десять и почитать им, или хотя бы послушать, как дети сами читают – об этом даже и говорить не приходится. Мало того, иногда в разговорах с вами, уважаемые родители, приходится выслушивать упреки при детях за то, что мы слишком много задаем читать. Но это произведения из школьных учебников, они предусмотрены программой и никак не повредят школьнику. А вот вы, упрекая учителей, не наносите ли непоправимый вред своему ребенку?
Мне кажется, настало время для совместной работы школ, библиотек, родителей, учителей: надо усилить внимание к чтению, надо заставить изменить отношение детей к книге – иначе мы окончательно проиграем в борьбе за детские души.
Знаю, что многие родители не согласятся со мной, скажут «…наивная, ты хоть знаешь, сколько сейчас стоят книги…». Увы, знаю, и тоже глубоко страдаю, когда не могу позволить себе купить какую-то книгу. Но, знаете ли, дорогие родители, сколько в библиотеках старых добрых книг, на которых воспитывалось не одно поколение людей, в том числе и большинство из вас.
Хоть мы и предпочитаем стыдливо умалчивать о Ленине, не говорить о партии коммунистов, я уверена, все нынешние руководители нашего государства и Татарстана в том числе, воспитывались именно на таких книгах, как «Как закалялась сталь» Островского, «Повесть о настоящем человеке » Полевого, «Молодая гвардия» Фадеева. Они на всю жизнь, думаю, запомнили Мальчиша-Кибальчиша Гайдара, Гаврика В.Катаева, но знают ли современные дети этих героев и эти книги? Мне кажется, наши дети должны знать эти произведения, и в этом должны помочь детям, как учителя литературы, так и родители.
А положительный опыт такой работы у нас есть. Мы уже проводили урок Семейного чтения по сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда» в 7 классе. Сказка была прочитана дома с родителями, и на уроке родители были полноправными участниками. Приятно, что и сами родители отмечали важность и необходимость таких уроков.
Общение с книгой, общение с родителями, обмен мнениями с друзьями – это рождает в учащихся интерес к книге, а потом – и к самой жизни, учит находить ответы на самые трудные вопросы, делает детей и родителей друзьями, единомышленниками, побеждая все споры и конфликты, которые бывают между родителями и детьми. Мы должны помнить, что наше будущее зависит и от чтения.
Комментарийлар