Особенности преподавания арабского языка в рамках факультатива
Ильяс МУХАМЕТЗЯНОВ,кандидат филологических наук, доцент, учитель-исследователь гимназии №27 с татарским языком обучения г. Казани, соавтор учебно-методических комплексов по арабскому языкуАрабский язы...
Ильяс МУХАМЕТЗЯНОВ,
кандидат филологических наук, доцент, учитель-исследователь гимназии №27 с татарским языком обучения г. Казани, соавтор учебно-методических комплексов по арабскому языку
Арабский язык, как факультатив, очень отличается от других предметов школьной программы. Существенной спецификой арабской грамматики является её логическая структура. Большинство грамматических явлений подчиняется строгим установкам. Этот факт позволяет сравнить арабский язык с математическими правилами. Следовательно, его изучение способствует развитию логического мышления и интеллекта. В процессе обучения арабскому языку необходимо постоянно расширять кругозор учеников, знакомя их со спецификой арабских стран, культурой, обычаями и их историческим развитием.
Цель факультатива – научить учеников арабскому алфавиту, правилам правописания, арабскому произношению, навыкам чтения на арабском языке, начальным навыкам монологической и диалогической речи, сформировать простейшие грамматические навыки в построении предложений и фраз. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– обучение учащихся арабскому алфавиту и правилам правописания;
– постановка арабского произношения;
– обучение навыкам чтения на арабском языке;
– развитие начальных навыков монологической и диалогической речи.
Методические рекомендации, планирование материала и упражнений по урокам носят ориентировочный характер. Учитель, исходя из условий и характера учебного процесса в своем классе, вносит соответствующие изменения в дозировку материала, подбор упражнений, определяет их последовательность и сроки выполнения, соблюдая при этом общие методические принципы и систему обучения, на которых строится учебный процесс. Первый этап «хода урока» (проверка домашнего задания) включает в себя, наряду с контролем домашнего задания и проверку усвоения материала предыдущего урока.
Учащиеся тренируются в написании букв дома в рабочих тетрадях (на занятии же записывают букву при объяснении учителем норм написания той или иной буквы).
При изучении грамматического материала можно пропускать прослушивание аудиозаписи для экономии времени, в таком случае образцом в чтении служит учитель. Рабочая тетрадь дает возможность закрепить материал урока самостоятельно, а преподавателю проверить усвоение материала учащимися, а также увеличивает объем занятий за счет самостоятельной работы учащихся.
Учитель должен:
– строить процесс обучения арабскому языку так, чтобы изначально существующая у всех детей мотивация сохранялась и развивалась дальше;
– использовать различные режимы работы для увеличения активного времени каждого учащегося;
– учитывая «реактивность» и подвижность детей, вести урок в нормальном, не замедленном темпе.
Принцип наглядности факультатива всегда был очень важным в обучении иностранному языку, особенно детей младшего возраста. Исходя из этого учителю необходимо:
– привлекать слуховую наглядность. Если учитель не использует звукозапись, он не развивает должным образом фонематический слух, не формирует умение понимать иноязычную речь на слух и тем самым обрекает последующие этапы обучения на неудачу;
– обучать детей самостоятельно пользоваться звукозаписью дома или во второй половине дня в кабинете арабского языка;
Воспитательные и образовательные направленности факультатива:
1. Коммуникативная направленность. Воспитание направлено на формирование личности как идеала общества. Следует отметить, что воспитательные и образовательные задачи решаются в процессе выработки речевых умений и навыков, другими словами, коммуникативное обучение направлено на развитие личности. Коммуникативное обучение иностранному языку оказывает положительное влияние на развитие всех психических функций человека. При коммуникативном обучении развитие мышления происходит за счет решения постоянно усложняющихся речемыслительных задач. Тем самым активно развивается познавательная и коммуникативная функция мышления. Коммуникативный подход строится таким образом, что деятельность учеников, их опыт, мировоззрение, учебные и внеучебные интересы и склонности, их чувства не остаются за порогом школы, а наоборот, всячески учитываются при организации общения на уроке.
2. Грамматический минимум. В условиях средней школы нет реальной возможности для усваивания всех грамматических явлений арабского языка, по причине его обширности и трудности при формировании грамматических навыков. Поэтому необходимо усилить дифференциацию при отборе материала для активного и пассивного грамматического минимума. И представить сложные грамматические явления в упрощенном виде. Желательно использовать опоры, наглядности, схемы при этом, и по мере овладения упрощенным вариантом давать более сложные конструкции.
3. Доступность упражнений. Основным фактором, обуславливающим успех обучения речевой деятельности и формирования грамматических навыков, являются упражнения, ибо в упражнениях, моделирующих деятельность, формируются, развиваются и совершенствуются речевые навыки и умения. Кроме умело построенной системы упражнений, обучение должно происходить на доступных объяснениях и посильных заданиях. Слишком легкая и слишком трудная работа не стимулирует активности учащихся.
4. Групповая и самостоятельная работа учащихся. Такой фактор, как сочетание фронтальных, индивидуальных и парных форм работы на уроке способствует такому построению занятия, при котором каждый учащийся все время работает, не выключаясь в определенные моменты (например, при индивидуальном опросе) из учебного процесса. Стремление повысить эффективность обучения и формирования практических навыков побудило нас использовать групповую работу учащихся, в процессе которой происходит их самообучение и взаимообучение.
Домашнее чтение. Под домашним чтением мы понимаем обязательное для всех учащихся, дополнительное по отношению к учебнику, постоянное и обильное чтение с целью извлечения содержательной информации. Для того, чтобы это чтение было постоянным и обязательным, оно должно быть посильным. Поэтому тексты должны быть легкими (адаптированными) из художественной, общественной, политической и научно-популярной литературы, содержащие преимущественно знакомый учащимся лексико-грамматический материал. Итак, главное назначение домашнего чтения – получение информации из текстов на иностранном языке. Вместе с этим систематическое и планомерное домашнее чтение является важным источником и средством увеличения лексического запаса и развития навыков устной речи учащихся. В развитии умений и потребностей язычного чтения, формировании учащихся психофизиологических механизмов чтения как деятельности, процесса, а также в совершенствовании устно-речевых навыков учащихся на основе прочитанного домашнего чтение призвано сыграть ведущую роль. Домашнее чтение позволяет учащимся уже в школе приобщиться к чтению на иностранном языке как к реальной речевой деятельности. Критерии отбора текстов для чтения. Наряду с организацией домашнего чтения имеет содержательная сторона учебных материалов, предназначенных для чтения.
В результате изучения арабского языка на базовом уровне ученик должен знать:
– значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа обучения и соответствующими ситуациями общения, в том числе оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета;
– значение изученных грамматических явлений в расширенном объеме – страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный опыт школьников: уметь:
– вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения (в рамках изученной тематики); беседовать о себе, своих планах;
– рассказывать о своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики; представлять социокультурный портрет своей страны и стран изучаемого языка.
Литература
1. Закиров Р.Р., Мингазова Н.Г., Мухаметзянов И.М. Арабский язык. 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. / Р.Р. Закиров, Н.Г.Мингазова, И.М. Мухаметзянов. – Казань: Магариф – Вакыт, 2011. – 128 с.
2. Закиров Р.Р., Мингазова Н.Г., Мухаметзянов И.М. Арабский язык. 5 класс: книга для чтения к учебному пособию для общеобразовательных учреждений. / Р.Р. Закиров, Н.Г. Мингазова, И.М. Мухаметзянов. – Казань: Магариф – Вакыт, 2011. – 80 с.
3. Закиров Р.Р., Мингазова Н.Г., Мухаметзянов И.М. Арабский язык. 5 класс: методическое пособие к учебному пособию для общеобразовательных учреждений. / Р.Р. Закиров, Н.Г. Мингазова, И.М. Мухаметзянов. – Казань: Магариф – Вакыт, 2011. – 48 с.
4. Закиров Р.Р., Мингазова Н.Г., Мухаметзянов И.М. Программа по арабскому языку для школьников 5 – 11-х классов общеобразовательных школ и гимназий. / Р.Р. Закиров, Н.Г. Мингазова, И.М. Мухаметзянов. – Казань: ООО «Фолиантъ»; Издательство МО и Н РТ, 2010. – 72 с. и др.
Комментарийлар