Логотип Магариф уку
Цитата:

Подготовка учащихся к ГИА по русскому языку в сельской школе

Алсу Марданова,учитель русского языка и литературы Среднекирменской средней школы Мамадышского района Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. Мы, учителя, вместе со своими...

Алсу Марданова,


учитель русского языка и литературы Среднекирменской средней школы Мамадышского района


Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену. В сельской местности подготовка к ГИА тоже имеет свои особенности. Я предлагаю систему работы над тестовой частью при подготовке к ГИА.


1.  Изучение учебно-методических пособий ФИПИ и пособий, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Учебные пособия содержат варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме в IX классе, структурированных в соответствии со спецификацией 2015 г., утверждённой ФИПИ и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ, и снабжённых ответами. Задания этих пособий позволяют организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществить дифференцированный и индивидуальный подход.


2. Создание банка тестовых заданий. За последние годы работы пополняю лабораторию учителя тестовыми заданиями с V по XI класс.


Использую тестовые технологии на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний (правописание приставок пре-, при-; правописание приставок на з, с; правописание личных окончаний глаголов). Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста. В системе работы активно использую информационно-коммуникационные технологии, ЦОР, Интернет-ресурсы, которые эффективно помогают ученикам в подготовке к урокам, к экзамену. Опыт показывает, что наиболее заинтересованные в результатах итоговой аттестации учащиеся активно выполняют работы в режиме on-line и обращаются за консультацией по поводу трудностей или ошибок. Я рекомендую учащимся и их родителям, прежде всего, официальные сайты «ФИПИ. Открытый банк заданий», «По уши в ГИА», «Капканы ГИА» – сайт Л.М.Бенделевой, мои ученики выполняют различные тесты в режиме on-line на сайте http://www.saharina.ru. Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе. На уроке с помощью компьютера вывожу теоретический материал на интерактивную доску, остальное время уделяю решению ключевых задач, таким образом, базовый уровень получает весь класс, затем перехожу к дифференцированному обучению. Для этого использую дополнительный дидактический материал из КИМов, проектирую на экран задания по каждой теме, аналогичные темы, которые представлены в демоверсии ГИА. Решив задания, учащиеся отмечают правильно выполненные, а те задания, с которыми они не смогли справиться, обсуждаем всем классом, чтобы стало понятно, почему этот вариант ответа правильный.


На занятиях элективных курсов и кружковых занятий в систему подготовки к ГИА включаю следующие виды работы.


При выполнении КИМов некоторое затруднение вызывает 6-е задание ГИА. Пример из КИМов: замените книжное слово «прострация» в предложении 44 стилистически нейтральным синонимом; замените просторечное слово «смекнул» в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.


Попутно даю теоретический материал, без знания которого невозможно правильно выполнить тест. Книжные слова, которые позволяют автору обратить внимание читателя на общественно значимые события, нравственные ценности, убедить в необходимости желаемого поведения, а также стилистически нейтральная лексика (используется писателями как языковая основа произведения, употребляется в любых условиях общения). При объяснении данного материала использую презентацию «Лексика, стилистическая окраска слов». В данном случае стилистически нейтральным синонимом книжного слова «прострации» являются слова: безразличный, равнодушный, подавленный; смекнул – понял. Вместе с учениками на основе выполнения КИМов составили целый список слов: родичи – родственники, смекнул – понял, (не) сулит – не обещает, плясунья – танцовщица, пырнул –ударил. (Некоторые варианты КИМов.)


Подготовка к ГИА начинается уже с VIII класса. Для восьмиклассников предлагаю такое задание (на основе текста В.А.Солоухина).


(1) Лежать на траве. (2) Опуститься, опрокинуться навзничь, раскинуть руки…


(3) Нет другого способа так же плотно утонуть и раствориться в синем небе, чем когда лежишь на траве. (4) Улетаешь и тонешь сразу, в тот самый миг, как только опрокинешься и откроешь глаза. (5) Так тонет свинцовая гирька, если ее положить на поверхность моря. (6) Так тонет напряженный воздушный шарик (ну, скажем, метеорологический зонд), выпущенный из рук. (7) Но разве есть у них та же стремительность, та же легкость, та же скорость, что у человеческого взгляда, когда он тянет в беспредельной синеве летнего неба?! (8) Для этого надо лечь на траву и открыть глаза. (В.А.Солоухин).


Задание 1. Замените слово опрокинуться из предложения 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.


Задание 2. Из предложений 2 – 4 выпишите наречия.


Задание 3. Замените словосочетание воздушный шарик (предложение 6), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.


Задание 4. Выпишите грамматическую основу предложения 8.


Задание 5. Среди предложений текста найдите предложение с вводным словом, напишите его номер.


Задание 6. Среди предложений 1 – 4 найдите предложение (я), осложненное (ые) однородными членами. Напишите номер (а) этого (их) предложения (ий).


Задание 7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (ы), обозначающую (ие) запятые при обособленном определении.


Так тонет свинцовая гирька, (1) если ее положить на поверхность моря. Так тонет напряженный воздушный шарик (ну, (2) скажем, (3) метеорологический зонд), (4) выпущенный из рук.


Ответы: 1 – лечь; 2 – навзничь, плотно, сразу; 3 – шарик в воздухе; 4 – надо лечь и открыть; 5 – 6; 6 – 2, 3, 4; 7 – 4.


Среди заданий при подготовке к ГИА особое затруднение вызывает задание 7: «Виды связи слов в словосочетании». Задания могут быть сформулированы так: замените словосочетание, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Например: запахи леса (управление) заменено лесные запахи (согласование).


Задания могут быть сформулированы так: какой способ связи слов представлен в словосочетании дождь и ветер?


1) управление; 2) согласование; 3) примыкание; 4) не является словосочетанием.


Правильный ответ: не является словосочетанием.


Следующий вариант формулировки задания: из приведенного ниже предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью управление. Серое небо низко провисало над головой. (Провисало над головой.)


Замените данные словосочетания синонимичными:


Согласование на управление:


заячьи следы – … осенние краски – …


Управление на согласование:


сок из клюквы – … бусы из стекла – …


Согласование на примыкание:


грустная улыбка – … веселый смех – …


Ответы: следы зайцев, краски осени, клюквенный сок, стеклянные бусы, грустно улыбаться, весело смеяться.


В какой строчке во всех словосочетаниях способ связи управление?


1) готовые разделить, неоткуда ждать, незачем торопиться


2) завозят припасы, воет за стеной, ждать писем


3) всегда оставляет, так повелось, усталые охотники


4) возвращаться вечером, лесная избушка, верные товарищи


Ответ: 2.


Для успешного выполнения подобных заданий большую роль играет знание теоретического материала. (Что такое словосочетание, главное и зависимое слово, чем может выражаться зависимое слово при согласовании, при управлении, при примыкании?)


В КИМах экзаменационной работы по русскому языку в IX классе мы встречаемся c заданиями, связанными с основными правилами правописания приставок. Обычно они выглядят так:


Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце ее пишется С».


Из предложений выпишите слово, в котором приставка имеет значение неполноты действия.


Для того, чтобы легко справиться с подобными заданиями, запоминаем алгоритм правописания приставок:


– нахожу и выделяю приставку, оканчивающуюся на з (с)


– пишу слово с приставкой на з перед звонкой согласной или гласной


– нахожу и выделяю приставку пре- или при-


– определяю значение приставки, если это возможно


– пишу слово с приставкой пре- и при- в соответствии с правилом


Задание 1. Из предложений 23 – 27 выпишите слова, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука.


(23) Толик разглядел, как в дыму, окутавшем окрестности, к дому ринулись, раскручивая на ходу шланги, двое пожарных в касках и подъехала еще одна машина. (24) Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжелый шланг, и Толик с отцом обогнали их. (25) Рядом с Темкиным домом стоял сухой тополь. (26) Он уже горел вовсю, словно факел. (27) Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье. (Ответ: сгоревшие.)


Задание 2. В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?


1) история 2) ложилось 3) подставить 4) взглянула (Ответ: взглянула.)


Задание 3. В каком слове есть приставка, правописание которой определяется правилом: «На конце приставки пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук, если после приставки следует звонкий согласный»?


1) разница 2) избегал 3) состроить 4) здешний (Ответ: избегал.)


Таким образом, используя такую систему работы по подготовке к ГИА, можно скорректировать уровень знаний, навыков и умений по всем разделам языкознания, по конкретным темам, изученным в курсе общеобразовательной школы. Предложенная система заданий и упражнений направлена на усовершенствование языковой чуткости, языковой интуиции, на развитие практических навыков использования правил и исключений из правил.

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ