Логотип Магариф уку
Цитата:

Обобщение по теме «Деепричастие» (Урок русского языка с использованием сингапурских структур обучения. VII класс)

Галина АЛЕКСЕЕВА,учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Бишевской средней школы Апастовского района, почетный работник общего образования РФЦели:обучающие:– обобщение и...

Галина АЛЕКСЕЕВА,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Бишевской средней школы Апастовского района, почетный работник общего образования РФ


Цели:
обучающие:
– обобщение и систематизация знаний о деепричастии и деепричастном обороте;
– совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;
– формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике;
развивающие: развитие логического мышления, памяти, коммуникативных умений и креативных способностей, познавательного интереса к изучаемой теме;
воспитывающие:
– воспитание бережного отношения к слову;
– культуры поведения и умения работать в коллективе;
– стремления к достижению положительных результатов в изучении русского языка.
Тип урока: урок актуализации знаний и умений.
Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, объяснение учителя, тренировочные упражнения, работа над речевыми ошибками и др.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация в программе «PowerPoint», карточки.


Ход урока
I. Организационный этап
Учитель. Здравствуйте. (МЭНЭДЖ МЭТ). Поздоровались с партнером по плечу, по лицу, все вместе. Рада нашей встрече, надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас и меня интересным, полезным. Думаю, что вы внимательные и наблюдательные ученики, способные не только слышать и слушать учителя, но и творчески решать поставленные задачи.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель. Обратите внимание на эпиграф урока. Прочтите его про себя.


Деепричастные обороты являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность.
(Д.Розенталь, советский и российский лингвист)


– А теперь прочитаем отрывок выразительно, вслух. (Читают несколько обучающихся.)
• Постановка цели и задач урока.
– Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Ответы обучающихся.)
– Да, сегодня мы обобщим и систематизируем знания о деепричастии и деепричастном обороте.
II. Актуализация знаний
1. Устный опрос изученного материала с применением сингапурских структур.
• Модель ФИНК–РАЙТ–РАУНД–РОБИН (Думаю – записываю – обсуждаем).
Учитель. На карточках даны задания. Вы дополняете каждый ряд ответом, записываете в тетради, затем в группах обсуждаете результаты.
Сначала нужно подумать, затем записать. У каждого участника на обдумывание и запись ответа будет 30 с. Начинает участник №1.
Карточка №1. Продолжить высказывание.
1. Деепричастие обозначает…
2. Деепричастие образуется от основы глагола при помощи суффиксов ….
3. Деепричастие имеет черты сходства как … так и …
4. Деепричастие с НЕ пишется …. Например, …
5. Деепричастный оборот – это …
6. В предложении деепричастие является …
7. Обстоятельства, выраженные оди­ночными деепричастиями и деепричаст­ными оборотами, на письме … (Обучающиеся выполняют задание. На обсуждение в группах дается 1 мин.)
Учитель. Теперь я хочу услышать участника №1 с первого стола. Участника №1 с четвертого стола. Большое спасибо, встаньте те, кто все выполнил правильно… Допустил одну ошибку … Две ошибки…
• Модель ФРЕЙЕР
Учитель. Участник №1, возьмите лис­ток и сложите его пополам, еще раз пополам, затем отогните угол в середине. Разверните и напишите в центре тему сегодняшнего урока. В верхнем левом углу пишете обязательные характеристики, в правом – необязательные характеристики, в нижнем левом углу пишем примеры по теме, в правом углу –
антипримеры.
(В целях экономии времени учитель раздает готовые листочки-шаблоны, которые учащиеся заполняют сначала самостоятельно. На выполнение задания дается 3 мин.)
• Модель КОНТИНИУС РАУНД РОБИН
(Проходит обсуждение понятий и определений в команде по очереди более одного круга, поэтому используется продолжительный РАУНД РОБИН. Обучающиеся по очереди делятся своими записями, сделанными в каждом квадратике.)
Учитель. Отвечаете по очереди по часовой стрелке, никого не пропуская: стол №№2, 4, 3, 1, и так по каждому понятию.
– Теперь, выслушав своих партнеров, попробуйте составить командную модель, взяв основные понятия, самые, на ваш взгляд, главные. На выполнение задания дается 3 минуты. (Обучающиеся выполняют задание.)
– А теперь попробуем составить общую модель. Мне продиктуют свои характеристики участники под №2. Нужно назвать самую главную характеристику, старайтесь не повторяться, слушать друг друга внимательно.
Называются:
– обязательные характеристики;
– необязательные характеристики;
– примеры;
– антипримеры.
Учитель. Спасибо, сразу видно, что тему вы хорошо усвоили. Напоминаю, что задания по этой теме есть в КИМах ЕГЭ.
• Физминутка (упражнение для глаз).
III. Применение знаний и умений в новой ситуации
Поэтическая разминка
Учитель. В эпиграфе урока прозвучали слова о том, что деепричастным оборотам присуща также большая выразительность. У нас уроки русского языка и литературы взаимосвязаны. Вспомните строки великих русских поэтов, восстановите их, назовите автора и произведение. Назовите деепричастные обороты.
«Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит». (А.С.Пушкин. «Зимнее утро»)
«Раз царевна молодая, милых братьев поджидая, пряла, сидя у окна». (А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне»)
«Кто штык точил, ворча сердито, кусая длинный ус». (Ю.М.Лермонтов. «Бородино»)
«Свинья под дубом вековым наелась желудей досыта, до отвала наевшись, выспалась под ним». (И.А.Крылов. «Свинья под дубом»)
IV. Обобщение и систематизация знаний
1. Работа с учебником: стр. 88, упр. 182, 183.
2. Игра «Кто быстрее?» (Повторение правописания НЕ с деепричастиями, причастиями, существительными и глаголами).
Учитель. Подумайте и распределите слова на 4 столбика: существительное, причастие, деепричастие, глагол:
№1 – существительное, №2 – причастие,
№3 – деепричастие, №4 – глагол. (На выполнение задания дается 2 мин.)
Не выезжая, не труженик, ненавидеть, незамеченная, неустрашимый, не торопясь, неправда, недоумевать, неотправленное, не успев, неисчислимый, невзгоды, не получать, ненависть, ненастье, неизведанный, неверящий, не угнаться, ненавидя, невнимание, не веря, не обижать.
(Используя структуру КОНЭРС, ученики распределяются по разным углам, в зависимости от выбранного ими ответа. В угол встают парами и обмениваются мнениями: говорят, почему выбрали именно эти слова, обговаривают правописание НЕ с этой частью речи (по 30 с каждый). Меняются парой из другого угла. Вновь проводится обсуждение по
30 с и проводится опрос. Начинает тот, кто младше, кто выше, у кого волосы темнее, светлее и т.д.)
V. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Самостоятельная работа. Тест по изученной теме «Деепричастие» (отводится 2 мин).
1. Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает:
а) действие; б) признак действия;
в) признак предмета по действию; г) добавочное действие при основном
2. В деепричастии совмещены признаки:
а) глагола и существительного;
б) глагола и прилагательного; в) глагола и наречия; г) глагола и местоимения
3. Деепричастия:
а) склоняются; б) спрягаются; в) склоняются и спрягаются; г) не склоняются и не спрягаются
4. В предложении деепричастия обычно бывают:
а) обстоятельством; б) определением; в) дополнение; г) сказуемым
5. Найди предложение, где помимо основного действия есть ещё и добавочное:
а) Чуть шелестят листья берёз, едва колеблемые ветром.
б) Я поднимаю бинокль и вглядываюсь в глубину мёртвой пустыни.
в) День был серый и ветреный.
г) Птицы то поднимались шумной тучей, то, покружившись, садились.
(Ответ: 1 – г; 2 – в; 3 – г; 4 – а; 5 – г)
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (Подготовиться к контрольному диктанту по изученной теме)
VII. Рефлексия
Ответить на вопросы на выходных билетиках:
– Достигли ли цели, поставленной перед вами в начале урока?
– Довольны ли вы результатами своей работы на уроке?
– Какую оценку бы вы поставили себе за работу на уроке? Своей команде?
– Что оказалось наиболее трудным для тебя сегодня на уроке?
VIII. Итог урока, выставление оценок с учетом проверки теста.

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ