Органы чувств человека
(Окружающий мир. V класс)Эльвира ХАБИБУЛЛИНА,учитель начальных классов высшей квалификационной категории Муслюмовского лицеяЦель. Формировать знания об органах чувств человека как источниках информац...
(Окружающий мир. V класс)
Эльвира ХАБИБУЛЛИНА,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории Муслюмовского лицея
Цель. Формировать знания об органах чувств человека как источниках информации об окружающем мире; выяснить, чем они отличаются и какую функцию выполняют; развивать навыки исследовательской деятельности; воспитывать бережное отношение к органам чувств, к своему здоровью.
Метапредметные:
Познавательные УУД: ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями;
Регулятивные УУД: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
Личностные УУД: положительное отношение к изучению предмета, уважение к мыслям и настроениям другого человека
Коммуникативные УУД: принимать работу парами и группами; воспринимать различные точки зрения; принимать задаваемые вопросы, контролировать свои действия.
УМК. «Планета знаний»
Ход урока
- I. Организационный момент. Мотивация к активной деятельности
Вниманию детей предлагается видеоклип «Выглянуло солнышко». (https://www.youtube.com/watch?v=QYlkuAgGs-g)
– Я вижу, ребята, улыбку на ваших лицах и мне тоже хорошо от ваших улыбок. Пусть она не покидает вас долго-долго.
Добрый день солнцу и птицам,
Добрый день улыбчивым лицам.
Поздороваемся с нашими гостями! Садитесь!
- II. Проверка домашнего задания.
– Ребята, какую очень важную тему мы с вами изучаем по окружающему миру? (Человек)
– Почему я назвала эту тему очень важной?
– Ребята, а чем отличаются люди друг от друга?
– Люди имеют разный цвет волос и кожи, форму глаз, носа, губ, длину рук и ног. А что их всех объединяет в устройстве организма? (Внутреннее строение организма)
– Какие системы органов образуют внутреннее строение человека? (Дыхательная, пищеварительная, кровеносная, опорно-двигательная, нервная)
– Проверим, что вы узнали на прошлых уроках о внутреннем строении организма человека. У вас на партах лежат конверты под №1. Пусть участники под №1 достанут карточки из конверта и раздадут членам группы. (По 4 изображения органов человека на каждом столе. На табличках написаны названия систем органов человека).
– Какой из этих 4 понятий вы бы выбрали, соответствующий вашей картинке? Подумайте в тишине. Обсудите в парах, почему вы выбрали данный ответ и и какую функцию выполняет выбранная вами система? (Пары обсуждают причины своего выбора.)
(Учитель просит несколько учеников поделиться мыслями своего партнера).
III. Мотивирование к учебной деятельности
– Мы хорошо поработали над темами об организме человека, но не усвоили еще одну важную сторону её, а между тем знать его для вашей будущей жизни просто необходимо.
(Показывается отрывок из учебного видео, где рассказывается о человеке в шлеме, который не пропускает свет, звуки, запахи, что руки в боксерских перчатках и что человек будет беспомощным; он не будет понимать, где он находится и что ему делать.) (0:37)
– Почему, как вы думаете? (Закрыты глаза, нос, уши, рот, кисти рук.)
– Мы уже говорили о них. Вспомните, как назвать эти органы? (Органы чувств.)
– Назовите тему урока.
– Давайте сформулируем цель нашего урока. Как вы думаете, что мы с вами сегодня будем выяснять? (Знакомиться с органами чувств, их значением)
– Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование.
– Кто будет предметом нашего исследования? (Человек)
– Верно, предметом нашего исследования будет человек, вернее, его организм. Глаза, уши, нос, язык, руки – это всё части организма, его органы. (Прикрепляются на доску карточки с названиями органов и карточки с надписями «орган зрения», «орган слуха», «орган осязания», «орган обоняния», «орган вкуса»)
– Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – группы молодых учёных.
- IV. Изучение темы урока
а) исследование органа зрения.
(Учитель предлагает на экране рассмотреть фотографии природы.)
– Подумайте, что можно рассказать об окружающем мире, рассматривая эти фотографии? (Можно узнать, какое время года, какие цветы и деревья изображены, какое из них вызывает радостное и грустное чувства)
– Какой из ранее перечисленных органов помогает нам рассматривать краски окружающего мира? (Глаза)
– Какая табличка подходит для глаз? (Орган зрения, орган слуха, орган осязания, орган обоняния, орган вкуса)
(На доске появляется схема ГЛАЗА – ОРГАН ЗРЕНИЯ.)
Вывод. Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. С помощью глаз человек воспринимает луч света и тьму ночи, все цвета и оттенки, отличает далекое от близкого. Значит, с помощью какого органа человек воспринимает окружающий мир?(С помощью глаза.)
б) исследование органа слуха.
(Учитель включает музыку.)
– Встаньте, задвиньте стулья. (Физ.минутка) (Учащиеся передвигаются по залу и по окончанию музыки учитель задает вопрос в любом порядке. Дети объединяются в группы, количество участников которых соответствует номеру ответа. (Ответы проецируются через экран)
- Какой орган помог вам услышать звук музыки? (Уши)
- С помощью какого органа ты видишь, что написано на доске? (Глаза)
3.Какой орган человека защищает его от повреждений и проникновения бактерий в организм? (Кожа)
- На земле он всех умней, потому и всех сильней? (Человек)
(Учитель задает вопрос так, чтобы №1-ый был последним. (Уши)
(На доске схема УШИ – ОРГАН СЛУХА. Дети заполняют свою таблицу).
– Значит, с помощью ещё какого органа чувств мы воспринимаем окружающий мир?
Вывод. Уши помогают людям ориентироваться в разнообразном мире звуков.
в) исследование органа обоняния.
– Для следующего исследования нам необходимо проделать практическую работу. У меня на подносе 5 баночек с номерами соответствующие номерам ваших столов. (Чеснок, апельсин, лук, духи, лимон, но детям не сообщается содержимое.) Вы можете определить, что внутри? (Невозможно: глаза не видят, уши не слышат.)
– Закройте глаза. Я сейчас пройдусь между вами. (Ученики с закрытыми глазами, определяют, что находится внутри, по запаху.)
– Так, что же внутри? Каждая команда угадывает свой запах.
(Духи, лимон, чеснок, лук, апельсин)
– Какой орган помог вам определить это? (Нос)
(На доске схема НОС – ОРГАН ОБОНЯНИЯ)
Вывод. Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. Запах гари может предупредить нас об опасности – о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния.
г) исследование органа вкуса.
– Для продолжения исследования мне понадобятся помощники. Подойдите участники под номерами 2. (На 5 подносах по 2 штуки тарелки с сахарной пудрой и мукой.)
– Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали? (Затруднение в ответе.)
– А что же нам делать? (Дети определяют по вкусу.)
– Что вы ощущаете? Что помогло вам почувствовать вкус? (Дети догадываются, что это – язык.)
– Дайте научное определение этому органу.
(На доске схема ЯЗЫК – ОРГАН ВКУСА .
Вывод. Орган вкуса помогает нам знакомиться со свойствами предмета, когда не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха.
д) исследование органа осязания.
Игра «Секретный мешочек»
(Учащимся предлагается на ощупь определить предметы в мешочке, не засовывая руки внутрь. Все предметы одинакового размера и формы: теннисный мяч, не очень мягкий апельсин.)
– Что вы чувствуете? Можете ли узнать предмет? (Дети описывают предмет, но точно назвать его не могут.)
– А как же вы смогли бы определить предмет? Что поможет вам в этом?
(При помощи рук.)
– Но ведь сначала вы тоже пользовались рукой, но не смогли отгадать предмет. (При помощи кожи.)
(На доске схема: КОЖА – ОРГАН ОСЯЗАНИЯ)
Вывод. На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, форму, величину предметов, их поверхность. Кожа – это орган осязания.
– Вот и закончилось наше исследование. Сейчас мы сможем ответить на вопрос: кто же они, наши верные помощники, с помощью которых мы воспринимаем окружающий мир? Посмотрите на доску (учитель показывает на левую сторону таблички) – это органы, а это – чувства. (Показывает на правую сторону таблички.) Какое название отсюда следует?
е) исследование охраны и гигиены органов чувств.
– Ребята, а как вы думаете, нужно ли охранять органы чувств? Почему?
– Теперь новое задание вам для работы в команде: нужно выбрать из данного списка правила охраны и гигиены органа чувств. (Каждому учащемуся предлагается на листе одинаковый свод правил. Они должны выбрать только те из них, который будет соответствовать определенному органу. Стол №1 – глаза, №2 – уши, №3 – нос, №4 – язык, кожа.)
– Во время выполнения данного задания вы должны ОБДУМАТЬ ответ, подчеркнуть его. Затем по очереди, начиная с участника №1, ОБСУДИТЕ свои ответы в команде. (Каждый стол выступает по одному из органов.)
ж) органы чувств и мозг. Нервная система.
– Ученые говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает запахи, не кожа чувствует прикосновение, а МОЗГ!» Как же это понять? (Ответы детей.)
– Закройте глаза и представьте: утро, вы еще спите. Вдруг…звенит будильник. Что вы делаете?
– Видя, что подъезжает машина, вы будете переходить дорогу?
– А в лесу, увидев ёжика, вы будете его гладить или брать в руки?
– Вы поступите правильно, почти не задумываясь. Кто же управляет всеми вашими поступками? Ими занимается наш мозг! (На экране показывается рисунок мозга.) Человек видит, слышит, чувствует вкус и запах только тогда, когда сигналы от органов чувств поступают в головной мозг. Что бы мы не делали, всеми управляет он. Но как сигналы поступают в головной мозг? Найдите ответ в учебнике (Учебник стр. 38)
(Рассказ учителя о нервной системе: головной мозг (управляет всем) и спинной мозг (проводит сигналы от органов к г.м.)
- V. Закрепление. Самооценка
Детям предлагаются карточки. Они должны соединить линиями соответствующие названия с органами. (Проверка по экрану)
Встаньте, у кого верно.
Комментарийлар