Логотип Магариф уку
Цитата:

Особенности преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Русская литература» в 2014/2015 учебном году

(Методические рекомендации)Гульшат  Ахбарова, Тамара  Скиргайло, профессора ИРО РТ, доктора педагогических наукВ 2014/2015 учебном году учителя общеобразовательных учреждений Республики Татарстан начн...

(Методические рекомендации)


Гульшат  Ахбарова, Тамара  Скиргайло,


профессора ИРО РТ, доктора педагогических наук


В 2014/2015 учебном году учителя общеобразовательных учреждений Республики Татарстан начнут обучение учащихся  пятых классов по федеральным государственным  стандартам основного общего образования нового поколения. На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 г. № 1897 введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС) начинается с 1 сентября 2015 года. Однако при наличии необходимых условий учебные заведения могут переходить на новый стандарт основного общего образования раньше (См, Приказ  Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 01 февраля 2011 года № 19644); Приказ МО и Н РФ  от 17 мая  2012 г. № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования").


А это означает, что при планировании работы на следующий учебный год необходимо обратить внимание на то, каким образом деятельность учителя позволит в полной мере раскрыть содержательный аспект русского языка, литературы как учебных предметов в соответствии с новыми целями и технологическими подходами. При переходе на обучение в ОУ по новым стандартам содержание учебного предмета сильно не трансформируется, но изменятся цели и подходы к обучению, применяемые методики и технологии.


Главная цель введения ФГОС второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.


Что представляет собой Федеральный государственный стандарт основного общего образования? Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании». Федеральный государственный стандарт основного общего образования (СТАНДАРТ) представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».


Чем отличается новый стандарт от предыдущих?


Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования.


Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.


Третье принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий – это отличие в структуре.


ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.


Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Именно поэтому в стандарт, например, введена Программа формирования универсальных учебных действий, а учебные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.)


Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.


На ступени основного общего образования (5–9 классы) у обучающихся должно быть «сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».


Какие требования выдвигает новый стандарт?


Стандарт выдвигает три группы требований:


1) Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.


Каждое образовательное учреждение, исходя из своей уникальности, разрабатывает собственную образовательную программу, Учебный план, учитывая, в том числе запросы и пожелания родителей школьников. Родители должны познакомиться с программой, чтобы понимать, как будут учить ребенка, по каким технологиям, чему его научат, какими качествами и умениями он будет обладать по окончании основной школы.


2) Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.


Итогом обучения станет совокупность результатов:


– личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.);


– метапредметных (универсальные учебные действия);


– предметных (система основных знаний).


Оцениваться будет не то, что запомнил ребенок, а то, как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях. Наряду с традиционными устными и письменными работами у учеников появится возможность «накопительной оценки» за выполнение тестов, проектов, различных творческих работ. Это могут быть рисунки, сочинения, наблюдения, аудио-, видеоработы, газеты, презентации, создание личного портфолио с коллекцией достижений ученика.


3) Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования.


Раньше никто не вписывал в стандарты нормы, определяющие техническое оснащение учебного процесса, кадровые и финансовые ресурсы. В новом стандарте четко описываются требования к информационному пространству, материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, кадровым и финансовым условиям.


Новый стандарт одной из главных задач школы определяет развитие и формирование универсальных учебных действий (УУД). В школе будут разработаны программы развития УУД, в т.ч. их технологическая основа, исходящая из содержания учебных предметов.


Сегодня учителю предлагается определить, какие элементы УУД формируются в рамках действующего стандарта.


В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта в профессиональной деятельности учителя будут иначе расставлены акценты. Безусловно, предметные знания всегда были, есть и будут на первом месте, поскольку без знаний невозможно сформировать учебную компетентность ученика. Тем не менее, перед учителем стоит задача не только «дать» знания, но и показать «путь приобретения» этих знаний», т.е. к дидактической роли учителя естественно прирастает ещё одна – управленческая (учитель управляет образовательным процессом по своему предмету – отсюда вытекает и название настоящих методических рекомендаций «Организация образовательного процесса в рамках предмета…»).


С информацией о новых образовательных стандартах можно ознакомиться на сайте     http://mon.gov.ru/.


 


I. Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя русского языка и литературы


 


Федеральные нормативные документы


 


Преподавание русского языка в 2014/2015 учебном году должно проводиться в соответствии со следующими нормативными документами:


1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 233-ФЗ;


2. Приказ  Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 01 февраля 2011 года № 19644);


3. Приказ МО и Н РФ  от 17 мая  2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;


4. Примерные программы по учебным предметам. 5–9 классы. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения).                5. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 29.12.2010 № 02-600 зарегистрирован  в Минюсте России 03 марта 2011 года, № 23290).


6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. № 253;


7. Концепция федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011– 2015 годы (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 164-р).


8. Приказ от 08 июня 2009 г. № 195  Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении списка грамматик, словарей, справочников, содержащих нормы современного русского языка (Зарегистрирован в Минюсте России 06 августа 2009 г. № 14483) и др.;


 


Региональные нормативные документы


 


1. Закон РТ «Об образовании» от 22.07.2013 № 68-ЗРТ (принят ГС 28.06.2013 г.);


2. Ведомственная целевая программа «Русский язык в Татарстане» на 2011–2015 годы (МО и Н РТ № 6981/11 от 30.12.2011);  


3. Письмо МО и Н РТ от 23.06.2012 г. № 7699/12 «Об учебных планах для I–IX классов школ Республики Татарстан, реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии с ФГОС общего образования»;


            4. Приказ МО и Н РТ от 09.07. 2012 г. № 4154/12 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего  образования»;


            5. Приказ МО и Н РТ от 10.07.2012 г. № 4165/12 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования».


Методическое обеспечение ФГОС


 


1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.


2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010.


3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя /А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2010.


4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Институт стратегических исследований в образовании РАО.http:// rudocs.cxdat.com/docs/index-256290.html


5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование: учебное издание / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.


6. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 233 с.


7. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся в различных условиях организации образовательного процесса: Сборник программ внеурочной деятельности /авторы-составители: Ю.Ю. Баранова, А.В.Кисляков, Ю.В. Ребикова, Л.Н. Чипышева; под ред. М.И. Солодковой. – Челябинск: Изд-во «ПОЛИГРАФ-мастер», 2012. -93.


Рекомендации по организации и содержанию внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС ООО


 


Под внеурочной деятельностью в рамках ФГОС  следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения образовательных программ основного общего образования.


 ФГОС ООО реализуется по следующим направлениям развития личности: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное (ссылка на п. 14 ФГОСС ООО).


Организационным механизмом реализации внеурочной деятельности является план внеурочной деятельности как рекомендательный структурный компонент  организационного раздела ООП ООО и ООП НОО.


Особенностью внеурочной деятельности является то, что она направлена на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.


План внеурочной деятельности может включать курсы внеурочной деятельности содержательно относящихся к тому или иному учебному предмету или группе предметов, направленных на достижение не предметных, а личностных и метапредметных результатов. Эти результаты сформулированы в Планируемых результатах программ междисциплинарных курсов (1.2.3.) Например, «Формирование учебно-исследовательской культуры в процессе филологического образования», «Смысловое чтение как основа филологического образования».


При разработке программ курсов внеурочной деятельности необходимо учитывать структуру, определённую в п. 18. 2.2.  ФГОС  С (П)О, а при выборе форм организации деятельности учащихся, отборе содержания курса, разработке мониторинга его результативности необходимо использовать «Методические рекомендации издательства «Просвещение» (http: || www. prosv. ru | info. Aspx? Ob – nj= 16622)


Работа с одарёнными учащимися, успешными в обучении школьниками может быть организована в рамках кружковой деятельности или факультатива, а также на базе учреждений дополнительного образования. В связи с этим рекомендуются следующие формы деятельности:


– подготовка к олимпиадам разного уровня и предметным курсам (включая международные);


– подготовка учащихся к научно-практическим конференциям;


– проектная деятельность.


При организации работы по подготовке учащихся к олимпиаде руководителям районных и школьных методических объединений рекомендуется:


– проводить школьные/муниципальные олимпиады в соответствии с приказами Министерства образования и науки Республики Татарстан и положением об олимпиаде;


– обеспечить условия для работы с одарёнными и заинтересованными   в    изучении русского языка школьниками;


– при подготовке участников олимпиад использовать задания разного типа и разного уровня сложности, ориентируясь на типологию заданий Всероссийской олимпиады  по русскому языку.


При выборе форм организации деятельности учащихся, отборе содержания курса, разработке мониторинга его результативности необходимо использовать рекомендации по внеурочной деятельности Издательства просвещение. (http: || www. prosv. ru | info. Aspx? Ob – nj= 16622)


 


Инструктино- методичкские материалы


 


Письмо Минобрнауки РФ от 19. 04. 2011 № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»: Методические материалы и разъяснения по отдельным вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования (приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России от  19 апреля 2011 г № 03-255)  http:// respectrb/ru.|node|2577/


Освоение содержания регионального компонента языкового образования могут быть представлены в программе соответствующими модулями, раскрывающими региональные и этнокультурные особенности функционирования русского языка.


Освоение содержания регионального компонента языкового образования осуществляется по полипредметной (базовой) модели обучения (интегрируется в содержание учебных предметов, предусмотренных инвариантной частью ОБУП) и предметной модели. Оно может быть реализовано также и во внеурочной деятельности.


Реализация регионального компонента языкового образования в РТ предполагает широкий спектр направлений, осуществляемых в следующих целях:


– обучение русскому языку как средству коммуникации во всех сферах деятельности;


 – повышение  языковой культуры учащихся;


– овладение  единицами языка с этнокультурным компонентом  значения;


– овладение русским речевым этикетом.


Направления реализации регионального компонента:


1. Краеведческое (топонимика, диалектология).


2. Лингвистическое. Это направление может быть реализовано в следующих курсах: «Жизнь слов и фразеологизмов в языке и речи»,  «Исторический комментарий к фактам русского языка, нормы литературной речи» и др.


3. Коммуникативное. Это направление может быть реализовано в следующих курсах: «Риторика», «Стилистика»,  «Русская словесность», «Язык в речевом общении».


4. Культурологическое. Это направление реализуется в курсах «Речевой этикет», «Говорите правильно», «Культура речи и культура общения» «Эпидейктическая речь» и др.


 


Результаты образования


 


ФГОС ориентирует современную школу на качественно иные результаты образования, позволяющие человеку успешно социализироваться в обществе.  С точки зрения содержания школьного образования основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:


информационной (умение искать, преобразовывать и использовать информацию для решения различного рода проблем);


коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с людьми);


самоорганизации (умение ставить цели своей деятельности, планировать её, эффективно использовать личностные ресурсы);


самообразования (готовность определять и осуществлять индивидуальную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая тем самым свою успешность и конкурентоспособность).


Безусловно, введение нового образовательного стандарта предполагает пересмотр целого ряда педагогических позиций и установок, в частности, переход с традиционной парадигмы обучения на личностно ориентированную, деятельностную.


Главным направлением деятельности учителей русского языка и литературы  в 2014/2015 учебном году   должно быть освоение новых государственных образовательных стандартов. Учителям необходимо разработать  следующие темы (на выбор):


«Характеристика Примерной программы по русскому языку и литературе».


«Планируемые результаты освоения основных образовательных программ по русскому языку и литературе и система их оценки».


«Практикум по составлению рабочих программ по русскому языку и литературе».


«Современное научно-методическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с ФГОС нового поколении. Реализация системно-деятельностного подхода в современных УМК по русскому языку и литературе».


«Основные характеристики современного урока русского языка и литературы, реализующего ФГОС ООО».


«Системный подход и моделирование в обучении русскому языку и литературе».


«Ведущая роль мотивации в организации учебной деятельности в контексте системно-деятельностного подхода».


«Целеполагание как важнейший элемент современного урока».


«Урок усвоения новых знаний в парадигме системно-деятельностного подхода».


«Организация проектно-исследовательской деятельности по русскому языку и литературе».


«Использование в образовательном процессе цифровых ресурсов и информационных технологий».


Особое внимание уделить типам и видам уроков.


Главная  цель  – освоение нормативно-правовой базы ФГОС ООО, её обновлённого научно-методического содержания,   овладение личностно развивающими технологиями, связанными с реализацией системно-деятельностного подхода в обучении, организацией проектной и научно-исследовательской деятельности школьников.


К личностно развивающим технологиям относятся проблемное, развивающее, интерактивное обучение, сочетающее различные формы индивидуальной и групповой работы, в ходе которой решаются учебно-познавательные, коммуникативно-развивающие и социально-ориентационные задачи.


Большое внимание на  заседаниях МО уделять проектированию уроков русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.   Отличительными особенностями таких уроков являются:


системно-деятельностный подход (создание особых условий обучения, при которых учащийся становится субъектом процесса обучения, самостоятельно ориентируется в учебной деятельности: целеполагает, планирует её, осуществляет самоконтроль и коррекцию);


метапредметность (формирование и развитие у учащихся универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных);


рефлексивность (анализ процесса достижения учебной цели и его результата).


Любой урок, независимо от его типа, включает три обязательных этапа:


мотивационно-целевой (обеспечение появления у детей познавательного мотива, вовлечение учащихся в самостоятельное целеполагание, определение учебных задач);


процессуальный (организация продуктивной познавательной деятельности учащихся, использование технологий развивающего, проблемного обучения, технологии деятельностного метода, активных форм и методов обучения; совершенствование форм учебного сотрудничества (организация работы в парах и группах), реализация дифференцированного подхода в обучении);


рефлексивно-оценочный (организация самостоятельной оценочной и коррекционной деятельности учащихся).


Переход от знаниецентричной парадигмы обучения к деятельностной, компетентностной. Такой переход строится на понимании того, что успех обучения зависит не столько от количества знаний учащихся, сколько от сформированности универсальных способов познания, мышления, практической деятельности. Именно этот подход отражён в новых образовательных стандартах и реализуется в практике преподавания русского языка и литературы.


Большое внимание  необходимо уделять  мотивированию обучающихся, поддержанию устойчивого познавательного интереса на протяжении всего урока. Выстраивая занятия, педагогу  необходимо отбирать методы и приемы работы, активизирующие познавательную деятельность учащихся. При изучении нового материала предпочтение отдавать индуктивному методу: от наблюдений над особенностями изучаемого языкового явления   к пониманию общей закономерности, лежащей в основе этого явления, к обобщению, к определению понятия. Педагоги  должны владеть технологией проблемного обучения. На большей части уроков, посвящённых изучению нового материала, должна создаваться проблемная ситуация (ситуация затруднения, определяющаяся противоречием между знанием и незнанием), выдвигаться учащимися определенные целевые установки и намечаться пути достижения цели. Проблемный тип учения стимулирует познавательную активность учащихся и несет в себе мощный потенциал развития продуктивного мышления, определяя тем самым методологию системно-деятельностного подхода.


Планируя работу по закреплению материала или по обобщению и систематизации изученного, учителя  должны отдавать предпочтение тем формам и приёмам работы, видам упражнений, на основе которых формируются и совершенствуются познавательные универсальные учебные действия, связанные с важнейшими мыслительными операциями: анализа, обобщения, абстрагирования, дифференциации, классификации, установления причинно-следственных связей.


Учителя-словесники должны активно использовать в своей практике развивающую наглядность: опорные схемы и таблицы по отдельным темам и разделам школьного курса. Работа с ними позволяет не только лучше усвоить материал, но и получить наглядное представление о системности языка, универсальности многих языковых явлений. У учащихся, самостоятельно анализирующих опорную схему или таблицу или составляющих их, развиваются и совершенствуются важнейшие мыслительные и коммуникативные навыки.


Системно-деятельностный подход предполагает единство процессов формирования речевой и мыслительной деятельности. Формирование целого ряда метапредметных компетенций определяется качеством речевой подготовки школьников. Задачами работы по реализации речевой (коммуникативной) направленности являются овладение навыками смыслового чтения, обогащение активного словаря ребенка, формирование умения логически и стилистически оправданно использовать различные грамматические средства, связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, подчиняя высказывание основному замыслу, совершенствование умений и навыков анализа текста и, наконец, собственно коммуникативных навыков –  навыков речевого общения. Эти задачи  должны осознаваться всеми педагогами-словесниками как приоритетные. Коммуникативная, речевая направленность  должна  планироваться на каждом уроке:   доказать, аргументировать свое суждение, объяснить, прокомментировать, обобщить сказанное, вступать в диалог и т.д.


Важнейшей характеристикой коммуникативно ориентированного обучения языку является использование текста в качестве главной дидактической единицы. Работа с текстом позволяет развить у детей следующие метапредметные умения: читать и понимать текст, извлекать из него необходимую информацию, анализировать текст с точки зрения его содержания, структуры, стилистической принадлежности, пересказывать и редактировать текст, самостоятельно создавать на основе текста собственное речевое высказывание.


Работа с текстом является обязательным этапом современного урока русского языка.


Несомненно, большое значение имеет содержательная сторона текстов, их эмоциональная насыщенность, соответствие нравственно-этического и эстетического содержания психологическим особенностям школьников. Работа с текстом на уроках русского языка непосредственно связана с развитием у учащихся эмоциональной и эстетической восприимчивости, любви к родным слову, языку, природе, народу, стране.


Трудно переоценить роль литературы в достижении личностных результатов  освоения основной образовательной программы. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию тех ценностных смыслов, без которых невозможна национальная идентификация и самореализация личности.


Изучение литературы предполагает наличие и дальнейшее развитие метапотребностей учащихся, в первую очередь личностных: приобщение к миру ценностей, выработанных человеческой культурой, формирование своего ценностного мира, формирование потребности в чтении произведений, побуждающих к размышлению, духовной работе.                                                               В центре современного учебного занятия по литературе находится художественный текст и ученик как читатель. Задача педагога – организовать образовательное пространство так, чтобы состоялся продуктивный диалог между литературным произведением и школьником, позволяющий сформировать разнообразные компетенции личности: предметную, коммуникативную, информационную, социальную, нравственную. Поэтому развитие навыков смыслового чтения и разнообразных видов работы с текстом является стратегической линией для учителя-словесника. Овладение языком искусства, развитие умения школьников видеть художественные приемы обработки жизненного и словесного материала в свете авторского замысла, соотносить это со своим опытом и мировоззрением происходит через чтение-восприятие, переживание, анализ, интерпретацию, оценку, как произведения, так и собственной деятельности.


На всех уроках литературы, как и на уроках русского языка,  необходимо планировать мотивационно-целевой, процессуальный и рефлексивно-оценочный этапы,  обращаться к личным впечатлениям и ассоциациям школьников,  предлагать  подумать над проблемным вопросом, связанным с содержанием изучаемого произведения. В конце урока (на этапе рефлексии) учащимся  предложить оценить содержание урока с точки зрения достижения его цели.


Популярной формой инновационного обучения на уроках литературы является проектная деятельность.   Использование проектных технологий позволяет решить одну из важнейших задач современного образования: формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.


Формирование коммуникативных универсальных учебных действий напрямую связано с умением работать с другими участниками учебного процесса. Групповая и парная формы работы позволяют активно включать учащихся в атмосферу сотрудничества и сотворчества и создавать тем самым мотивацию к обучению и формировать необходимые коммуникативные умения.


Групповая форма обучения должна включать следующие этапы:


1. Постановка учебной задачи, краткий инструктаж учителя.


2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения, распределение обязанностей.


3. Работа по выполнению учебного задания.


4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.


5. Взаимная проверка и контроль выполнения задания в группе.


6. Сообщение учащихся о полученных результатах, общее обсуждение в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, формулировка окончательных выводов.


7. Индивидуальная самооценка и взаимооценка учащихся, работавших в одной группе.


8. Оценка работы групп и класса в целом.


Рекомендации по организации учебного процесса с учётом результатов итоговой аттестации по русскому языку


Русский язык – предмет, по которому проводится  один из двух обязательных экзаменов как в IX, так и в XI классе.


Анализ результатов Единого государственного экзамена в течение последних трех лет позволяет дать некоторые рекомендации по совершенствованию процесса преподавания русского языка.


Можно сделать вывод, что многие методические просчеты в обучении русскому языку связаны с игнорированием ключевой роли планомерной работы по развитию и совершенствованию всех видов речевой деятельности в их взаимосвязи. При подобном подходе в центре внимания оказываются интересы и творческий потенциал ученика, его личный и читательский опыт, что соответствует требованиям реализации личностно ориентированного подхода в обучении русскому языку.


Годы проведения экзамена показали, что у выпускников недостаточно сформирована способность к разнообразным видам языкового анализа на функционально-семантической основе, т.е. с учетом семантической характеристики языкового явления и его функциональных особенностей. Именно поэтому большое значение имеет организация целенаправленной работы по систематизации и обобщению учебного материала, которая должна быть направлена на развитие умений выделять в нем главное, устанавливать причинно-следственные связи между отдельными элементами содержания, обращая особое внимание на взаимосвязь разделов школьного курса русского языка.


Одним из главных требований к организации учебной деятельности по усвоению языка при таком подходе должно быть пристальное внимание к различным языковым значениям (лексическому, грамматическому, словообразовательному и др.). Очень важно при этом добиваться понимания учащимися того, что успешное выполнение любого задания предполагает тщательный анализ его условия и выбор адекватной последовательности действий.


Подготовку учащихся к ЕГЭ по русскому языку необходимо начинать не в XI классе, а значительно раньше, уже в V классе, если не в начальных, используя перспективно-опережающее обучение и внутрипредметные связи. При этом важно учесть как форму экзамена, так и изменения в его содержании, критериях оценивания части С.


При подготовке к итоговой аттестации в IX классе по русскому языку особое внимание необходимо уделить работе по аудированию (умению обрабатывать информацию, воспринятую на слух). Многоплановая работа по переработке информации текста должна осуществляться коммуникативно-деятельностным и практико-ориентированным подходами.


Результаты экзамена выявили серьёзную проблему, стоящую перед основной школой, – проблему организации планомерной и постоянной работы над освоением учениками лексического богатства русского языка. Лексическая работа чрезвычайно важна как при обучении восприятию текста, так и при формировании продуктивных умений. Поэтому в сегодняшней школе нужно больше внимания уделять обучению разным видам чтения.


В курсе русского языка в основной школе большее внимание уделяется теоретической составляющей в освоении норм орфографии и пунктуации, чем практическому овладению этими нормами. Усиление практической направленности обучения русскому языку и соединение теории с практикой может быть достигнуто на основе многоплановой, системной и систематической работы с текстом.


Развитие речи, непосредственно связанное с развитием мыслительной деятельности, – одна из важнейших задач обучения языку, которую необходимо решать постепенно и постоянно на протяжении изучения всего школьного курса. И центральное место в этой работе должно занимать обучение в основной школе. Именно на этом этапе формируется комплекс умений, который  обеспечивает владение речью.


Необходимо совершенствовать формы промежуточного контроля по русскому языку с учетом новой формы итоговой аттестации.


В процессе обучения необходимо уделять особое внимание формированию аналитических навыков обучающихся, для чего следует усилить работу по разноаспектному лингвистическому анализу текста на уроках русского языка.


На основе всего вышеизложенного рекомендуется:


●       внести изменения в рабочие программы по русскому языку, включив в них разделы по культуре речи и стилистике, ориентировать календарно-тематическое планирование на формирование языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций  в процессе  овладения русским языком;


●       осуществлять комплексное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию, чтению, говорению и письму; ведущая роль должна принадлежать чтению как  метапредметному и предметному умениям, постоянно повышать качество чтения;


●       строго выполнять практическую часть программы: проводить необходимое количество контрольных и обучающих работ; особенно -  по развитию речи (например, в IX классе изложений с творческим заданием должно быть не менее 4-х).


●       в центр обучения поставить основную единицу современной лингводидактики – текст; языковые явления рассматривать с позиций текстовых категорий; разнообразить дидактический материал, активнее включать в работу тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стилей; практиковать в IX–XI классах работу с неадаптированными текстами;


●       совершенствовать подходы к анализу текста, включать в него вопросы на понимание содержания, основной мысли, позиции автора, выделение средств связи между предложениями и микротемами;


●       на уроках русского языка и литературы интегрировать формирование умения находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка, объяснять их роль в тексте;


●       на более ранних этапах (V–VII классы) начинать обучение написанию изложения на основе текстов всех структурно-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение) и разных стилей, выявляя их особенности, а также сочинения-рассуждения на основе исходного текста, постепенно развивая умение подбирать убедительные примеры и аргументы для доказательства тезиса; практиковать написание мини-изложений с творческим заданием;


● широко использовать задания в форме тестов, постепенно приближая их к типу экзаменационных, не забывая при этом о      необходимости других видов контроля (сочинений, изложений, диктантов);


● администрации школ найти возможность организовать репетиционные экзамены в условиях, максимально приближенных к аттестационным испытаниям.


Методическую помощь учителю при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ могут оказать следующие материалы, размещенные на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru/):


– документы, регламентирующие разработку контрольных измерительных материалов для государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в основной школе (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);


– учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников IX и XI классов;


– перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ;


– перечень учебных пособий, имеющих гриф «Допущено ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях».


Все документы, регулирующие проведение итоговой аттестации по русскому языку, находятся на официальных сайтах ФИПИ (www.fipi.ru) и Министерства образования и науки РФ (www.mon.gov.ru).


Использование новых технологий объективно ведет к улучшению качества обучения русскому языку, повышает эффективность усвоения знаний школьниками. Информационные технологии обеспечены цифровыми образовательными ресурсами, сведения о которых содержатся в Едином каталоге цифровых образовательных ресурсов. Также рекомендуем получить информацию о мультимедийных образовательных ресурсах и возможностях их использования.


Литература


1. Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: Пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров. – М.: МАКС Пресс, 2010. – 80 с.


2. Вертилецкая И.Г. Разработка программ отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС ООО (Из методических рекомендаций по разработке ООП ООО, рекомендованных к публикации в КРИПК и ПРО). – Кемерово: КРИПК и ПРО, 2013.


3. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М: Вита-Пресс, 2011г. – 88 с.


4. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.


5. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия / Н.А. Морева. – М.: Просвещение, 2007. – 158 с. – (Библиотека учителя).


6. Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного образования. Теория и технологии. – Волгоград: Учитель, 2013.


7. Скворцова Г.И. Критерии и алгоритм анализа и самоанализа урока в рамках деятельностно-компетентностного подхода. – МЦКО, 2008.


8. Фещенко Т.С. Новые стандарты – новое качество работы учителя. Практико-ориентированное учебно-методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2013. – 224 с.


9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, В.Г. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.


10. Скворцова Г.И. Критерии и алгоритм анализа и самоанализа урока в рамках деятельностно-компетентностного подхода. – МЦКО, 2008.


Материалами журнала №9, 2014 можно познакомиться в электронной подписке.

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ