Нововведения в повышении квалификации педагогов дошкольного образования
Резеда ШАЕХОВА,заведующая отделением дошкольного и начального образования Института психологии и образования КФУ, доцент, кандидат педагогических наукВ последние годы система дошкольного образования п...
заведующая отделением дошкольного и начального образования Института психологии и образования КФУ, доцент, кандидат педагогических наук
В последние годы система дошкольного образования претерпевает серьезные изменения. В соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является первым уровнем общего образования, что в свою очередь ставит задачу овладения работниками дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО, Организация) новыми профессиональными компетенциями.
В контексте модернизации дошкольного образования следует рассматривать и внедрение Профессионального стандарта педагога, являющийся инструментом реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт).
Профессиональный стандарт педагога нацелен на решение двух важнейших задач: повышение качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста (включая детей с ограниченными возможностями здоровья) и повышение квалификации работника дошкольного образования.
В самом общем виде качество дошкольного образования определяется созданием «психолого-педагогических, кадровых, материально-технических условий в Организации, а также качеством оснащения развивающей предметно-пространственной среды» [4].
Качество дошкольного образования в немалой степени определяет качество последующих уровней системы образования России. Поэтому необходима целенаправленная работа самого педагога по овладению им новыми компетенциями, заявленными профстандартом.
Анализ современной ситуации в образовании свидетельствует о том, что не так много педагогов владеют в полном объеме заявленными в профстандарте компетенциями и являются носителями передовых педагогических практик.
Известно, что профессиональный стандарт педагога должен привести к масштабным изменениям всей системы педагогического образования. Так, Институтом психологии и образования Казанского федерального университета (далее – ИПиО КФУ) разработан проект, в котором отражены модели и программы различных подходов к подготовке педагогов новой формации. Очевидно, что для получения педагогического образования нужно не менее пяти лет. Ключ решения проблемы один – стимулирование повышение квалификации современного педагога на овладение им востребованными практикой дошкольного образования профессиональными компетенциями.
Процесс модернизации должен осуществляться на основе индивидуальной программы профессионального развития каждого работника дошкольного образования. Программы дополнительного профессионального образования повышения квалификации должны учитывать объективную оценку его профессиональных компетенций, достижений и самоанализ профессиональной деятельности.
На Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (далее - ПМЦПКиППРО) возложена ответственность за поэтапное внедрение профстандарта, поэтому считаем необходимым поделиться «первыми шагами».
Качественная реализация профстандарта в рамках повышения квалификации нуждается в серьезном научно-методическом сопровождении. Для этого необходимы база данных о кадровом составе Организаций, об их уровне квалификации, достижениях, результатах личностного роста и динамике развития их воспитанников, а также обновление содержания программ дополнительного профессионального образования и технологии их реализации.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 15 января 2013 г. № 10 «О федеральных государственных требованиях к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников» нами разработано 12 разноуровневых программ повышения квалификации, которые получили положительную экспертную оценку. Тематика программ отражает самые актуальные проблемы в образовании: «Современное дошкольное образование, обеспечивающее поддержку уникальности и самоценности детства», «Психолого-педагогическое сопровождение позитивной социализации и индивидуализации детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО», «Организация раннего языкового образования с учетом этнокультурной ситуации развития детства» и др.
В настоящее время переосмыслены базовые ценности, определены приоритеты, перспективные задачи, разработана технология обучения слушателей, определены формы обучения и взаимодействия слушателей в межкурсовой период.
С учетом логики построения учебного процесса в организациях высшего образования нами разработана технология поэтапного овладения новыми профессиональными компетенциями, способствующими реализации требований ФГОС ДО. При ее разработке мы опирались на исследования И.Ф.Слепцовой [5], интерпретируя и дополняя эти исследования новыми положениями, при этом имели ввиду, что «квалификация педагога представляет собой совокупность двух основных компетентностей: педагогической деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса в организациях дошкольного образования и педагогической деятельности по проектированию и реализации основных образовательных программ» [3]. Данная технология включает в себя пять этапов: мотивационно-целевой, теоретико-методологический, стажировочно-практический, проектировочно-развивающий, профессионально-практический.
Каждый этап предусматривает свои задачи, формы и методы работы со слушателями, которые в комплексе обеспечивают позитивную динамику профессионального роста педагога.
Хотелось бы отметить, в настоящее время в ПМЦПКиППРО созданы хорошие условия для повышения квалификации педагогов дошкольного образования (воспитателей). Занятия по освоению программ повышения квалификации проводятся в кабинете дошкольного образования на 32 посадочных места. Материально-технические средства кабинета предоставляют большие потенциальные возможности для образования и самообразования слушателей. Рациональное использование компьютерно-технических средств позволяет повысить качество обучения, достичь планируемых результатов.
Компьютерно-техническое оснащение кабинета может быть использовано для различных целей: демонстрации слушателям литературных, музыкальных произведений, познавательных, художественных, мультипликационных фильмов др.; поиска в
информационной среде материалов, обеспечивающих реализацию программ дошкольного и дополнительного профессионального образования.
Современный образовательный процесс предполагает программное обеспечение для составления презентаций: PowerPoint; Prezi, создания дидактических электронных игр и пособий: SMART Notebook; Easiteach, а также подключение к информационно-телекоммуникационной сети Internet.
Практико-ориентированные занятия по проблеме коррекционной педагогики и специальной психологии проводятся в учебно-научной лаборатории «Ранняя помощь и комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» на базе ИПиО КФУ, так называемой лекотеке. Лекотека – это дефектологическая клиника, которая осуществляет специальную педагогическую помощь не только детям, но и родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами в развитии. Она оборудована крупногабаритными модулями, дидактическими материалами М.М.Монтессори, коррекционно-развивающими игровыми средствами для детей.
В электронно-библиотечной системе «КнигаФонд» КФУ есть в наличии учебная и научная литература, доступ к которой предоставлен всем слушателям. Электронно-библиотечная система реализует легальное хранение, распространение и защиту цифрового контента литературы для вузов с условием обязательного соблюдения авторских и смежных прав. «КнигаФонд» обеспечивает законный доступ к изданиям с использованием инновационных технологий.
Следует признаться, что систему поэтапного внедрения профессионального стандарта педагога мы начали рассматривать сравнительно недавно, с момента широкого его обсуждения и первых шагов внедрения. Однако из анализа статистических данных о слушателях, материалов отчёта участников республиканской инновационной площадки (РИП), передовой педагогической практики на стажировочных площадках, материалов итоговых работ и делового общения со слушателями мы
убеждаемся в том, что добиться готовности слушателей к качественному выполнению трудовых функций достаточно сложно. Эта система должна быть системой ориентировки самого педагога.
Мы убеждены, что современные подходы к реализации программ повышения квалификации позволят решить проблему обеспечения государственной гарантии уровня и качества дошкольного образования Республики Татарстан.
Литература
1. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. – Т. 1. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.
2. Концепция дошкольного воспитания (одобрена решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию 16.06.1989 N 7/1).
3. Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384).
5. Слепцова И.Ф. Формирование готовности будущих воспитателей к взаимодействию с детьми дошкольного возраста в процессе профессиональной подготовки // Автореф. канд. дис. – М., 2007. – 18 с.
6. Ямбург Е.А. Внедрение профессионального стандарта педагога: шаг второй – уровневая оценка профессионального учительского роста: Материалы Всероссийской конференции по обсуждению содержания профессионального стандарт педагога (20 декабря 2016 г.).
Комментарийлар