Пищеварение в ротовой полости
(Биология. VIII класс)Ксения САППАРОВА,учитель биологии I квалификационной категории средней школы №35 г. Казани Технология проблемного обучения начала активно развиваться еще в 60–70-х годах XX...
Ксения САППАРОВА,
учитель биологии I квалификационной категории средней школы №35 г. Казани
Технология проблемного обучения начала активно развиваться еще в 60–70-х годах XX века. И сегодня, спустя половину столетия, мы понимаем, что это – инструмент и ответ на требования ФГОС. Ведь технология проблемного обучения способствует достижению предметных и метапредметных результатов, развитию критического и креативного мышления, познавательной активности и самостоятельности. В основе моделирования проблемной ситуации лежит открытая задача, которую в течение урока должен решить обучающийся.
Цель урока:
Образовательная: сформировать у обучающихся представление о процессах пищеварения в ротовой полости. Показать роль компонентов ротовой полости в процессе переваривания пищи, ознакомить с исторической ролью процесса слюновыделения.
Воспитательная: воспитывать познавательный интерес, чувство взаимопомощи, товарищества и сотрудничества при групповой работе. Воспитывать чувство ответственности за принятые решения.
Развивающая: способствовать развитию внимания, восприятия, воображения. Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, использовать полученные результаты в жизни.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: фронтальная, групповая.
Оборудование: раздаточный материал с заданиями для учащихся, мультимедийное оборудование, слайд-презентация по теме «Пищеварение в ротовой полости», лабораторное оборудование.
Ход урока
- I. Организационно-мотивационный этап
(Учащиеся сидят по группам (4 группы по 4 человека, учащиеся в халатах), на столах таблички с названием групп, инструктивные карты, ноутбуки, учебники, дополнительная литература.)
- II. Постановка проблемного вопроса
(На экране видео с историческими памятниками Древней Индии.)
Учитель. Перед вами памятники архитектуры Древней Индии, где в древности применяли «испытание рисом»: на суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимого предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он невиновен, если не съест, то виновен. Почему? (Видео заканчивается.) Какие будут предположения?
(Учитель назначает помощника, учащиеся выдвигают гипотезы, помощник записывает гипотезы на флипчарте.)
«Человек не боится, если невиновен, поэтому может спокойно съесть; если виновен, то волнуется и не может проглотить».
Учитель. Вы выдвинули несколько гипотез, а какие из них оказались верны – сможем ответить в конце урока.
III. Изучение нового материала
- Постановка темы урока.
(На слайде коллаж-фото людей разных стран мира, которые едят.)
Учитель. Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Учащиеся. Еда, пищеварение, пищеварение во рту.
Учитель. Верно, тема нашего урока – «Пищеварение в ротовой полости». Прошу записать тему в ваших инструктивных картах.
- Постановка понятийного аппарата.
(Слайд демонстрирует строение ротовой полости.)
- Актуализация понятийного блока в формате репродуктивной беседы.
Учитель. Что происходит с пищей, когда она попадает в ротовую полость? (Пережевывается, измельчается.)
– Верно, с помощью чего? (С помощью зубов.)
– Хорошо. Только ли зубы в ротовой полости участвуют в пищеварении? (Нет, участвуют также язык, слюна.)
– Для чего необходим язык? (Осязать вкус пищи, глотать пищу, говорить.)
– Для чего необходима слюна? (Смачивать пищу, чтобы глотать.)
– Молодцы! А теперь я предлагаю оформить ваши ответы в виде схемы в своих инструктивных картах.
(На слайде появляется схема «Функции ротовой полости», которую нужно дополнить.)
– Отлично! Давайте посмотрим, что у вас получилось.
(Опросить ученика, после ответа готовая схема появляется на слайде.)
- Работа в группах.
Учитель. Сегодня мы подробно поговорим о химической обработке пищи в ротовой полости. Сейчас вам необходимо выполнить задание №2 в инструктивных картах. Вам предстоит работать в группах. Каждая группа выполняет лабораторную работу, используя различные источники литературы (во всех источниках литературы будет сказано, что при чувстве страха у человека перестает выделяться слюна).
1-я группа определяет местоположение слюнных желез.
Вывод: у человека есть 3 пары слюнных желез, которые открываются протоками в ротовую полость, слюна участвует в формировании пищевого комка.
2-я группа описывает процесс рефлекторного выделения слюны на различные раздражители.
Вывод: слюна выделяется у человека не только при попадании пищи в ротовую полость, но и когда человек видит пищу, слышит аромат пищи, думает о ней. При чувстве страха прекращается выделение слюны.
3-я группа описывает реакцию среды слюны.
Вывод: слюна имеет слабощелочную реакцию среды.
4-я группа определяет состав слюны (крахмальная проба).
Вывод: слюна содержит ферменты, способные расщеплять углеводы. Ферменты активны в слабощелочной среде.
Учитель. Обращаю ваше внимание на «Правила работы в группе», которые находятся на ваших столах. В каждой группе выберите ответственного, который вполголоса прочтет эти правила. На выполнение задания каждой группе дается 4 минуты. Время пошло.
(Каждая группа представляет результаты работы, остальные группы при этом заполняют таблицу в инструктивных картах (аналогичная таблица на слайде, другие группы проверяют правильность выполнения задания выступающей группы.)
Учитель. Работа в биологической лаборатории закончилась. Я прошу сделать вывод в виде развёрнутого ответа каждой группы.
Вывод по таблице: химическая обработка пищи осуществляется с помощью слюны, всего 3 пары слюнных желез, протоки которых открываются в ротовую полость. Слюна выделяется рефлекторно на различные виды раздражителей. При чувстве страха выделение слюны прекращается. Слюна содержит ферменты, расщепляющие углеводы. Ферменты активны в слабощелочной среде.
Учитель. Замечательно! Плодотворно поработали.
- IV. Рефлексия
(Учитель возвращается к вопросу «испытания рисом» в Древней Индии: (памятники архитектуры, образы людей Древней Индии, текст об испытании рисом.)
Учитель. А сейчас вернемся к «испытанию рисом» в Древней Индии. Вспомним, какие же гипотезы вы выдвинули в начале урока? (Учащийся перечисляет гипотезы.) Вам нужно сейчас подумать и проговорить в группе, какие гипотезы оказались верными, затем представитель каждой группы выскажет общее мнение. На выполнение задания дается 1 мин, время пошло.
(Учащиеся высказывают свое мнение (виновный человек боится суда, от чувства страха у него перестает выделяться слюна, поэтому он не может проглотить рис.)
Учитель. Отличная работа! Абсолютно верно. (Повторить вывод или вывести на слайд.)
Наш урок подходит к концу. Вы сегодня отлично поработали! И вашим домашним заданием будет:
- Вложить инструктивную карту в рабочую тетрадь по биологии.
- Подумайте, будет ли происходить слюноотделение, если перестанут функционировать нервы, отходящие от языка и слизистой рта? Запишите ответ в рабочую тетрадь.
- Решите задачу: в столовой к обеду был приготовлен винегрет, сильно заправленный уксусом. Как будет перевариваться в ротовой полости картофель, входящий в состав винегрета?
А как сегодняшний урок смог повлиять на вас? Если вы узнали что-то новое, хлопните в ладоши. Пригодятся ли вам эти знания в жизни? Я благодарю вас за замечательный урок, вы – молодцы! (Взаимные аплодисменты.) Урок окончен.
Комментарийлар